Произведение «4. Крым, Ялта, 1973 год. Курсантская демонстрация» (страница 1 из 2)
Тематика: Рассказ
Предисловие:

Из сборника "Годы курсантские. 1970-1975."

Ах, Ялта, ты – красавица такая!
                Веселая, беспутная, шальная.
                Стоят здесь восхитительные горы.
                Здесь теплое и ласковое море
                У набережной имени вождя.

В трусах здесь ходят мальчики крутые
                И девочки шикарные такие.
                И я иду, магнолию вдыхая,
                На встречные улыбки отвечая
                По набережной имени вождя.

"Ах, Ялта!" автор: Г. Григорьев

4. Крым, Ялта, 1973 год. Курсантская демонстрация

В Крыму я, Сергей  и Виктор, первый раз вместе отдыхали еще в 1970 году,  в Планерском*,  сразу после нашего поступления в  военные училища, мои друзья в Киевское высшее инженерное зенитно-ракетное училище, КВИЗРУ, а я тоже в Киевское, но высшее военное инженерное училище связи.  После второго курса отдохнули уже  в доме отдыха, где-то между Ялтой и Алуштой,  кто-то из родственников, или знакомых помог достать путевки.

К лету 1973 года  наша компания увеличилась. К нам присоединился однокашник Сергея и Виктора Борис, который учился с ними в одной группе.  Его семья жила на Березниках*. А совсем рядом , на Русановке*,  напротив дома моего отца жил  Наум,  друг детства Виктора. Они родились и выросли  в одном дворе,  в центре Киева, на Красноармейской.  Я ходил  в увольнение к отцу и наша новая компания часто проводила вечера в гостях у Наума, или у Бориса. Иногда ездили и к Виктору, семья которого жила тоже на левом берегу, на Лесном*.

Вспоминая на вечеринках наш совместный втроем отдых в Крыму, все  загорелись после третьего курса провести там и предстоящий отпуск, но уже  в  новом составе. К счастью время отпусков у нас, всех пятерых совпадало.  Место подбирали тоже недолго. В те времена отдыхать ехали не туда, куда хотелось бы, а куда была возможность. Оказалось, у Бориса возле Ласточкиного гнезда в обычной хрущевской пятиэтажке  жили то ли дальние родственники, то ли знакомые.  Они готовы были сдать  нам комнату на троих по стандартной цене:  рубль в сутки с человека.

Мы тогда были молоды, полны оптимизма и даже где-то склонны к авантюризму.  И о том, что приедем не втроем,  а впятером, хозяйку заранее предупреждать не стали, полагая что уж еще два спальных места удастся найти без проблем. И вот в первых числах августа  мы  добрались до места.  Что удивительно, на этот раз  самонадеянность нас не подвела. Чтобы  не испугать и не рассердить хозяев, решили действовать осторожно.  Двое из нас притаились пока под стенкой,  у входной  двери, а  позвонил Боря. После обмена традиционными  радостными приветствиями и выяснением как обстоят дела у родственников, или знакомых, он  представил хозяйке своих двух друзей.  А потом, замявшись,  застенчиво  признался, что в общем-то мы приехали не втроем, а вчетвером.  И когда хозяйка  решила проблему, разместив четвертого на раскладушке на балконе, Боря вдруг вспомнил. что есть еще и пятый, который присоединился к компании в последний момент, когда оповестить  ее о нем было уже поздно. Но он, в отличие от Наума, отличавшегося большим ростом и габаритами, совсем маленький и много места не займет.  К счастью соседка хозяйки оставила  ей  ключи от своей квартиры рядом за стеной: поливать цветы и следить за порядком. Тогда все так делали. Мало ли что там могло произойти!
Так что пятого поселили пока там.

Разместившись, мы тут же оправились к морю, тем более, что нужно было где-то поужинать.  В те годы «дикари» *  питались в городских столовых самообслуживания.  Конечно. ассортимент блюд в них был не такой изысканный, как в кафе, или ресторанах, но еда в целом была вполне съедобной, тем более, для нас, почти всю сознательную жизнь питавшихся в кадетской и курсантских столовых. А главное – все было дешево. Средний обед в общественной столовой в Крыму обходился в среднем копеек в 70-80.

