…За заборами, за запорами, за собачьими злыми сворами — погребённые, прокажённые, до костей, до души обнажённые дни и ночи мы воло́чим словно цепи… Нету мо́чи! Ни просвета, ни привета — смерти нет... и жизни нету.
(Павел Адельгейм)
Два самых важных дня в твоей жизни — день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем. (Марк Твен)
Святой Отец
Лик с иконы глазами карими
посмотрел, —
напосле́д прозрев.
Мир гудел в августо́вском мареве
шелестящей листвой дерев...
Пили чай
и хрустели сушками...
Отче Павел вздохнул: пора, –
стрекотну́ли часы с кукушкою,
раззуделось в кости́ бедра…
Нож сверкнул серебристой молнией,
острым жалом вонзаясь в грудь,
губы —
с воплем от боли! — мо́лвили:
«Ты покайся и.… счастлив будь...»
Воспылало нутро злодейское,
адским страхом взрывая плоть!
Скудный ум,
осознав последствия,
принялся́ в черепок "колоть",
и рука, подчиняясь импульсу,
стала резать —
кромсать живот...
Побежал... ко спасенью кинулся
"новоизбранный искариот"!
Скулежом из нутра тщедушного
возопи́л,
устремясь в прогал:
"Что ж я бесов лукавых слушался?!
Я Святого ножом терзал!"
…Изловив беглеца безумного,
упекли его в "жёлтый дом".
Не осмыслить сего ноу́мена, –
виноват видно в том геном...
Там подлечат беднягу про́заком.
Для системы — вполне вассал.
Смертный грех оправдают лозунгом,
ведь "деталей" никто не знал…
Помнят,
как осаждать задиристых,
чтобы впредь не попасть впросак, –
нет привычки
"бельё отстирывать",
вот припрятать — то́ знают, как!
…Ой да гой еси́, человечество!
Смерти Праведных кто считал?!
Мы представимся миру "честными",
не согласных пошлём... в астрал.
Посылать нас учили "правильно",
не любить, —
а вгрызаться в плоть.
Мы на глотки
свой лапоть ставили,
не указ нам и сам Господь!
Били, резали "святоо́тчество", –
кто придумал держать ответ?
От крови́ их —
верней пророчества,
с силой Духа не сладить, — НЕТ!
Крест несли до голгофы
праведно, —
будут помнить о них в веках.
…Внемлю Слову,
дышу, как ладаном, –
Их напутствие — Свет впотьмах!
…Александра и Павла но́шею
Бог возвысил! — не наказал,
потому с Де́исуса с Боженькой
светлой миррой течёт слеза…
Послесловие:
"Никогда в своей жизни я не встречал подонков и не́людей — это просто были несчастные люди" (Отец Павел Адельгейм)
* * *
Мне кажется, что смысла нет
стоять за правду там, где судят,
От них всегда один ответ:
живи, как власть велит,
а нет — закон защитою не будет.
В суде не светит правды свет —
чадит сосновая лучина,
смешавши цели и причины,
и гаснет тлеющий маяк,
сознанье погружая в мрак.
В бесплодных поисках дороги,
споткнувшись, поломаешь ноги,
вняв к удивленью своему,
что ты не нужен никому…
Но не скорби, уйми тревогу:
ты не один! Ты нужен Богу.
