Стихотворение «Женский портрет»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Сентиментальная лирика
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 59
Читатели: 335
Дата:

Женский портрет



Живая тайна — женщины портрет —
В неизъяснимой находясь печали,
Пленительных очей дарует свет...
[К ней трепетное чувство испытали?]
 
Головки дивной полуоборот,
Запечатлённый кистью колонковой,
Плеч обнаженье.  Мя′гок переход
Оттенком цвета к нежности лиловой.
 
Увидев раз, от этой красоты
Вы взора оторвать уже не в силе.
Всё гармонично — леди и цветы...
О, живопись! 
                     Не всё абстрактно в мире…
 
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Итак, живописно-лирическое
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Живая тайна — женщины портрет —
В неизъяснимой находясь печали,
Пленительных очей дарует свет...
[К ней трепетное чувство испытали?]
 
Головки дивной полуоборот,
Запечатлённый кистью колонковой,
Плеч обнаженье.  Мя′гок переход
Оттенком цвета к нежности лиловой.
 
Увидев раз, от этой красоты
Вы взора оторвать уже не в силе.
Всё гармонично — леди и цветы...
О, живопись! 
                     Не всё абстрактно в мире…

Стихотворение по картине - это всегда очень любопытно, когда с помощью стихотворных строк тебе немножечко "переводят" язык живописи на язык слов. И ты начинаешь лучше понимать изображённое. Здесь речь идёт о явно не о конкретном изображении, хотя иллюстрация есть, и она действительно очень подходит этому стихотворению и по яркости и нежности красок, и по настроению. 
Но, мне кажется, стихотворение несколько общо, и его можно "применить" ко многим портретам и изображениям молодых женщин... 

Живая тайна — женщины портрет —
В неизъяснимой находясь печали,
Пленительных очей дарует свет...
[К ней трепетное чувство испытали?]

(именно поэтому я и не знаю ответа на поставленный вопрос. Испытала ли я трепетное чувство? Стихотворение только начинается, прямо в первых же строках - вряд ли, а какой именно портрет - сказать трудно. Я разбираюсь в стихах, но не в живописи, и к трепетным чувствам, пожалуй, приближусь, только прочитав. Вопрос хороший, просто он немножко опередил мысль Автора и скорость чтения зрителя. Я бы задала его ближе к финалу, но это потребует иной композиции)

Классические, можно сказать, ожидаемые обороты - неизъяснимая печаль портрета, запечатлённая на полотне тайна... Женщина и в жизни-то - загадка, а уж на картинах - так тем более. Мне кажется излишним и избыточным глагол "находясь" - мне всё более и более кажется, по мере перечитывания, что слог здесь можно облегчить за счёт другого слова, иного по смыслу, не ломающего ритмический рисунок. "Находясь" - это как избыточные модальные глаголы в чужих языках: мы не переводим "Я есть Марта", мы говорим "Я Марта". Так и здесь - "находиться" я скорее соотнесу с физическим местонахождением. "Он находится в печали" - представьте, что это звучит не в поэтической, а в обычной речи - конечно же, возникает лёгкий диссонанс. Но, разумеется, портрет находится в печали, с этим спорить трудно, по смыслу всё верно - мы обсуждаем оттенки этого смысла, надеюсь, это не сочтут за придирку злобного критика... Кстати, и у картин есть свои критики, если что. Но я всё-таки буду стараться удерживаться в рамках поэтического творчества. 

Головки дивной полуоборот,
Запечатлённый кистью колонковой,
Плеч обнаженье.  Мя′гок переход
Оттенком цвета к нежности лиловой.

(о, как говорится, "пошла жара". Простите - во втором четверостишии нас ждал возвышенный и лёгкий слог, яркие обороты и эпитеты, в общем, загляденье. Точнее, зачитанье, переводя на поэтический язык. Специально полезла в словарь, чтобы узнать значение слова "колонковая кисть" - это кисть из волоса колонка, позволяющая наносить краску более точно)

Увидев раз, от этой красоты
Вы взора оторвать уже не в силе.
Всё гармонично — леди и цветы...
О, живопись! 
                     Не всё абстрактно в мире…