Спуск с горы, на которой размещались пятиэтажки привел нас прямо к Ласточкиному гнезду.  В замке тогда размещалось кафе и мы, осмотрев памятник архитектуры снаружи, решили осмотреть его изнутри, заодно там поужинав. Несмотря на то, что в те годы в августе, в разгар пляжного сезона, народу на южном берегу Крыма было очень много, в кафе оказались свободные места.  К нашему восторгу в меню предлагалось чешское пиво в бутылках. В те времена это был дефицит.  Постоянно в свободной продаже его не было и купить можно было только совершенно случайно и непредсказуемо,  или достать через знакомых.

И тогда, в «Ласточкином гнезде» мы конечно же решили воспользоваться прекрасной возможностью выпить прекрасный напиток и заказали к нему  салаты и шашлыки, хвастливо заявив молоденьким официанткам,  что бронируем этот столик на весь оставшийся месяц нашего только что начавшегося отдыха.  Однако очень большой счет в конце банкета сразу охладил наш пыл, значительно  подорвав  общий бюджет.

Так начался наш отпуск. На пляж мы ходили через санаторий Министерства обороны СССР,  куда вход был тогда свободен.  Однажды даже столкнулись там с А.И. Шапиро, бывшим нашим преподавателем физики в СВУ.

Рядом с санаторием располагалась и турбаза Киевского военного округа Кичкине.  В те годы попасть туда отдыхать простым курсантам было, естественно, невозможно. А в одной группе  с нашими ребятами в КВИЗРУ учился  Володя Г. Он тогда только что женился и, очевидно,  папа, полковник,  занимавший высокую должность в Москве , сделал ему с женой Наташей  свадебный подарок – две путевки в это место отдыха.  Они приехали на пару дней позже нас и мы стали часто ходить на пляж турбазы к нашим друзьям.  Отдых проходил чудесно. Днем мы загорали и купались, а вечерами сами придумывали для себя развлечения. Наши финансовые возможности не позволяли постоянно посещать кафе, да для этого не было и необходимости. В те годы ограничений на употребление  спиртных напитков в общественных местах  не было. Их можно было пить везде, где только было желание. Естественно, ведя себя в рамках приличия. Водку мы тогда совсем не употребляли, любили легкое полусладкое шипучее вино - «Игристое», цена которого была очень низкой, чуть больше рубля за 0,75 л. , или белое крепленное десертное вино "Рымникское", 16 градусов, которое стоило всего 1 руб. 50 коп. На самый худой конец можно было купить и "Биомицин" (распространенное в народе название крепленого вина "Билэ Мицнэ" (укр.), то есть "Белое крепкое") - в бутылках по 0,5 л. , по цене вообще рубль двадцать две. То есть почти даром!

Стаканы всегда можно было взять  в стоящих на каждом углу автоматах газированной воды. Их там же и мыли, надавив на донышко перевернутого вверх дном стакана, стоявшего на диске мойки.

В местах организованного отдыха: санаториях, домах отдыха и турбазах, конечно же организовывались по вечерам танцы. Но бывали они не каждый день, и танцевали там под уже не популярную в те годы у молодежи музыку.

На просторной смотровой  площадке  с видом на море,  на идущем вдоль побережья Алупкинском шоссе  стихийно по вечерам ребята и девушки, в основном это были студенты из Москвы и  из других  крупных городов Союза, отдыхавшие поблизости,  организовали свои танцы. У одного из парней, москвича, был маленький переносной магнитофон Сони и приличные по тем временам записи популярных тогда зарубежных групп Beatles, Kinks, Monkees, Rolling Stones и других. Я тоже прихватил из дому свой магнитофон -  один из первых производимых в стране переносных катушечных аппаратов  на батарейках, «Орбита 2». О кассетных магнитолах тогда мы еще даже не слышали.  Конечно, по сравнению с японским, мой был совсем допотопным. Работал от 8 батареек 373 типа,  общим напряжением 12 в и весил  почти 5 кг.  Батарейки быстро садились, бобины начинали вращаться медленнее, «плыл» звук. Тогда приходилось подкручивали катушку пальцами. У японского же аппарата этого недостатка не было, когда садились батарейки, уменьшалась до предела громкость звука, хотя это для нас было даже хуже.