(Отец Павел Адельгейм. 13 декабря 2008 года)
5 августа 2013 года протоиерей Павел Адельгейм — священник Русской православной церкви, настоятель храма святых Жён Мироносиц в городе Пскове был убит ударом ножа в сердце… Отец Павел писал стихи. Погружение в творчество помогало переносить тяготы тюремного заключения, — священник был репрессирован советской властью за восстановление из руин храма Святого Николая Чудотворца в городе Кагане Узбекской ССР и стихи русских Поэтов Серебряного века, которые он переписывал для себя. Отец Павел не был диссидентом. Не конфликтовал с властью и не критиковал её, не искал специально тем для этого, у него была одна тема — тема улучшения общинно-приходской жизни. После освобождения, во время служения в храме, он читал своим прихожанам написанные им стихи… После гибели отец Павел Адельгейм прославлен в лике Святых Апостольской православной церковью. Отец Павел вошел в историю Русской православной церкви XX в. еще при жизни. Его судьба вместила в себя всю трагическую веху страны. Дед по линии отца — обрусевший немец, заводчик, землевладелец, был расстрелян в 1938 году. По линии матери — полковник царской армии, сгинул в вихре революции. Родился Павел Анатольевич Адельгейм 1 августа 1938 года в Ростове-на-Дону в семье артиста и поэта. За отцом пришли в 42-ом, — тоже расстреляли. Впоследствии все родственники были реабилитированы. Маму пощадили: после ареста в 46-ом отправили по этапу в Казахстан, куда она взяла с собой маленького Павла. Из Казахстана Павел Адельгейм переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он стал послушником Киево-Печерской лавры. В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Киевскую духовную семинарию, из которой был исключён по политическим мотивам — юноше показалось кощунственным праздновать Первомай в самый скорбный день Страстной недели — в Страстную пятницу, о чём он прямо и сказал ректору заведения. Закончив Московскую Духовную академию Павел был назначен в 1964 году в город Каган Узбекской ССР священником. Здесь о. Павлу удается не только возродить общину — под видом реставрации старого храма он умудряется построить новый! Этого ему не прощают. В 69-ом отца Павла арестовывают за распространение самиздата по статье 190-1 «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»: «У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина… Суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам». Как выяснилось позже, поводом к аресту священника был донос однокашника по Киевской семинарии. В течение года он содержался во внутренней тюрьме КГБ в Бухаре. В связи с волнениями в ИТУ, спровоцировавшими покушение на жизнь священнослужителя по наущению начальника лагеря, остался жив, но потерял правую ногу. Освободился из заключения в 1972 году инвалидом. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года стал клириком Псковской епархии. В 1992 году при храме святых Жён Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов. В 2003 году отец Павел чудом остался жив после очередного покушения. В последние годы жизни он выступал с критикой Положения о церковном суде, нового устава прихода и других нововведений, умаляющих начала соборности в церкви, и подвергался постоянной травле со стороны правящего архиерея. Был женат, имел трёх детей и шестерых внуков. Убит в собственном доме. Согласно свидетельским показаниям очевидцев трагедии, в том числе и жены священника Веры Михайловны: его убийца, 27-летний москвич с неуравновешенной психикой, кинулся на отца Павла с криком: «Так велел сатана!». Перед этим он жил у священника три дня. В момент совершения преступления отец Павел пил с ним чай. По словам матушки Веры, вероломный убийца с самого начала производил впечатление человека одержимого. Отец Павел жил открыто, — любой мог обратиться к нему за пастырским советом и молитвенной поддержкой. А к больным протоиерей Павел Адельгейм относился как к особо нуждающимся. Факты произошедшего указывают на то, что убийство священника могло планироваться заранее под чьим-то руководством.
Протоиерей Александр Мень — Мысли о Вечном На видео одно из первых (если не первое) выступление священника на советском телевидении (редакторы даже не смогли правильно написать сан о. Александра). Условием допуска в эфир был запрет произносить слово Бог.
«Человек стоит столько, сколько стоит его слово. Цель — обо́жение, стяжание Духа Святаго… Правда — это желание праведной жизни в единении с Богом. Мир — это умирение совести, примирение с Богом и людьми… Благодать Святого Духа не напрасно вошла в этот мир. Она преобразила его Духом Святым, сонмами праведников. Мы тоже молимся Царю Небесному, Утешителю, Духу Истины: "Приди и вселись в нас, очисти от всякой скверны и спаси души наши".
Прагматик всегда остаётся в рамках Ветхого завета: "Око за око и зуб за зуб". На все размышления о милости и прощении отвечает одним аргументом: "Нет милости без покаяния и наказания". Затем начинаются объяснения: "они не покаялись"; "они безнравственные"; "они не первый раз"; "они могут ещё". Это попытка вывести милость из закона. Милость из закона не следует. Это явление иной природы. Только приняв Христа, можно вместить это чудо. Если ты чувствуешь в своём сердце любовь ко всем, если сердцем желаешь всем добра и радости, — значит, свет Христов просветил твою душу. Если же в сердце испытываешь злобу, желаешь причинить кому-то горе, — значит, в сердце твоём разгорается тёмное пламя ада. Не поспешишь угасить его — оно увлечёт твою душу в муку вечную…»
(из проповедей Протоиерея Павла Адельгейма)
* искарио́т (бран., устар.) — человек, который ради денег способен на предательство, злодеяние (по имени Иуды Искариота, по Евангельскому преданию предавшего Христа за тридцать сребреников) ** про́зак (мед.) — торговое название антидепрессанта флуоксетина. *** Ой да гой еси́! — уважительное приветствие на Руси, если перевести его на современный язык, то оно означает "будь здоров" или "будь жив". **** Александра… — упоминается Александр Владимирович Мень, протоиерей Русской православной церкви, богослов. Автор книги «Сын человеческий», повествующей о земной жизни Иисуса Христа. Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Был зверски убит в 1990 году. Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым, — обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными. ***** Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.