* * * Осторожными лапами зверя,
научиться ходить между строчек,
осторожными лапами кошки, – по над всем, что им люди пророчат,
осторожными лапами зверя, –
ты пройди, над величием прошлым.
Осторожными лапами зверя, человеку потом ты расскажешь, и арабу, иль
может, — еврею... (Автор Стихи.ру Эдсгер Кнут)
Агасфер не знает
Зигзаг удачи — ставка на zero! Судьба — весьма занятный аниматор, мы мерим жизнь жетонами метро, – нас в сутолочь уносит эскалатор. Там встретишь Агасфера злую тень, в его глазах застыла скорбь и мука, подумаешь: ну что за дребедень, какой звездой в подземке Кали-юга?! Он бросит на тебя гнетущий взор, и ты готов сквозь землю провалиться, и миража полупрозрачный флёр очерчивает смутные границы. Маршрут скитальца пеший, не прямой, вояжем длящийся тысячелетья, аиду облегчит наш метрострой, подземку оснастив электросетью. Тут музыка внезапно зазвучит откуда-то из стен, — фортепиано! Или лабают соло скрипачи… Иллюзия... обман... фата-моргана... В чужой душе не без потёмок! Нет... Ни факел не поможет, ни лучина, – там стих другим умением воспет, совсем иной дуальности вершины. Нет, — не прокатит... Думай о себе, – твори с энтузиазмом пионера, не жди медальки в скудной похвальбе, она и даровитым — полумера. У каждого в руке своя лишь «кисть», чтоб рисовать свою картинку мира, и неспроста ты слышишь слово «брысь», когда замыслишь внаглую натырить каких-нибудь изысканных штришков, чтоб "фронтиспи́с" размалевать занятней у своего из множества мирков. Забудь! Не смей... оно и так понятно, – захочет кто "сокровище" делить, хранимое практически с рожденья? А подмалёвок пошленький – delete, когда разброд души с воображеньем. Стирай, не бойсь! Оттачивай мазок, твори шедевр по личному эскизу, забей в айфон классический музон — Бетховена, письмо его «К Элизе». Старайся все нюансы уловить, приплясывай, вдыхай поглубже воздух, ныряй в лагуну истинной любви… Изображай фактурно и не плоско, а так, как нынче принято, — в 3D мирок своей мечты и устремлений. Пусть будет по-весеннему — verden! Там вера, словно перчик халапеньо, щекочет все рецепторы внутри и разжигает чувственность жаровней, чтоб было что отверженным дарить, – чтоб становиться проще и духовней. И всё ж любовь спасает от невзгод! Как Агасфер, — в томительной печали, слоняйся по вокзалам... взад-вперёд... «Спасителя узреет он», – сказали. А раз сказали, — так тому и быть, пусть будет старцу маленькое чудо. Как заарканить прихоти судьбы ни Агасфер не знает, ни иуды.
