Стихотворение «Предоткровение»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.8
Баллы: 49
Читатели: 327
Дата:

Предоткровение

Очертанье старухи
на гнедом помеле.
Месяц, вставший на шухер,
рог чесал на челе.

Звезды мимо горели              
всех окольных путей;
и светил еле-еле
для людей Прометей.

Ну, а боги, что боги? -
пили время до дна;
и счастливой дороги
всем желал Сатана.
Обсуждение
14:54 07.09.2025(1)
Toffee
ЗАБАВНО! 
16:06 09.09.2025
Эль Эф
Вы о подаче или о сути? 
23:39 22.07.2025(1)
-1
Лучик
Атмосферное стихотворение. Его бы подшлифовать, было бы супер!  А пока, на мой взгляд, столько недочётов на такое маленькое стихо - это слишком. 

Ничего личного, Эль Эф. Но отдельные места так и просятся в пародию. 
19:25 23.07.2025(1)
Эль Эф
Но отдельные места так и просятся в пародию

Жду, как и про остальные косяки.)
Мы же по сути ради этого здесь сегодня собрались.
21:11 23.07.2025(2)
Лучик
Жду, как и про остальные косяки.)

Пародию напишу чуть позже. А про косяки - пожалуйста. По просьбе трудящихся.😊 

Очертанье старухи 
на гнедом помеле.
Месяц, вставший на шухер,
рог чесал на челе.


Очертенье - "нье" не приветствуются в поэтических текстах. Но это - мелочь, по сравнению с тем, что будет дальше. 

Очертание, вообще-то, это контур. Здесь, нмв, больше подошло бы слово "силуэт". 

Месяц с рогом на лбу, чешущий этот рог (интересно - чем?) - простите,  но это - совершенно комичный образ. Мало того, здесь ещё и какая-то невообразимая инверсия: "рог чесал на челе". Так было бы правильно, хотя, по-прежнему комично:  "Чесал рог, растущий на челе". 

Звезды мимо горели       
всех окольных путей;
и светил еле-еле
для людей Прометей.


Звезды мимо горели       
всех окольных путей - ещё одна ужасная инверсия. Надо так: "Звёзды горели мимо всех окольных путей". 
Хотя тут, вообще, слово  "мимо" - совершенно мимо. Извиняюссь за тавтологию. Как можно гореть мимо? 🤔

и светил еле-еле
для людей Прометей -
Прометей сам светил, что ли? Тогда, стесняюсь спросить, чем светил-то?


Ну, а боги, что боги? -
пили время до дна;
и счастливой дороги
всем желал Сатана.


Последня строфа симпатичная. По смыслу немного непонятная, но тут, вероятно, это лишь моё восприятие. 

Повторюсь: если стихотворение подправить, будет очень неплохая вещь. 👍



Гость14:49 14.08.2025
Часто стихи Эль изобилуют тем, что она не любит в чужих стихах...
И сатана пишется с маленькой буквы, это же не имя. А если и используется здесь как имя собственное, то не обязательно ему такие почести отдавать.
21:27 23.07.2025(2)
Эль Эф
Мда... даже не знаю, что сказать, особенно про чудовищные инверсии.)
А рог месяц чесал другим рогом.))
21:58 23.07.2025(2)
Лучик
Мда... даже не знаю, что сказать, особенно про чудовищные инверсии.)

Так и  не говорите ничего, раз нечего сказать. Лучше редактируйте стихотворение. Оно атмосферное. Может получиться классная вещь. 
22:35 23.07.2025(1)
1
Оксана Кар
Тут есть эмоция, мгновенно схваченное настроение. Есть гоголевская чертовщина. Править тут сложно - строка очень короткая. 
Придраться, конечно, есть к чему. Но надо ли? Придраться всегда можно - было бы желание.
22:44 23.07.2025
-1
Лучик
Оксана, но я тут не придираюсь простот из желания придраться. Тут правда косяк на косяке. И короткая строка - не оправдание. У тебя у самой много стихов с короткой строкой, но грамотно написанных. 
22:20 23.07.2025(1)
Эль Эф
Очертанье меня устраивает, инверсии тоже.
Все, кто знает о Прометее, догадываются, чем он светил,
без моих подсказок.)
22:42 23.07.2025(1)
-1
Лучик
Автор всегда прав. Вас устраивает, и ладно. Но имейте в виду, что читателя, а тем более критика - не устроит. 

