Стихотворение «САШКО»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Стихотворения к празднику: День Победы в ВОВ
Сборник: 18. Память
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 220
Дата:

Предисловие:
  Цикл «Память»













































 

 




                                                                         Посвящается моему отцу,
                                           Александру Николаевичу Носенко

САШКО

Текла река Золотоноша
под солнцем в небе золотым,
пила из речки солнце лошадь,
от костерка струился дым,
над костерком пыхтела каша
под чёрной крышкой котелка
и бегала бурёнка Маша
от звонкого бича Сашка,
а тот, вихрами золотыми
играя, гнал от конопли
коровку, матами святыми
кляня простор родной земли…
 
Тогда друг друга мы не знали,
ведь не было меня тогда
под солнцем золотой печали,
да и невелика беда…
А вот в семнадцатом Аврора
шмальнула в Зимний холостым
и взмыли вороны разора
над всей страной, как чёрный дым…
И раскулачивали рьяно
отца Сашка друзья ЧК
до злого листика бурьяна,
торчавшего из буряка…
Поэтому Сашко в анкетах
потом всегда писал «б/п»,
куря махорочку в газетах
в тоске по гречневой крупе,
а в тридцать пятом стал солдатом,
потом и лейтенантом стал,
и сразу же в тридцать девятом
вкус каши с порохом познал,
но финский снайпер промахнулся,
а то и сам на свой же нож
с размаху невзначай наткнулся
и стал в снегу на труп похож…
Сашко мне сказочек кровавых
на сон грядущий не читал,
а жил, как будто в летних травах
как золочёный шмель витал…
 
Но забегать вперёд не стоит
за горький сорок первый год,
взорвавший солнце золотое,
что и во мне, как сон, живёт,
ведь был и я в Золотоноше,
когда под стол пешком гулял
и помнить только о хорошем
себе по-детски позволял…
Но мама помнила другое:
пешком от немцев до Днепра
бежали люди вольным строем
с утра неделю до утра
да мост не выдержал бомбёжки
и рухнул в Днепр небосвод,
и в оккупацию дорожки
пошёл топтать в полях народ…
Да и Сашко с остатком роты
был в плен июльской ночью взят
и сдал под смех мотопехоты
свой пистолет и русский мат…
Конечно, мат не весь сквозь зубы
он выплюнул, кляня врага,
но без патронов с матом грубым
и офицер – судьбы слуга…
 
В июле немцы так смеялись,
что со смеху до ноября
настолько пленных не боялись,
что не расстреливали зря,
а отпускали местных к семьям…
Так и Сашко пришёл домой
с протянутой по всем деревням
мольбой от голода немой…
А дальше всё архивным мраком
покрыто, если не считать
того, что до Пекина раком
и рифмы нелегко читать,
но, слава богу, партизаны
водились в тех златых местах,
с небес не ожидая манны
на свой перед врагами страх,
и хитрый командир Гайдара
через связных послал Сашко
в завхозы к немцам и недаром –
взял немец в штат Сашко легко… 
Да - и на немца есть проруха
забавней, чем на всех старух,
и не с одним обозом глухо
прошёл о партизанах слух…
 
Но от дотошной спецпроверки
НКВД, увы, никак
не обходились даже клерки,
когда с архивом дело – швах,
а партизанские архивы –
они, как правило, в огонь
под первые же мин разрывы
летели, как махра в ладонь…
К расстрелу не приговорили –
спасибо как бы и на том,
ведь и в штрафбатах люди жили
с мечтой о чём-то золотом,
а двух смертей ни от «Катюши»,
ни от немецкой пули нет,
когда, в окоп ныряя, тушит
боец в глазах фашиста свет…
 
