Стихотворение «Сократ. Счастливые перемены»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 273 +1
Дата:
«Сократ. Счастливые перемены»
Предисловие:

Сократ. Счастливые перемены

                          116
Время летит, ни на что невзирая,
К власти любой равнодушно оно,
Нет у него ни дороги, ни края,
Есть только «будет» и «было давно».
Всё на Земле подчиняется Крону:
Люди и звери, Олимп и судьба,
Но устремляем мы взор к небосклону,
Будто богам интересна мольба.

                          117
Людям отпущено времени мало,
Чтобы свершить в жизни много добра,
Солнце и то не горит вполнакала,
Дивную Землю лаская с утра.
Мысли о том занимали Сократа:
«Много ли света у нас в головах?
Истины поиск — не времени трата,
Трудно его объяснить на словах!

                          118
Истина людям почти недоступна,
Хоть и живёт в каждом смертном она,
Только, как совесть людей, неподкупна
И большинству не должна быть видна.
Разве Ксантиппа поймёт рассужденья,
Коими я занимаюсь сейчас?
Ей легче думать о деторожденье,
Чем подниматься душой на Парнас…»

                          119
Часто философ рассматривал небо,
Словно в нём видел Зевеса чертог
Или обитель прекрасного Феба,
Но от стяжательства был он далёк.
В добрые дни продолжал он беседы,
Умными мыслями щедро делясь,
Не замечая, как скудны обеды,
Лишь к рассужденьям своим торопясь.

                          120
Едко ругала Ксантиппа Сократа
В том, что не учит за деньги супруг,
Молвя: «Твоя бескорыстность чревата
Тем, что смеяться начнут все вокруг!
Ты посмотри, как бедны мы с тобою:
Правит у нас безраздельно нужда!
Так, уподобясь рабу иль изгою,
Ты проведёшь в нищей жизни года!»

                          121
«Спорить с тобою, жена, бесполезно,
Ты и без мудрого знанья права —
Пусть ты и судишь о быте помпезно,
Но в рассуждениях нет плутовства.
Только ведь жить надо так, дорогая,
Чтоб кругозор был бы шире котла,
К знаньям стремиться, судьбу не ругая,
Хоть и бывает она тяжела…»

                          122
«Людям даёшь ты бесценные знанья,
Разуму учишь богатых детей,
Это же — вместо отца воспитанье,
Ты бескорыстен, как сам Прометей!
Вспомни, философ, судьбу Пифагора!
Сколь он прошёл ради знаний дорог?
Я не хочу, чтобы вспыхнула ссора,
Только какой от ученья нам прок?»

                          123
«Что может в женщине быть самым ценным? —
Молви, Ксантиппа, ответ не тая!»
«Надо ль делиться с тобой сокровенным,
Если горжусь этим качеством я?»
«Всё же, ответь мне, моя дорогая,,
Я, как-никак — человек непростой!»
«Муж мой, я честно скажу, полагая —
Женщины ценны своей красотой!»

                          124
«Можно ль её продавать ежедневно,
Не пропадать же такому добру?»
Тотчас Ксантиппа ответила гневно:
«Можно, коль та не пришлась ко двору!
Есть и в Афинах такие девицы,
Что за оболы пошли по рукам!
Их называют позорно — блудницы,
Радость для них — угождать простакам!»

                          125
«А для мужчин что считается важным?»
«Знания, разум и мудрости дар!»
«Значит, муж будет считаться продажным,
Если всё это продаст, как товар?»
Тут уж Ксантиппа смутилась, краснея,
Вывод подобный был дерзок и нов,
Крикнула: «Это, Сократ — ахинея,
И оправдание для бедняков!»

                          126
Но  усмехнулся мыслитель лукаво,
И не замедливши, вышел за дверь:
«Думать, как я, есть у каждого право,
Пусть поразмыслит Ксантиппа теперь!»
И, по привычной дороге шагая,
Снова на площадь он вышел с утра,
Думал, в уме афоризмы слагая:
«Мудрые мысли ценней серебра!

                          127
Только б не стать им разменной монетой —
Обогатятся на них торгаши.
Пусть же летят, словно свет, над планетой,
Ставши бальзамом для доброй души!
Бедность меня не смущает нимало —
Пышность и золото — яд для ума,
Роскошь нужна для пустого бахвала,
Коему все рассуждения — тьма…»

                          128
Каждое утро он был озадачен
Кем-либо встреченным им на пути,
Зная, что день не напрасно потрачен,
Если сидеть не пришлось взаперти.
…Как-то архонт озаботил Сократа:
«Дай мне бесплатный полезный совет —
Что нужно сделать, чтоб жить мне богато,
Не нанося репутации вред?»