Черт не считывается. Может, выделить курсивом? Очертанье

У меня был вопрос не к слову "очертание", а  к "нье". 
18:02 24.07.2025(1)
Эль Эф
Черт не считывается

Скажу по аналоги с вашим ответом о фиолетовости к "Лилит":
Весь стих этим чертом пропитан, с жирной точкой о нем в конце;
чтобы понять это, даже вчитываться не надо.)
У меня был вопрос не к слову "очертание", а  к "нье"

А что, это сокращение в поэтической речи уже запретили?
Сегодня ― ангел, завтра ― червь могильный,
А послезавтра только очертанье…

О. Мандельштам
18:50 24.07.2025
-1
Лучик
Скажу по аналоги с вашим ответом о фиолетовости к "Лилит":

Там весь стиш фиолетовый, таким было задание. Но стиш средний вышел, поэтому "Лилит" я отправила в параллельный тур на Кубке Графской Пристани. В основной ушло другое стихотворение, которое, кстати, заняло 3-е место. 

По поводу "нье" - не запрещено, конечно. Я же выше написала - не приветствуется. А Мандельштаму все можно, на том простом основании, что он - классик. 😊
21:55 23.07.2025
-1
Лучик
А рог месяц чесал другим рогом.))


Тогда мне уже страшно подумать, что скрывается за словом "шухер", на который месяц встал.
18:33 30.07.2025(2)
Светлана М.
Мне кажется, очертанье старухи - выпадает из ряда лексических построений.  Тут глагол просится, движение. Все движется в стихотворении, и только старуха - очертанье. 
Пролетела, проскакала... Шевельнулась старуха. 

Очень яркое стихотворение, очень зримое. 
20:54 30.07.2025(1)
Эль Эф
А гнедое помело разве не говорит о движении?
22:46 30.07.2025
Светлана М.
Нет. Тут нет глагола. Образ статичен, как картинка на стенке. 
18:36 30.07.2025(1)
Светлана М.
А инверсии вкусные здесь. Мне нравятся такие мнимые неправильности, они цепляют и запоминаются. 
20:55 30.07.2025(1)
Эль Эф
Они делают стихи живыми.)
22:46 30.07.2025
Светлана М.
Да. 
01:29 30.07.2025(1)
Чем ярче образы, тем больше загадок

Энергично, но расплывчато по цели
16:50 30.07.2025(1)
Эль Эф
А какая может быть цель у ощущения предапокалипсиса?
18:27 30.07.2025
Дождёмся, узнаем.
22:45 23.07.2025(1)
1
NataliVerse
А на какие конечности встал месяц, простите? И на что встал, на какую опору? И почему чесал? У него чесотка что ли? Непонятно.)))

18:07 24.07.2025(2)
1
Эль Эф
У месяца одна конечность - пятая точка.)
22:27 24.07.2025(1)
NataliVerse
Это я смеюсь над вашими критиками.)
Я считаю, что это стихотворение неплохо бы смотрелось на главной.
22:36 24.07.2025
Эль Эф
Я понимаю, это из разряда - дождь идти не может - у него ног нет.
А на главной ждите сильное стихотворение, которой Вам должно понравиться,
не мое, конечно.
18:41 24.07.2025
Лучик
Это - самый лучший комментарий. 
10:18 24.07.2025
-1
Лучик
А вот и обещанная пародия:

Постоткровение

20:54 20.07.2025(1)
Дмитрий Свияжский
Понравилось очень!
                                    Ответ 

Но свет звезды, что вдаль манила,
И Прометеев дар огня —
Есть в человеке та же сила,
Что ярче завтрашнего дня.

Пускай пируют боги всласть,
Пусть Сатана сулит покой.
Душа, что не признала власть,
Найдёт себе и путь иной.
21:04 20.07.2025(1)
1
Эль Эф
На апокалипсис взирая
из-за насущного угла,
душа, забыв о кущах рая,
свернуть с дороги не смогла.
21:10 20.07.2025
Дмитрий Свияжский
13:07 20.07.2025(1)
1
Оксана Кар
Симпатичный гоголевский такой стишочек. 
20:19 20.07.2025
Эль Эф
Спасибо, Оксана.
17:36 19.07.2025(1)
S. M.
17:39 19.07.2025(1)
Эль Эф
Спасибо, Юлия.
17:41 19.07.2025(1)
S. M.
пожалуйста.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​не знаю, как избавиться от этой юлии-юлианы

17:48 19.07.2025(1)
Эль Эф
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Ок, мне копировать ник или дадите перевод? )

18:04 19.07.2025
S. M.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​как вам удобно, можете без имени обращаться

17:35 19.07.2025(1)
1

Интересное представление -
корчма, ватага крикливых богов за столом, 
шумная попойка, а в окончании пирушки,
на заре, добряк Сатана, провожающий
подгулявших гостей, желает 
всем счастливого пути?
Милашка-парень.

Видя подобное, не только
у Месяца зачешется все, что может чесаться.
А Прометей с загулом богов, явно
в пролете, нервно и потихоньку
отсвечивает в сторонке.


17:42 19.07.2025
Эль Эф
Спасибо, Александр.