Был день – из ста осталось двадцать
живых под Мемелем стоять
и гибели в лицо смеяться,
и бить врага не уставать…
Потом в Курляндии фашиста
как восстановленный в правах
лупил Сашко и глох от свиста
свинцовых вьюг, внушавших страх,
с которым так же, как в штрафбате,
под страшный вой родных «Катюш»
шёл в бой, не думая, что хватит
всей крови лишь на пару луж,
и тут опять случилось чудо:
овчарка в роли медсестры
доволокла, как мяса груду,
его по трупам вниз с горы…
А сам Сашко, влетая в бездну,
дочь за ручонку нежно взял,
да с нежностью такой железной,
что чёрной смерти крылья смял
и на всю жизнь поверил свято
в то, что его моя сестра
спасла, чем двух сестёр и брата
на будущее сберегла…
 
Насквозь пробиты были икры
обеих ног… Я видел их –
те шрамы, что не ради рифмы,
а ради мёртвых и живых…
А дальше медсанбат до дури
и в только в декабре – домой,
где больше пашет, чем не курит,
любой на пару ног хромой,
что трудно и врачам заметить,
так что и в мир, как на войну,
Сашко вернулся на рассвете
и поднял из руин страну,
а в девяносто, завещая
мне, сыну, помнить век о нём,
спокойно не проснулся, зная,
что вечным воскрешён огнём.
 
 
 
 

 
                          *



08.05.2020 г.
 
Обсуждение
07:45 09.05.2025(1)
Георгий Тригубенко
Замечательное посвящение, Николай! 
Светлая память Вашему Отцу! 
С Днём Победы Вас! 
05:44 10.05.2025(1)
Николай Отпущения
Благодарю за оценку. Всех нас с великим праздником.
14:14 11.05.2025(1)
Георгий Тригубенко
Добрый день, Николай! 
Вы мне прислали личное сообщение, на которое я не могу ответить, т.к. Вам могут писать только "избранные" авторы. 
15:01 11.05.2025(1)
Николай Отпущения
День, наверное, добрый, Георгий.

Извините - забыл, что установил такое ограничение на личные сообщения (достали хамоватые анонимы). Но Вам ничто не мешает высказаться здесь, если это что-то может изменить. А в избранные Вас включать я не вижу повода даже без учёта того, кого Вы включили в свой список избранных. 

Несколько Ваших стихотворений я прочёл, но, как Вы могли заметить, не нашёл в них ничего примечательного для себя.

Что Вы мне можете ответить, я догадываюсь: Вы не обязаны знать абсолютно всё о своих избранных, только ведь для меня важны не только комментарии авторов, но и публикации, а публикации избранной Вами особы и без её матерных комментов не вызывают у меня восторга. Да и в списке Ваших избранных присутствует ещё и конкретно мне хамивший господин, а двое маргиналов в Вашем списке избранных - это уже слишком для меня. 

Ваш выбор характеризует Ваши предпочтения в любом случае. Если бы не эти двое, то я бы заглянул на страницу ещё кого-то из Ваших избранных и сделал бы свои выводы. Да и Ваши комментарии к стихам других авторов говорят мне о Вас многое. 

Если не пропало желание ответить - ответьте, а на нет и суда нет...

Успехов в рыбной и любой другой ловле.
15:33 11.05.2025(1)
Георгий Тригубенко
Во-первых: я и не напрашиваюсь к Вам в "избранные", а во-вторых: по поводу особы, о которой Вы писали мне в своём личном сообщение, то Вы ошиблись, т.к. не она у меня, а я у неё в "избранных". 
И, таки да, я не обязан следить за всеми публикациями авторов и отвечать за то, что они пишут в них. 
Честь имею! 



07:22 12.05.2025(1)
Николай Отпущения
Доброго времени суток, господин Тригубенко.

Во-первых, я не вижу разницы в том, кто у кого в каком списке находится; если кого-то избрали Вы, то на это у Вас были свои причины, как были у Вас свои причины и на то, чтобы не противиться взятию Вас невесть кем в их списки избранных, а во-вторых, я снова заглянул на Вашу страницу и заметил, что "Jinna Blak" вообще исчезла с Вашей авторской страницы, так что мне остаётся только поверить Вам на слово в том, что я ошибся списком. Однако, боюсь, что её исчезновение с Вашей страницы я должен понимать как Ваше противоречие самому себе; Вы как бы не обязаны отвечать за своё окружение, но вдруг поняли, что предсказуемость Вашего ответа мне вовсе не означает, что выраженная Вами позиция является правильной и я с этой позицией соглашусь, и сделали то, что сделали... 