                          129
«Если её не отдать на закланье,
Жить лучше многих ты сможешь вполне —
Лишь сократи вполовину желанья,
Чтоб послужить без корысти стране!»
«Глупый совет, и с трудом исполнимый! —
Молвил архонт, повернувшись спиной.
И пошагал он, обидой ранимый. —
Зря посмеялся Сократ надо мной!»

                          130
Но не шутил над архонтом мыслитель,
Правду сказал он тогда старику,
Только богатый закона блюститель
На слово верить не стал знатоку.
И призадумался как-то философ:
«Слава по миру идёт обо мне,
Будто посредством разумных вопросов
Стал я умнее софистов втройне.

                          131
Надо послушать бы их разговоры —
Ведь гонорары им платят не зря,
Только не стану вступать с ними в споры,
Буду сидеть и молчать, не мудря…»
Сказано — сделано: легкой походкой
Двинулся прямо к софистам Сократ,
И с нарочитой личиною кроткой,
Тихо вошёл он в таинственный сад.

                          132
В этом саду собирались софисты,
Чтоб на свободе похвастать собой,
Часто их мысли бывали нечисты,
Так как грешили они похвальбой,
Произносились невнятные речи,
И паутиной казались они —
Умный Сократ был от споров далече,
Весь жаркий день пребывая в тени.

                          133
Слушал философ софистов тирады
И удивлялся порой хвастовству,
Жаждали старцы богатой награды,
Спором пустым сотрясая листву.
Тихо Сократ удалился из сада,
И проворчал, отцепляя репей:
«Знаю я мало, не более чада,
Только софисты намного глупей».

                          134
Он возвратился домой до заката,
Где и услышал хорошую весть:
Сыном жена одарила Сократа —
Это в Афинах считалось за честь!
…Радость его повторилась в грядущем —
И через год, а потом через два,
Маленький дом стал чертогом цветущим,
В коем звенели детишек слова.

                          135
…Думал Сократ о проблемах планетных,
Не забывая о роли отца —
Был он хорош средь мужчин неприметных,
Ни перед кем не теряя лица.
Трём сыновьям прививал он науку,
И приучал их к труду и борьбе,
К бегу, прыжкам, к фехтованью и луку —
Всё пригодится в дальнейшей судьбе!

                          136
«Не уберут разногласия боги —
У Олимпийцев есть к ним интерес:
Люди не смогут прожить без тревоги —
Войны приветствует буйный Арес.
Три крепких сына — Ксантиппы опора
В случае, если пойду на войну,
Впредь не услышит супруга укора,
Лучше пред ней проявлю слабину…»

Глоссарий к главе:

  Аре́с — сын верховного бога Зевса и его жены, царицы богов Геры, грозный и могучий бог войны, покровитель воинов.
  Афи́ны — столица Греции и центр исторической области Аттика. Это крупнейший город страны и её экономический и культурный центр. Афины — один из самых значительных древнегреческих полисов и символ цивилизации. Этот город многие считают колыбелью европейской культуры и науки. Город назван в честь богини мудрости Афины и известен своим Акрополем, который является одним из самых захватывающих древних построек в мире.
  Ахине́я — вздор и бессмыслица. Есть версия, что слово «ахинея» пришло в русский из древнегреческого языка, который к не любили учить древние будущие русские священнослужители, называвшие этот язык «афинской мудростью» или «афинеей-ахинеей»
  Зеве́с (Зевс Кронид, Кронион, Олимпиец, Громовержец) — великий бог, царь всех богов Эллады, самый сильный из детей бога времени Крона. Его дворец расположен на Олимпе.
  Крон (Кро́нос) — бог времени, титан, младший сын первого бога Урана-Неба и богини Геи-Земли. Крон — отец Зевса и старших олимпийских богов. Имя «Крон» происходит от греческого слова «хронос» — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени.
  Ксанти́ппа — жена Сократа. Имя (Xanthippe) в переводе с древнегреческого, это — «рыжая кобыла» (греч. xanthos — желтый, рыжий; hippos — лошадь, кобыла).
  Олимп – высокая гора в Элладе, место жительства высших эллинских богов, под властью великого царя богов Зевса. Именно из-за этой горы богов часто называют «олимпийскими».
  Парнас — бывшая когда-то остроконечной и очень высокой, а ныне — двуглавая священная гора в Греции, на западе Фокиды, с вершинами Тифорея и Ликорея, вследствие чего Парнас называется двухвершинным. Парнас покрыт лесом, а вершины его — снегом. Здесь же находился известный Кастальский источник, посвящённый Аполлону и музам, отчего и сам Парнас считался местопребыванием покровителя всех искусств Феба и муз. На южном склоне этой горы располагался священный город Дельфы, оракул Аполлона и его храм.
  Пифаго́р Само́сский ( лат. Pythagoras,  570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, поэт,  математик и мистик, создатель  философской  школы пифагорейцев. Мать Пифагора происходила из знатного рода Анкея,  основателя греческой колонии на Самосе. Рождение сына ей предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит: «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу ребёнка Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
  Промете́й — один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов, двоюродный брат Зевса, сын титана Иапета. Имя Прометей  означает «мыслящий прежде», «предвидящий»
  Сокра́т – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Сократ пытался постичь устройство природы, мира и человека.
  Софи́сты (от др.-греч. «софос» – мудрый) — «мудрецы», знатоки, мастера —древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение: Платон указывал на высокие гонорары за обучение у софистов, на их самовосхваление и не всегда честные приёмы полемики. В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.
  Феб — эпитет, прозвище олимпийского бога Аполлона.