(заключительный, "ударный" катрен словно бы отошёл от тонкости красок "колонковой кисти" и закончил "в общих чертах". Взгляд я, разумеется, оторву, когда сотрудники Третьяковской галереи попросят меня на выход, поскольку рабочий день оканчивается, и галерея закрывается. Я не могу провести вечность, глядя на портрет - разумеется, это поэтическое допущение, означающие "приковывает взгляд". Но словно бы стихотворение из "частного" становится "общим". Гармония, цветы, леди и, разумеется - о, живопись! Такой возглас и должен был прозвучать в данном контексте. Ещё, в моём понимании, немножечко столкнулись "всё гармонично" и "не всё абстрактно". Если общая мысль в том, что гармония - это не абстракция, а конкретная прелестная модель, то она прозвучала как-то очень замысловато, я сама должна немножечко домыслить, чтобы к этому прийти. Возможно, это и правильно с точки зрения смысла, но с точки зрения грамматических конструкций - две похожие фразы, расположенные близко, в соседних строчках, а по смыслу не связаны и не противопоставлены. Лёгкий диссонанс в безупречной гармонии)

Всё стихотворение словно бы пронизано духом XIX века, того самого, когда портреты знатных дам и юных неизвестных красавиц были в моде. Вообще портрет уже несколько веков как перестал быть уделом только царей и вельмож, но  XIX век - просто художественный бум по сравнению с предыдущими веками, когда живописью занимались немногие избранные гении или их ученики. Ранее не было того разнообразия школ, подходов и стилей живописи. Художники выбирали в качестве моделей неизвестных красавиц или не афишировали имена известных, и знаменитый портрет "Незнакомка" до сих пор овеян ореолом таинственности и загадки. Просто потому, что о прототипе ничего не сказано. Но это не только неизвестность, а ещё и дух восхищения прелестью женских чар, которые передаёт и слог Автора. К сожалению, в наш век писатели и бытописатели, говорящие о живописи, далеко не так восторженны и трепетны в словесном изображении картин. 
Мне кажется, что Автору до конца удалось выдержать настроение романтического портрета, создать у читателя ощущение загадки и тайны, манящей, чтобы её разгадали. Здесь нет явных ошибок или неточностей, есть восприятие Автора и вкус читателя - собственно, как и при написании портрета. Ведь каждый из них технически выверен и похож на человека, ставшего прототипом (если, конечно же, мы не имеем дело с реальными абстракциями в духе Пикассо или Шагала). Однако настроение зависит не только от живописца, но и от тонкости воспринимающего. Красота - в глазах смотрящего, гармония - в кисточке мастера. Здесь всё гармонично, и я не вижу препятствий, чтобы поставить этому стихотворению высокую оценку и восхититься красотой, которую можно себе довообразить, прочитав стихи. 

Оценка: 

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

9

- за живописность,
- за красоту. 





Оценка произведения: 9
Слово Автора 07.06.2025
16:02 06.07.2025(1)
Игорь Старцев
Какой внезапный перегиб загадки. О горе вспомнившему прежние порядки.
07:05 07.07.2025
Признательна, за то, что не прошли мимо, 
красоты женской...
16:21 25.06.2025(1)
НаТа
Браво!
Очень изящно и красиво!
18:33 25.06.2025
Приятно, что понравилось!
23:50 03.06.2025(1)
Великолепные строки, Наденька!
19:19 04.06.2025
1
21:17 22.05.2025(1)
Станислав Зарудний
Просто здоровски написано!
22:46 22.05.2025
Приятно, Стас, что легло на Ваш слух.
16:02 13.05.2025(1)
Иван Браун
Чувственно и зримо получилось, Наденька! И резюме - в точку!
21:57 14.05.2025
Спасибо, Ванечка!
Мне приятно, что мои произведения 
Вам нравятся.

Признательна за отклик и высокую оценку.
06:40 14.05.2025(1)
Борис Рябов
21:55 14.05.2025
11:05 12.05.2025(1)
Анна Григорьева
Как же красиво, Надежда! 
14:21 12.05.2025
1
Спасибо, Аннушка!
00:53 10.05.2025(1)
Владимир Мвб
... красиво... и по настоящему нежно и классически  не повторимо...
Спасибо Наденька.....
08:55 10.05.2025
И Вам спасибо, Владимир!
07:17 09.05.2025(1)
Прекрасные стихи!!!
20:46 09.05.2025
Спасибо, Вячеслав!
06:18 09.05.2025(1)
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Чудесно!!!!!!!
20:45 09.05.2025
Признательна, Алла!!!!!