Кроме вышесказанного, Вы странным образом умудрились не понять причины упоминания мной Вас вне моего списка избранных, при том что именно Вы начали с указания мне на то, что в личных сообщениях мне могут писать только избранные мной, тогда как я всего лишь пояснил Вам причину установки мной доступа к личным сообщениям только для избранных, а не обвинил Вас в том, что Вы напрашивались в мой список избранных. Надеюсь, Вы просто запутались, а не с какой-то своей целью решили запутать меня... 

А конкретный пример с "Jinn"ой "Blak" я привёл Вам только потому, что он случайно попался мне под руку, но в обоих списках на Вашей странице (на что я обратил внимание только при сегодняшнем посещении Вашей страницы) оказалось куда больше ещё одного конкретного отрицательного примера, который никому не делает чести... Я, конечно, мог бы покопаться в архивах комментов и в своих публикациях, чтобы предоставить Вам все отрицательные примеры, гнездящиеся на Вашей личной странице, но нет желания тратить время на то, что не представляет для Вас интереса... 

Как Вы можете убедиться, на моей странице нет списка избранных вообще, как и списка избравших меня, но есть выражения осуждения меня лично теми, кто выражал одобрение тем или иным моим публикациям и не получил от меня взаимного одобрения. Некоторые из осудивших меня сначала не только выражали одобрение тем или иным моим публикациям, но и включали меня в свои списки избранных, что я незамедлительно пресекал включением их в свой ЧС даже в том случае, если они не выражались матерными словами в мой адрес или в адрес иной личности, ведь не только любителей обсценной лексики я на дух не переношу...

Не очень логичным видится мне и тот факт, что Вы указали мне на мою ошибку в комментариях именно к этой моей публикации, ведь ссылку на имеющую для меня значение публикацию я Вам предоставил в личном сообщении и видел, что Вы ознакомились с моей публикацией по предоставленной ссылке, оставив публикацию без комментариев и оценки (наверное, чтобы "Jinna Blak" Вас случайно не обматерила), а молчание в нужное время и в нужном месте - это ведь тоже ответ в определённом смысле слова...

Только ведь не Ваш список избранных и не список Вас избравших являются определяющими моё отношение к Вашим публикациям, о чём я Вам уже писал... 

Вопросов от Вас о причинах неприятия мной Ваших публикаций, с которыми я ознакомился, не поступало, поэтому я и не вижу причин отвечать на вопросы, которых Вы мне не задавали, ненавязчиво не вынуждая меня терять время на повторное ознакомление со списком избранных Вами и со списком избравших Вас...

Успехов Вам в рыбной и любой другой ловле, если Вы понимаете, о чём я... 
15:01 12.05.2025(1)
Георгий Тригубенко
Доброго дня Вам, Николай! 
Мне глубоко фиолетово верите Вы мне или нет, так же как и то, что Вы думаете о моих работах и моём окружении. 
Я к Вам в друзья не набивался. 
А по поводу моей рыбной ловли - завидуйте молча! 
И не утруждайте впредь себя написанием мне подобных "опусов", т.к. ответа от меня не будет. 

За сим, прощайте! 


08:16 13.05.2025(1)
Николай Отпущения
То, что Вам, господин рыбачок, всё фиолетово, я давно понял, а вот Вы не поняли, о чём я, но и это было изначально предсказуемо. 

А на случай, если Вы передумаете и попытаетесь опять мне что-то хамское перлоляпнуть, я воспользуюсь соответствующим функционалом портала.