В вечернее время в этом месте на шоссе не было ни машин, ни прохожих. И наши танцы успешно проходили каждый день довольно долго.

Но в те времена любые несанкционированные скопления людей сразу же вызывали у властей подозрение. Особенно, если это касалось молодежи. И тем более,  когда при этом играла и чуждая нам западная музыка!  То ли кто-то из местных жителей все–таки «застучал» , то ли на нас случайно наткнулся один из милицейских патрулей, но однажды вечером к площадке подкатила коляска с двумя милиционерами и они после выяснения, кто мы такие и кто разрешил танцы, потребовали всем немедленно разойтись. Наша стихийно собравшаяся компания состояла из законопослушных молодых людней, в основном студентов столичных ВУЗов, папы которых сумели достать своим детям дефицитные путевки.  Поэтому спорить с милиционерами естественно никто не стал. Тем более, что тогда за невыполнение требований органов власти нарушителей общественного порядка могли доставить в отделение милиции с последующим сообщением об этом администрации санатория, или дома отдыха. Последние могли досрочно прервать путевку, оправив нарушителя домой, с сообщением о его недостойном поведении уже по месту работы, или учебы. Для нас, курсантов, дело обстояло еще хуже. Военнослужащими обычно милиция не занималась, сразу же передавая их в комендатуру города, где вообще никто не разбирался. Сажали на гауптвахту, потом отпускали, но сообщали в училище, или воинскую часть. Естественно, это основательно портило репутацию правонарушителя и отражалось на его дальнейшей службе.

В результате нам оставалось только ходить на танцы в соседние санатории и турбазы, если  они там были. Можно было бы ездить на танцплощадку в Ялту, но оттуда обратно автобусы прекращали ходить очень рано и первый раз, не зная об этом, мы опоздали на последний рейс и пришлось ночью идти от Ялты до Ласточкиного гнезда пешком.

Постепенно стала расширяться и наша компания. Мы познакомились с тремя девушками и уже стали вместе ходить на пляж и проводить вечера.

В те годы в Крыму в разных городах и поселках отдыхало очень много однокурсников наших друзей из КВИЗРУ. По всеобщей договоренности на середину августа в Ялте был назначен день встречи всех, кто мог туда приехать. Каждый мог пригласить с собой своих друзей и подруг.  Поэтому на встречу мы решили ехать все вместе, том числе я и Наум, хотя и не имели отношения к "артиллерийскому"* училищу моих друзей.

Сбор был назначен в центре, у Дома торговли. И в условленное время там собралось человек 40 -50.  Судя по внешнему виду, догадаться о том, что все это были курсанты, можно было с трудом только по коротким прическам. Все были одеты по самой последней тогда молодежной моде.  Ребята в расклешенных фирменных джинсах* и брюках с заниженной талией и накладными карманами, в футболках и  вельветках*.  Один,  невысокого роста вообще щеголял в сильно потертых Levi’s со сшитой видимо из старых джинсов сумкой, с которыми на западе в те времена ходили хиппи. Ему под стать была и подруга в короткой джинсовой сильно вытертой юбке и майке. Многие пришли с девушками, так что компания образовалась веселая.

Посовещавшись,  решили для начала поднятья в бар, располагавшийся на 4 этаже дома торговли. С его администрацией быстро договорились: мы заказываем на каждого по одному коктейлю и можем употреблять принесенное с собой вино. Коктейли тогда в барах стоили очень недорого - по рублю за 200 грамм.  А вином и незамысловатой закуской мы затарились в ближайшем гастрономе. Сдвинув все столики, расселись за одним огромным общим столом.  Администрация повесила на входе