Легендам и «мифам» советского времени несть числа. И определить, какие из них имеют под собой реальную основу, а какие являются продуктом отечественного устного фольклора, теперь уже вряд ли когда-нибудь будет возможно.
Одна из таких историй, полная трагизма и почти фантастического развития событий, произошла с академиком Евгением Варгой, известным и убежденным деятелем Коминтерна, венгерским, а потом и советским коммунистом, историком, философом и прежде всего экономистом, к мнению которого прислушивался сам «отец народов и гений всех времен» И. В. Сталин.
Впрочем, перечисление всех достоинств и регалий любого выдающегося ученого (пусть и чуждых большинству современных читателей образа мыслей и веры в утопичное социальное устройство) — всегда вопрос почти формальный. Тем не менее в настоящее время на академика Варгу наверняка «наклеили» бы ярлык «экономического гуру» хотя бы потому, что на основании своих комплексных выводов о состоянии общества и экономики он предрек наступление мирового финансового и экономического кризиса 1929–1933 годов, когда никакие явные внешние признаки еще даже не указывали на это. Более того, вопреки общему мнению, бытующему уже в кругах коммунистов и социал-демократов о скором крахе капиталистической системы (и вполне справедливо бытующих, основываясь на явных внешних признаках и предпосылках того времени) Варга опять же предсказал окончание того самого кризиса и резкий рост экономики именно в «капиталистической части цивилизованного мира».
Хотя ради той же справедливости стоит упомянуть, что собственная предсмертная рукопись академика (и — напомним — убежденного коммуниста), опубликованная в 1989 году спустя четверть века после его смерти (в то время как сам Варга скончался в 1964 году), содержала очень резкую критику политической власти и экономической модели, которая существовала в СССР во время правления И. В. Сталина и Н. С. Хрущёва.
История же, о которой пойдет речь в данном очерке (если эта история вообще когда-либо действительно случилась), могла произойти в 1947 или 1948 годах, когда «Институт красной профессуры мирового хозяйства и мировой политики», который возглавлял Евгений Варга, подвергся сначала очень жесткой критике, а в дальнейшем был полностью ликвидирован как уже не отражающий «политическую конъюнктуру новой реальности наступающей холодной войны» между советским блоком и многоголовой гидрой коллективного «загнивающего Запада».
Когда, как утверждают самые надежные и осведомленные источники информации в нашей стране — слухи, к академику Варге (он же личный советник И. В. Сталина по экономике) ночью пришла «делегация» ответственных сотрудников, чтобы арестовать известного ученого, это не было согласовано лично с «отцом народов» и являлось «самодеятельностью верного ленинца и сталинца» товарища Лаврентия Павловича Берии.
Дома у академика Варги произошло приблизительно следующее (включая и несколько коротких диалогов):
— Вы арестованы. Собирайтесь, — лаконично и безапелляционно произнес старший группы «ответственных сотрудников».
Под предлогом сборов академик вышел в кабинет и позвонил лично Сталину, который, как известно, бодрствовал по ночам и заставлял вместе с собой бодрствовать всю «одну шестую часть суши» (вероятно, чтобы одному ему было не скучно):
— Товарищ Сталин, — дрожащим голосом прошептал Варга, — за мной пришли.
— Товарищ Варга, позовите к телефону старшего по званию, — спокойно ответил Сталин.
Варга вышел из своего кабинета и сказал, что на проводе находится лично Сталин. И что старшему группы нужно подойти к телефону.
Надо думать, что сотрудники «недремлющих по ночам органов» вполне понимали, кого они пришли арестовывать, как и понимали, что у советника вождя должен был быть персональный доступ к «отцу народов», потому в том, что на проводе лично Сталин, они не усомнились.
Руководитель группы подошел к телефону и доложил приблизительно следующее:
— Капитан Петров слушает.
— Товарищ капитан, — так же спокойно сказала трубка голосом с грузинским акцентом, так хорошо знакомым каждому советскому человеку, — покиньте квартиру товарища академика.
— Товарищ Сталин, — ответил капитан, вытянувшись по струнке, — я исполняю приказ товарища Берия арестовать академика
Варгу.
— Товарищ капитан, попросите к телефону следующего по званию, — всё так же не повышая голоса попросил Сталин.
Трубку взял лейтенант, представился и, также вытянувшись в струну по стойке смирно, молча выслушал то, что ему сказал по телефону «отец народов». Затем с остекленевшим взглядом вытащил из кобуры табельный пистолет и без лишних слов застрелил капитана на глазах всех присутствовавших…
После чего лейтенант козырнул академику и приказал оставшимся чекистам забрать труп начальника группы и быстро выметаться из квартиры советника вождя…
История, прямо сказать, фантастическая, но, зная по историческим свидетельствам и источникам, что в «самой лучшей стране на свете» происходили и не менее курьезные и фантастические истории, можно допустить, что что-то подобное вполне могло иметь место в то очень непростое для нашего народа время.
А впрочем, верить всему вышеописанному и считать данную историю одним из «мифов» советского времени, оставим, как обычно, на усмотрение вдумчивого и критически мыслящего читателя.

Но Сталин вряд ли бы подверг стрессу своего советника: увидеть в своем доме расстрел, плюс сопутствующий разлет крови и мозгов, если выстрел в голову, - это выше человеческих сил.
Скорее всего, лейтенант разоружил и арестовал капитана тут же, и вывел его связанного.