Гость18:23 13.05.2025(1)
-1
Да, до чего же измельчал нынче мужичок - это я о вас, Николай - наговорили гадостей, а чтобы я не смог достойно ответить отправили меня в ЧС. 
А ведь я вас не трогал. Это вы первый начали мне в личку писать всякую хрень, пользуясь тем, что я не могу вам ответить из-за ваших настроек. 
Ну, что же? Подите и вы в ЧС! Там вам самое место. 
13:09 14.05.2025
Николай Отпущения
Вынужден заметить, что в пику мне один конкретный мужичок-рыбачок умудрился измельчать не просто до чего же, а до воздушно-капельных фиолетовых величин, если он обзывает гадостями голую правду и лживо обвиняет меня в лишении мужичка-рыбачка возможности хамить мне, называя своё хамство достойным ответом.

И тот факт, что сам мужичок-рыбачок установил запрет для меня на чтение своих комментариев (




Георгий Тригубенко 15:01 12.05.2025(1)



Автор запретил Вам чтение своих комментариев

), чтобы лишить меня возможности цитирования этих комментариев или написания по ним сатир, вовсе не делает чести мужичку-рыбачку как борцуну за свободу слова именно в личных сообщениях мне...

Однако, отсутствие логики в мыслях и действиях мужичка-рыбачка, почему-то, не мешает ему гордится не только размером своего рыбного улова, но и количеством уловленных им родственных ему как бы гениальных душ, и даже не мешает привирать при этом, что я, дескать, со злым умыслом написал ему в личку то, что его измельчавшему донельзя рыбацкому величеству по какой-то таинственной причине не понравилось, а не по просто потому, что я забыл о том, что задолго до явления в комментном виде мужичка-рыбачка пред мои очки установил разрешение писать мне личные сообщения только избранным мной, поскольку частенько хамы-анонимы злоупотребляли возможностью хамить мне в личных сообщениях задолго до того, как рыбачок соблаговолил лайкнуть за одну из моих публикаций и написать под ней не только дежурный хвалебный коммент, но и всё, что он думает обо мне лично... 

И ведь не посещает голову рыбачка вполне разумная мысль о том, что кому-то его публикации и комменты могут быть просто неинтересны... Но я благодарен рыбачку за то, что он написал мне коммент в качестве гостя, ведь гостям не предоставляется возможность удаления и сокрытия своих комментов не только от адресатов, но и вообще от всех, а о чём бы кто ни писал, он всегда пишет о самом себе...

И не стереть уже функционалом портала того, что мужичок-рыбачок предсказуемо игнорирует факт пока имеющейся у него возможности ответить мне другим способом, как он игнорирует и тот факт, что другим способом он таки заявил мне с пунктуационными ошибками, что ему глубоко фиолетово, доверяю ли я его голословным утверждениям, что я думаю о его публикациях и о его окружении, но, предсказуемо противореча своему же моральному дальтонизму, пытается вымазать лично меня виртуальным дёгтем с ног до головы, потому что по существу ему сказать нечего, а кипение гормонов промолчать не позволяет...

В одном только я могу безоговорочно согласиться с мужичком-рыбачком: он действительно меня не трогал (как и я его), поскольку в Интернете это невозможно, зато в Интернете вполне очевиден тот факт, что на острове самомнения мужичка-рыбачка не только крокодил не ловится, но и не всякая добрая душа на его удочку клюёт, при том что этот измельчавший рыбачок безапелляционно пытается противоречить даже не мне, а фразе " Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты", несмотря на то, что эта хорошо известная фраза отражает один из фундаментальных законов психологии "подобное тянется к подобному", как матерщинница "Jinna Blak" тянется к мужичку-рыбачку, который, противореча своему моральному дальтониму, неожиданно застеснялся своего присутствия в избранных у матерщинницы и таки удалил эту матерщинницу из списка избравших его авторов после моего личного сообщения ему, но никуда из его списков не подевались не названные мной по именам другие не особо высокодуховные братья  мужичка-рыбачка и никакая это не гадость, а всего лишь констатация факта...
 


























