Фермата (Смерть Чюрлёниса)
Ты вышел в зимний сад,
влюблённый в весну, в теплые проталины земли,
мягкой и готовой зазеленеть травой.
Ты вышел в зимний сад,
по-летнему одетый, уверенный,
что это ускорит приход весны –
лишь бы люди поверили в это.
Ты вышел в зимний сад,
и на ветвях ещё стояла инеем ночная метель,
и где-то далеко-далеко дышало подо льдом море,
и дыхание его было слышно только тебе,
и лишь большие города были мертвы для тебя.
Ты вышел в зимний сад,
тоскующий по неблизкой родине,
по неузнаваемой тобой планете по имени Земля,
по Вселенной, такой одинокой в этом саду и в этом мире,
который ты назвал большой симфонией,
где жизнь твоя прозвучала короткой нотой.
И
на какой-то миг,
объяв единым разом
и иней на ветвях, и будущую весну,
и дыхание моря, и жизнь своей родины,
и планеты, созданные твоим воображением
и так похожие на Землю,
молчавшую вместе с тобой в это раннее утро, –
ты понял, что фермата,
длящая тебя,
краткую ноту среди мириад других нот,
грозит превратить её в фальшивый фальцет
никому неизвестного инструмента,
и после того, как нота сорвётся в пустоту,
фермата будет бесконечно длить паузу этой пустоты
не ставшей тишиной, –
ты вышел в зимний сад
и не вернулся...
|