38.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 24-31.
38.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6.
ТЕКСТ 24-31.
ТЕКСТ 24
са нишчайена йоктавйо
його 'нирвинна-четаса
санкалпа-прабхаван камамс
тйактва сарван ашешатах
манасаивендрийа-грамам
винийамйа самантатах
сах - та; нишчайена - с решимостью; йоктавйах - та, которой
следует; йогах - йога; анирвинна-четаса - неуклонно; санкалпа - размышлениями; прабхаван - порожденные; каман
- материальные желания; тйактва - изжив; сарван - все; ашешатах - полностью;
манаса - умом; эва - безусловно; индрийа-грамам - все чувства; винийамйа -
подчинив; самантатах - со всех сторон.
Заниматься йогой надо с решимостью и верой, никогда не сходя с
избранного пути. Необходимо избавиться от всех без исключения материальных
желаний, возникающих в уме, и с помощью ума подчинить себе все чувства.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «24.Эта система йоги должна практиковаться без отклонений, без
внешнего воздействия на деятельность ума, с полным отказом от всех чувственных
желаний, порождаемых этой эпохой, с полным контролем умом всех чувств во всех
их проявлениях.».
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто занимается йогой, должен обладать
решимостью и терпеливо продолжать свои занятия, не сходя с избранного пути.
БОГ: Так можно сказать. Но надо хорошо понимать, что решимость
преданному дает только Личность Бога, и только Бог дает необратимость
преданного служения, как и само терпение. Поэтому всегда преданный должен
просить Бога помочь в преданном служении, в течение дня возносить Богу молитвы,
благодарить Бога, просить прощение у Бога Кришны и просить помочь перед началом
любого этапа преданного служения: изучение Святых Писаний, карма-йога, контроль
ума, желаний и чувств, в проповеди, в общении с материальными людьми и
преданными… Также, необходимо просить у Бога и разрешение на те или иные акты
преданного служения, не прерывая связь с Богом в течение дня, ибо всегда есть,
о чем просить Бога преданному. И при этом не быть слишком самонадеянному и
полагать, что если ты преданный, то тебе автоматически разрешено выполнять все
действа в преданном служении. Надо смиренно просить Бога на уровне мысли или
негромкой молитвы Божественного Благословения. Это будет правильно и будет
способствовать успеху в преданном служении.
Он должен верить в то,
что в конце концов достигнет успеха, и с большим упорством продвигаться вперед,
не отчаиваясь, если по той или иной причине не сможет быстро добиться желаемых
результатов.
БОГ: так можно сказать. Но при этом преданный должен уметь и
слышать в себе запреты. Некоторые элементы преданного служения могут в данный период быть запрещены Богом, и
человек такие энергии должен в себе слышать и ждать, когда эти внутренние
запрещающие энергии отступят, ибо и так тоже Бог как бы выходит на связь с
преданным и приучает его слышать в себе Бога, Волю Бога, Божественное
присутствие. Также, преданный должен понимать, что есть благоприятные и
неблагоприятные временные периоды, и иногда некоторые вещи надо приостановить и
заниматься другими делами в преданном служении. Поэтому упорство надо все же
понимать как то, что применимо в материальном мире материальными людьми в их
делах. Но преданный находится всецело в зависимости от Бога, и с ним Бог
работает не так, как с материальными людьми. Но очень часто показывает Свои
энергии, которые изнутри и направляют преданного. И тут может быть очень много
вариантов, где преданный безошибочно по энергии в себе понимать должен, что от
него хочет Бог: или заняться другим делом в преданном служении, или отдохнуть,
или пора кому-то помочь, или надо сделать какие-то бытовые дела, или сейчас
хорошее время для изучения Святого Писания, или ему сейчас можно кому-то
объяснить ситуацию через призму совершенных знаний и т.д. Но важно всегда
понимать, что преданный, помимо тех дел в преданном служении, которые должны
быть каждый день неизменно в свое время выполненны, не должен все другие дела
планировать, записывать на бумаге и неукоснительно следовать своему плану. Так
нельзя. Преданный должен примерно в уме держать, что еще помимо карма-йоги и
семейных дел он должен сделать. Но понимать также должен, что его ведет Бог, и Сам Бог распоряжается его
временем, его последовательностью действий, давая то одно, то другое направление
внутренним энергиям, иногда их объясняя через мыслительный процесс, а иногда
давая разъяснение энергиям Бога просто через понимание. Также, неудачи должны
преданного огорчать, даже если он понимает, что его так повел Бог, и иначе он
не мог сделать в данный период или за этот день. Всегда Бог дает энергию
неудовлетворения, если преданный в чем-то ошибается или игнорирует или опускает
из виду. Поэтому необходимо всегда просить помочь у Бога, говоря просто в себе
или вслух: «Помоги, о, Всевышний, будь Милостив. Я надеюсь.». Словами объяснять
Богу, что именно просит преданный, не всегда надо, ибо Бог все знает. И если
преданный смутно понимает, почему у него не получается, то он должен хорошо
понимать, что БОГ ЗНАЕТ. И потому не пускаться в многословие перед Богом.
Если йог настойчив и
решителен, он непременно придет к намеченной цели.
БОГ: Если преданный всегда обращается в себе к Богу и понимает и
видит, что его ведет Бог, если молится Богу, просит помочь, просит благословение, то такой преданный, всегда
обращенный к Богу и не мыслящий без Бога ни одно свое движение, действительно
будет продвигаться по ступеням преданного служения. В этом не должно быть
сомнений.