Послесловие:
Иллюстрация — репродукция картины австро-венгерского художника-символиста Адольфа Хиреми-Хиршль «Агасфер на краю света» (1888 год). Художник изобразил Агасфера в образе измождённого старца в рваной одежде. Агасфер стоит среди льдов, куда его занесла судьба, рядом с ним — фигуры Смерти в красных одеждах и Ангела Надежды в образе сияющей девы. На переднем плане лежит молодая девушка, которая, по мнению художника, олицетворяет собой мёртвое человечество. * zero— выгода банка при игре в рулетку; если шарик упадет на zero, то всё, что ни поставлено на столе, принадлежит банку без расчёта; однако, если перед ударом на розыгрыш, вы поставили на zero, и если оно сыграет, то вам заплатят в тридцать пять раз больше. ** Кали-юга— четвёртая из четырёх Юг. Ю́га с санскрита буквально означает «пара», «ярмо» (лат. iugum) в космологии индуизма — это эры. Но сама Кали-юга тоже делится на «малые кали-юги», после которых в пределах каждой «большой» Кали-юги возможно реальное возрождение на определенный срок. В каждой последующей из Юг внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт. Каждой юге предшествует период, названный в Пуранах сандхья — «сумерки», или переходный период, а за ним следует другой период такой же продолжительности, называемый сандхьянса — «часть сумерек»: каждый из них равен десятой доле соответствующей юги. Конец Кали-юги должен ознаменоваться появлением Калки, 10-й аватары Вишну, очищающего мир и начинающего новую маха-югу. *** аид (еврейск., жарг.) — еврей **** verden (исп.) — зелёный ***** халапеньо — средних размеров перец чили, который ценится за ощущения при его поедании от «тёплого» до «горячего» Агасфе́р (лат. Ahasverus), или Вечный жид — легендарный персонаж, по преданию обречённый скитаться из века в век по Земле до Второго пришествия Христа. Фигура «Вечного жида» весьма известна в сюжетах европейской литературы и живописи. Некоторые люди думают, что история Агасфера относится к библейским сюжетам. Однако это не так. Легенда возникла гораздо позже того времени, когда была написана Библия. Окончательная её версия дошла до нас лишь в образцах XVI—XVII веков, а вместе с ней и столь распространённое название «Вечный Жид» (лат. «judeus immortalis»— «бессмертный еврей», англ. «thewanderingJew»— «странствующий еврей», нем. «der ewige Jude», чешское и польское «wieczny Żyd» — «вечный Жид»). Суть данной истории в том, что, когда Иисус Христос шёл на Голгофу, изнемогая под ударами бичей и тяжестью креста, он попросил Агасфера дать ему возможность немного отдохнуть в его доме, но тот ему грубо отказал. После этого Агасфер был проклят и лишён покоя. Он должен был до второго пришествия Христа скитаться по свету, не зная отдыха. И только, явившись во второй раз, Иисус может снять с него это проклятие.В образе Агасфера воплотилось и представление средневековых людей об евреях как народе, постоянно меняющем место проживания, не имеющем своей земли, но при этом не растворяющемся в других народах и поразительно сохраняющем свою национальную и религиозную идентичность. Особое положение евреев в средневековой Европе, их обособленность, их умения, знания, а также тот факт, что это — народ Писания, заставляли смотреть на них, с одной стороны, настороженно, а с другой — восхищённо. Именно из этого народа мог выйти человек, который преступает закон всеобщей смертности и ждёт конца света, чтобы лично присутствовать при этом событии, получив вместе с ним своё освобождение. Агасфер воплощает собой противоречивость человеческого существования. Это сложный образ, — обычный обыватель, вдруг ставший фактически бессмертным. Он грешник и недоброжелатель Христа, одновременно несущий в себе тему покаяния и примирения с Христом, когда тот его простит на краю мира. То есть в основе этой легенды лежит парадокс, притом двойной: добро и зло сменяют друг друга дважды… Какой человек не хотел бы жить вечно? Бессмертие — давняя мечта человечества, в истории Агасфера она оборачивается проклятием. Однако потом это проклятие обернётся милостью.
Игорь Бирюков. Являясь Мальчик, поговори с ним. Силы найди, слова.
Знай, что его забудут, если о нём молчать.
Деву Марию страшно мучает голова,
значит от человека ей не дано зачать.
Ты уже взрослый мальчик, сам понимаешь как
люди в бреду рождают веру и прочий вздор.
Чёрт! А близнец напротив в зеркале – добрый враг.
Ты с ним легко вписался в крово-смешащий хор.
Рот открывай синхронно, жёстко насилуй звук.
Может тебе позволят вскоре мочить манту.
Боже! Но тот напротив в зеркале – злобный друг.
Спрятан внутри надёжно, хоть и не по нутру.
Мальчик, стирай из библий всяких продажных стерв.
Если б любил, поверь мне, сам бы усох и сдох.
Все мы на свет являясь, падаем в общий хлев,
чтобы потом внезапно вышел один, как бог.