Реклама
Обсуждение
     04:01 26.06.2021 (2)

Пусть ты и судишь о быте помпезно

Из предыдущей строфы явствует, что Ксантиппа судит о быте вполне прагматически, а отнюдь не помпезно.

И как вообще выглядят помпезные суждения о быте?
     07:55 27.06.2021
Да пжалста...

- Я царскую заплату на тунику
Поставила тебе, милейший муж.
Она вполне идёт к такому лику,
Достойному и мудрому к тому ж.

Я веткой пальмы в супе помешала,
Куда добавлен криль а-ля Версаль.
И всё-таки, тебе б не помешало
Добавить злата в эту пастораль.

Достойнейшие юноши толпою
Текут послушать мудростъ бытия.
Ты их конечно тискаешь порою,
Но лучше бы принёс домой рыжья...

- Позор тебе, несносная матрона!
Как смеешь намекать на это ты? 
Желаешь, кликну юного Платона?
Уже ли тот исполнен красоты? 

Эрот к нему не думает спускаться.
И стрелы зажимает в колчане.
Признаюсь, раз случилось набухаться... 
Но, даже спьяну парень не по мне.

За тем-то всё-то это и реку-то,
Что жизнь мою настолько низвела,
Что мне во сне мерещится цикута.
Всё лучше, чем подобные дела.

В натуре ты с софистами не ботай
На вашем бабьем глупом языке.
Ты женщина? - Пойди, и заработай,
В эпический салон мадам Кеке... 

- О муж мой, мы за мусор не платили, 
И мусора - огромная гора!
За свет собрать - агенты приходили. 
Пришлось полить несчастных из ведра... 

- Ты жисть мою покоцала до донца. 
Ты стервою останешься в веках. 
На кучу лажу я, чтоб встретить солнце.
Неуж-то думать мне о пустяках...

Вот так начнут супруги вдруг и снова
Чинить разборки - кто, мол, виноват,
Пока разгонит жезлом участковый, 
Семён Видгоркин истинный сармат. 

     15:56 26.06.2021 (2)
Александр! Вы - средний поэт, но мудрый критик, так найдите нужные ответы
на свои вопросы!
Всего Вам доброго!
Гость      22:56 26.06.2021 (1)
1
Я знаю ответ.
Потому что бесполезно - помпезно в в рифму,
а бесполезно - прагматично нет.
     04:49 27.06.2021
Ах,  гость, Вы не совсем правы, ведь  Алексей, отличный  сильный поэт,  владеющий обширным  лексиконом,  мог бы применить другую  пару рифм, например:

"Спорить с тобою, жена, неэтично,

Ты и без мудрого знанья права —
Пусть ты и судишь всегда  прагматично,
Но в рассуждениях нет плутовства."(с)


Но, если Ксантиппа отличалась склонностью к помпезности  в речах,  то  Алексей это и подчеркнул. 
Скандальная   матрона, как пишут историки, такие  пышные  гневные речи закатывала,  застав  мужа за его  философствованием  на площади или  на  базаре, что   даже птицы в страхе  разлетались оттуда!

А Красилов просто влез   из  желания немного погадить.  Особенно,  это стало понятно,  когда он "тявкнул" лажу, пытаясь оскорбить  других читателей ... Такое  за ним и  раньше водилось.  
Видимо, он  опять приболел, и ему нужна  помощь медицины: 
     15:58 26.06.2021 (4)
Это не мои вопросы.
Это вопросы любого умного читателя.
У Ваших стихов подобный читатель крайне редок.
Гость      22:58 26.06.2021

Александр Красилов      15:58
Это вопросы любого умного читателя.
У Ваших стихов подобный читатель крайне редок.

Вы путаете.

Это У Ваших стихов подобный читатель крайне редок.
     20:30 26.06.2021 (1)
Несчастная Стаси...
     04:29 27.06.2021
Бедняжка  Красилов...  Вы опять соврамши сидите?  С какого  перепуга Вы глаголете, будто я несчастная?

Я-то,  как  раз, счастливая, а вот Вы,   явно несчастны,  если  пробавляетесь таким  дешёвым  троллингом.