Иными словами, у мужичка-рыбачка по любому вопросу есть своё очень твёрдое мнение, но он зачастую бывает с ним не согласен; так, например, рыбачок писал мне в одном из скрытых им от меня сообщений (но Интернет-то всё помнит) ".... не утруждайте себя впредь написанием мне подобных "опусов", т.к. ответа не будет. За сим, прощайте!" (сохранена орфография и пунктуация мужичка-рыбачка), но вдруг резко передумал и таки ответил мне с орфографическими и пунктуационными ошибками "Ну, что же? Подите и вы в ЧС! Там вам самое место", как будто меня и впрямь должно заботить место, в которое отправит меня отравленный мной в ЧС друг  "Jinn"ы Blak" по нехорошим замашкам... Хотя да - меня, конечно же, заботит моё нахождение в ЧС у мужчика-рыбачка в том смысле, что хулы от таких звёздунов Парнаса делают мне куда больше чести, чем хвалы от них...

И ох уж мне это "не утруждайте себя", "многабукавниасил", "не читал, но осуждаю" и т.п. штампы троллинговой классики... Нет, всё понятно - не всем легко даётся не только писание комментов с ошибками, но и чтение объёмных текстов, но нельзя же судить по себе-любимым ловцам славы на мякину о незнакомых людях, не рискуя прослыть измельчавшими во всех смыслах слова личностями... 

И с чего вдруг измельчавший рыбачок взял, что я пишу ради его подмоченных ответов мне? - в комментариях я пишу для всех гостей своих страниц, на что имею, как и любой автор "Фабулы", полное право и не считаю это трудом, потому что трудом я занимался, работая металлургом в ГМК "НН", а стихи, песни и всё с ними связанное - это всего лишь способ самовыражения, за который мне, почему-то, пару раз даже какие-то смешные деньги заплатили, хотя мне и зарплаты, а сейчас и пенсии вполне хватает на все мои капризы... И завидовать рыбачку у меня нет никаких причин, поскольку рыбу я предпочитаю покупать, а не ловить её, а уж его стихоточным достижениям завидовать у меня и подавно нет причин; публиковались мои стихи не по моей инициативе в городской газете, неоднократно становился я лауреатом Таймырских фестивалей авторской песни и финалистом конкурса "Поэт года - 2011" на "Стихи.ру", и всегда был в центре внимания любой компании, не придавая этому рыболовного значения...

Я не стесняюсь признавать, что мнения любых читателей для меня важны, но это не означает, что личное мнение любого мужичка-рыбачка я обязан уважать.



 
 

































Ну и для наглядности без купюр привожу тексты комментов мужичка-рыбачка, доступ к которым он мне опоздал запретить:

Во-первых: я и не напрашиваюсь к Вам в "избранные", а во-вторых: по поводу особы, о которой Вы писали мне в своём личном сообщение, то Вы ошиблись, т.к. не она у меня, а я у неё в "избранных". 
И, таки да, я не обязан следить за всеми публикациями авторов и отвечать за то, что они пишут в них. 
Честь имею! 

Георгий Тригубенко 15:33 11.05.2025(1)
 
Доброго дня Вам, Николай! 
Мне глубоко фиолетово верите Вы мне или нет, так же как и то, что Вы думаете о моих работах и моём окружении. 
Я к Вам в друзья не набивался. 
А по поводу моей рыбной ловли - завидуйте молча! 
И не утруждайте впредь себя написанием мне подобных "опусов", т.к. ответа от меня не будет. 
За сим, прощайте! 

Георгий Тригубенко 15:01 12.05.2025(1)
 


Да, до чего же измельчал нынче мужичок - это я о вас, Николай - наговорили гадостей, а чтобы я не смог достойно ответить отправили меня в ЧС. 
А ведь я вас не трогал. Это вы первый начали мне в личку писать всякую хрень, пользуясь тем, что я не могу вам ответить из-за ваших настроек. 
Ну, что же? Подите и вы в ЧС! Там вам самое место.  





Гость18:23 13.05.2025(1)