Рупа Госвами говорит:
утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхйати
«Тот, кто с неослабевающим энтузиазмом, упорством и решимостью
выполняет свои обязанности в преданном служении, общается с преданными и
занимается исключительно деятельностью в гуне благости, непременно достигнет
успеха на пути бхакти-йоги» (Упадешамрита, 3).
БОГ: И энтузиазм, и упорство в своей мере, и решимость – все
дает преданному Бог. Об этом нельзя забывать и рассчитывать только на себя. Так
ничего не получится, ибо только Бог ведет преданного и только Бог ему дает все
необходимое для преданного служения. Остальное понимание для преданного
губительно.
Что касается решимости, то йог должен следовать примеру
воробьихи, потерявшей свои яйца. Воробьиха отложила яйца на берегу океана, но
их унес морской прилив. Охваченная горем, она стала просить океан вернуть ей
пропажу. Но тот остался безучастным к ее мольбам. Тогда воробьиха решила
осушить океан. Своим маленьким клювом она принялась по капле вычерпывать из
него воду, и все вокруг смеялись над ее невероятной решимостью. Молва об этом
разлетелась по всему свету и дошла до Гаруды, гигантской птицы, носящей на
спине Господа Вишну. Сжалившись над своей маленькой сестрой, Гаруда прилетел на
берег океана. Восхищенный ее упорством, он пообещал помочь ей. Он тут же велел
океану вернуть воробьихе яйца, пригрозив, что иначе сам возьмется вычерпывать
воду. Испугавшись этой угрозы, океан тотчас повиновался. Так воробьиха по
милости Гаруды снова стала счастливой. Подобно этому, занятия йогой, особенно
бхакти-йогой, могут казаться нам очень трудными. Но если человек со всей
решимостью следует правилам бхакти-йоги, Господь непременно придет к нему на
помощь, ибо Бог помогает тому, кто помогает себе сам.
БОГ: Такого рода притчи есть примитивная мудрость и не должны
употребляться для убеждений преданного в части его упорства или решимости. Эти
сказки в преданном служении неприменимы и более того, есть неуважение к
человеку, занятому преданным служением. Не надо ему на пальцах объяснять, что
такое хорошо и что такое плохо. Есть Святые Писания, есть Слово Бога, есть
Управление Бога преданными. Остальным засорять мыслительный процесс не следует,
никакими подобными рассказами. Нельзя ими наводнять Бхагавад-Гиту. Это строгое
Писание, никого Бог не уговаривает, никого не заманивает, никому особых
привилегий не сулит. Все есть труд, труд с Богом, все есть Воля и План Бога, и
каждый приходит в преданное служение Волей и Планом Бога и потому есть в нем
качества, которые Бог и употребит в преданном служении во благо преданному
служению. Человек сам себе тоже помогает Волею Бога. Бог работает над каждым
преданным и с той и с этой стороны, и решимость Бог дает только на определенной
ступени преданного служения, что определяется не желанием человека, а временем
его пребывания в преданном служении. Это надо понимать. Не может эта сказка
поднять дух и великое упорство в преданном служении у новичка. Ему до этого
надо дорасти и торопить никого не следует, ибо и медленно человек идет быстро,
поскольку Бог Знает, кого и как и через что вести и что в какие сроки человеку
давать. Поэтому лучше всего эту сказку для себя и употребить и не рекомендовать
ее к прочтению другим.
ТЕКСТ 25
шанаих шанаир упарамед
буддхйа дхрити-грихитайа
атма-самстхам манах критва
на кинчид апи чинтайет
шанаих - постепенно; шанаих - постепенно; упарамет - пусть
сдерживает; буддхйа - разумом; дхрити-грихитайа - опирающимся на убежденность;
атма-самстхам - находящийся на духовном уровне; манах - ум; критва - сделав; на
- не; кинчит - о чем-либо; апи - даже; чинтайет - пусть думает.
Постепенно, шаг за шагом с помощью разума, опирающегося на
твердую убежденность, йог должен погрузиться в транс и полностью сосредоточить
ум на душе, не думая ни о чем другом.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «25.Следует шаг за шагом продвигаться вперед, беря разумом
твердость и умом устремляясь в себя и не думать о чем-либо еще.».
КОММЕНТAРИЙ: С помощью твердой убежденности и разума йог должен
постепенно прекратить деятельность чувств.
БОГ: Преданному надо знать, что полностью прекратить
деятельность чувств невозможно. Но можно несколько их как ослабить, сделать
менее отвлекающимися на внешние материальные объекты. Но этот процесс
происходит только в преданном служении и только поэтапно или постепенно. Также,
им Управляет Бог. Но в строгом соответствии с продолжительностью преданного
служения человека и с его старанием в преданном служении. Сам преданный
абсолютно беспомощен относительно любых своих проявлений, включая ум, желание,
чувства, память, реакции, убеждения, внутренние состояния. Только Бог вовлекает
преданного в духовные практики, только Бог направляет преданного на изучение
Святых Писаний, только Бог дает здесь желание и поддерживает его, только Бог
распоряжается всеми плодами преданного служения, направляя их, как правило, на
качества преданного, на его отрешенность через чувства, мысли, желания.
Эта ступень называется пратьяхара. Отстранив чувства от объектов
восприятия и обуздав ум с помощью медитации и убежденности, йог входит в
состояние транса, или самадхи.
БОГ: И снова. Все ступени преданного служения даются человеку
Богом. Все отстранения от внешних
|