Предисловие: Как не повезет, так и родная бабушка в пирожке гвоздь подсунет.
Служил в нашем полку летчик один. Возраста уже преддембельского. Был он командиром корабля. Немного чудаковатый, но, как положено, преданный. Из тех о ком регламентирующие летную работу документы говорят, что летчик должен быть, здоровым, тупым и преданным. Крепко любить свою Родину и бегло считать до десяти, а также твердо знать, что после десяти идет валет, дама, король туз.
Но не везло ему в службе, хотя он и очень старался. Вот идут, к примеру, учения. Начинается вылет полка. Режим радиомолчания. По зеленой ракете экипажи запускают двигатели. По двум зеленым ракетам выруливают, и так далее. Посреди этой торжественной боевой тишины в эфире, вдруг раздается голос почтенного капитана:
- Я сто тридцать восьмой. Вырулить не могу.
Оживает до тех пор молчащая «вышка»:
- Что случилось, сто тридцать восьмой?
- Живот прихватило.
- Понятно! Выключайтесь.
И еще какое-то «хи-хи-хис», в эфире, с неустановленным пеленгом.
В другой раз, тайга горела. Лесной пожар подполз к самым стоянкам. Наш бравый капитан одним из первых прибежал на самолет. Сам, честь ему и хвала, горело ведь совсем близко, открыл кабину, установил аккумуляторы. Это не каждый техник умел. Затем запросил запуск и переруливание. Запустил самолет и один, совершенно один, а экипаж там шесть человек, вырулил. Все как положено сделал. Одно забыл. Забыл накачать в гидравлике 150 атмосфер. Тумблер в верхнее положение поставить надо было, и все. Пока в гору рулил, все нормально было, и не замечал, что без тормозов едет, а когда под горку дело пошло, кинулся тормозить, а тормозить-то и нечем, кроме тормозного парашюта. Но тот на таких скоростях не эффективен. Как у фазана хвост на охоте, красиво, но не защищает.
Жмет он на педали, рычаги аварийных тормозов на себя тянет, РУДы на малый газ, а толку, ноль и ухудшается. Тут, как на зло, впереди еще один герой самолет переруливает и остановился чего-то. Наш кэп в рацию криком кричит, а кто там впередиидущий? Бог один знает! Вот и осталось два варианта. Или во впередистоящего врезаться, или отвернуть куда попало. Вот и отвернул, а самолет на обвалование капонира занесло. Очень красивая получилась картина, почище, чем маслом. На высоте 5-7 метров от матушки-земли как в Домодедово, Ту-114 на пьедестале. Но тот на колеса опирается, а этот на брюхо. И вроде как над грешной землей парит. Ох, нелегкая это работа из болота тащить бегемота! А тут еще труднее было.
И вот преддембельский аккорд. В нормальных условиях, строит нормальный заход на посадку и сажает самолет на переднюю стойку!!! Чего вдруг? И сам сказать не может. Наверное, решил перед пенсией кому-то классную посадку показать. А это всегда чревато. Самолет так сконструирован, что в таких условиях стремится сам поднять нос и сесть на основные колеса шасси. Но капитан нечеловеческими усилиями заставляет бежать самолет по полосе на передней стойке. Кто это видел – диву дались. И генерал на разборе полетов по этому поводу сказал:
- Аэродинамика самолета Ту-16 не позволяет проделывать подобные пируэты, но мастерство летчика способно превозмочь любые препятствия.
Наш генерал был известный шутник и любил подобного рода афоризмы. И это, в общем-то, ерунда по сравнению с теми штуками, которые он откалывал в молодости. Только для нашего капитана, это была последняя рецензия на его летную работу, которую он услышал в своей жизни.
|
Мой муж начинал на нем летать в полку морской авиации КТОФ.
Жизнь военных летчиков я знаю не понаслышке.
Колес, конечно, у самолета нет.(шасси)
С таким мастерством летчик до дембеля бы не долетал,
его бы давно списали с летной работы.
Хотя с аэродинамикой не поспоришь.
О жизни моских летчиков у меня есть рассказ.