 Повторю: зря Вы  тужитесь придраться к  тем произведениям,  каких  Вы сами не написали и никогда   не напишете... 
Не надо так явно проявлять зависть и собственную несостоятельность, НЕСЧАСТНЫЙ Красилов. 

Голословность и нелепость Ваших наскоков я заметила давно.  Что же, Вы к лучшему-то  не меняетесь, болезный?

... Зря Вы  поставили  на  аватарку смелого добермана... 
Лучше, в  соответствии с Вашими "высказываниями", смените его на моську. Ха-ха-ха!
     20:14 26.06.2021
Ах, Красилов… Не  могу удержаться,  чтоб не сказать Вам ласковое слово! 
Вижу:  Вы  опять в своём репертуаре,  как и в  прошлые  годы:  тужитесь глупо  умничать?  

И для этого пытаетесь  критиковать  стихи  Алексея?    
Ей-Богу, вспоминаются известные  строки: «Ай Моська,  знать  она  сильна...(с)
  Читаю Ваши  слова и смеюсь.  Ха-ха-ха!

С чего это это вдруг Вы решили притвориться,  что не знаете смысла слова  «помпезно»?  Помпезные  (пафосные, торжественные, высокопарные,  пышные) рассуждения  о быте  бывают  слышны тогда,    когда  бытовое-материальное  ставят превыше духовного,  да ещё и  выспренне рассуждают об этом.

Что обычно  и делала эта славная Ксантиппа, щедрая на такие  «возвышенные» речи! ( Хватит Вам синонимов к  слову помпезно?)

 Вам   всё  понятно?

А вот чушь,  которую Вы тут,  якобы,  остроумно тут ляпнули,   Вы засуньте-ка  себе в то место, которым Вы  думаете, когда  пытаетесь накорябать  глупость авторам.

А читатели  у  стихов,  поэм и  книг Алексея, обычно — люди  умные, Они понимают  значения  слов и умеют  пользоваться словарями.

Ну разве,  что иногда забежит и какой-нибудь К**силов и ляпнет смешной ляп.


     19:31 26.06.2021
Не могу с Вами не согласиться - самые умные читатели у Вас!
     14:13 10.06.2021 (1)
Прекрасные строки о мудреце - живые и интересные.
Они сложены мастерски для высокообразованных людей.
Алексей, Вы замечательный автор.
С уважением, Пётр
     03:50 26.06.2021
Я отношусь к Сократу с огромным уважением. Эрудированный чудак, необыкновенный учитель
и мужественный человек!
Только одно печалит - не оставил письменных трудов для потомков. 
   Благодарю Вас, Пётр, за добрый отзыв!
     14:14 07.03.2021 (1)
рада  продолжению  о  Сократе  -   спасибо!!
     03:47 04.06.2021
Спасибо, Валентина, за отклик!
Уже написаны мной поэмы о Платоне и об Аристотеле.
Только нет времени публиковать здесь - слишком заморочено это.
     09:48 17.03.2021 (1)
Сократ занимался по сути тем же, что и его мать))
Его друг после посещения дельфийской пифии, передал её слова, что Сократ
является самым мудрым человеком. После чего (с помощью эксперимента) Сократ пришёл к выводу, что
он мудр в том, что знает то, что ничего не знает, когда остальные не понимают
и этого. Если верить записям Платона, конечно.

В Вашем изложении Сократ живой, как-будто лично с
ним знакомишься...
Браво!

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​123 — Молви, Кантиппа — буковка убежала)


     03:43 04.06.2021
Спасибо, Кьяра, за прекрасный отзыв!
Я во всех поэмах предпочитаю подавать тексты так, как будто автор - очевидец событий.
     12:27 07.03.2021 (1)
Отличная и очень  интересная глава, Алексей!

В начале главы есть  много чётких  философских, даже  афористичных мыслей, а потом классно  рассказано, как Сократ  пояснял Ксантиппе, почему он не берёт плату за  свои умные  беседы. 
 Сцена обрисована мастерски!

И отлично рассказано,  как Сократ  ходил слушать  софистов... Говорят, что  он  после этого и сказал  свою известную фразу: "Я  знаю, что  ничего  не  знаю, а  другие не знают даже этого", имея в  виду  незнающих, но напыщенных софистов...

И то,  что его личная и  семейная жизнь не забыта,  это правильно! 

Кстати,  хотя Ксантиппу современники   и считали сварливой женой, но  дети  в  семье  рождались  исправно...  Значит  жена, всё-таки,   любила Сократа...
     12:45 07.03.2021 (1)
Я давно когда-то попробовал почитать то, о чём спорили и рассуждали софисты, но в итоге отказался
от этого занятия. Сократ мне родней, хотя и с ним я не во всём согласен.
Спасибо, Стаси!
     16:52 07.03.2021
После комментария Стаси я промолчу. Вы удивительные, ребята Восхищаюсь вами. 
Реклама