39.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 32-36.
39.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6.
ТЕКСТ 32-36.
ТЕКСТ 32
атмаупамйена сарватра
самам пашйати йо 'рджуна
сукхам ва йади ва духкхам
са йоги парамо матах
атма - с собой; аупамйена - сравнением; сарватра - всюду; самам
- одинаково; пашйати - видит; йах - который; арджуна - о Aрджуна; сукхам -
счастье; ва - или; йади - если; ва - или; духкхам - горе; сах - тот; йоги -
йог; парамах - совершенный; матах - считающийся.
Совершенным йогом, о Aрджуна, называют того, кто, сопоставляя
каждого с собой, видит истинное равенство всех существ, независимо от того,
счастливы они или нет.
БОГ:
Правильный перевод. Более точный перевод: «32.Любой, о, Арджуна, кто,
сравнивая с собой живые существа, видит их равенство во всем, будь то счастье
или страдание, такой йог считается достигшим успеха.». Т.е. в стихе идет речь
не о совершенстве преданного, а об успехе в практике преданного служения.
Однако, такое видение дает преданному только Бог вследствие достаточно долгой
практики преданного служения и здесь старания человека. Сам йог без Воли на то
Бога, ничего не увидит, как бы пристально не пытался сравнивать людей между
собой и не только в счастье и страдании, но и во многих других направлениях
материального существования. Бог дает такое понимание и закрепляет отнюдь не
сразу, а постепенно, заостряя внимание человека непроизвольно на других людях,
на их речи, поведении, эмоциональном проявлении, помогая улавливать схожесть со
своими чувствами, мыслительным процессом, своим отношением и пр. Постепенно
человек шаг за шагом приходит к пониманию, что люди все в принципе устроены
одинаково, достаточно понятливы, примерно задают одни и те же вопросы и
примерно сами изнутри берут одни и те же ответы, в одинаковых ситуациях примерно одно и то же
ожидают, очень часто одно и то же говорят или хотят услышать. При всем великом
внешнем разнообразии людей, они действительно как немного все находятся на
разных ступенях понимания, но они понятливы к другим ступеням, но не всегда их
принимают, ибо ими управляют их качества, их быт, их интересы, их личное
окружение, их вид деятельности, что как бы внешне выглядит, как разные
отдельные существования. Но йог понимает, что и не может быть у людей при Одном
Творце и Ведущем особое различие в их развитии, но все же отличие обуславливает
и момент получения человеческого тела, когда живое существо влилось в
человеческий мир из животного мира. А также, различие видимое как бы дает Сам Бог через судьбы людей, их
работу и качества. Вот за этим всем различием Бог йогу позволяет все же увидеть
единое происхождение и единую направленность развития всех через разные по сути
игры и роли, но такие, что они фактически дублируют друг друга, привнося в
людей и единые качества, которые как бы
выкристаллизовываются в круговороте сансары.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, является
совершенным йогом; по своему опыту он знает, что каждый в этом мире страдает и
каждый испытывает счастье.
БОГ: Никто, ни один преданный Бога Кришны не может быть
совершенным преданным. Совершенен только Бог. Другое понимание есть
самонадеянность и невежество.
Мы страдаем потому, что забыли свои отношения с Богом.
БОГ: Никто в материальном
мире не мог забыть неких своих отношений с Богом. Ибо никто не пал из духовного
плана. Живые существа в материальном
мире только поднимаются к Богу из низших форм жизни и только в теле человека, и
то не сразу Бог начинает давать религию и далее осознанный путь к Богу через
религии и религиозную практику. Человек также
в пути своего материального развития, непременно идет по пути страданий
и преодолений, как и все живые существа, ибо материальный мир призван Богом
развивать качества, угодные Богу; но для того, чтобы их развивать, надо
избавляться от качеств более низкого порядка, которые унаследовал человек из
животного мира. Эти качества, которые перешли в человеческое тело из животного
мира, в мире людей влекут за собой последствия греховной деятельности. Эти
долги перед Богом надо отдавать. Для этого Бог вовлекает человека в те
материальные игры и роли, которые через путь страданий и преодолений искореняют
качества низкого порядка. Отсюда и все страдания. Без этого невозможно развивать
более высокие качества и подниматься по лестнице собственного развития до
уровня тех качеств, которые достаточны, чтобы Бог привел человека к преданному
служению. Но и в преданном служении кармические долги могут напоминать о себе,
и поэтому человек может испытывать потрясения и страдания и в преданном
служении.
A истинное счастье приходит к тому, кто понял, что плоды всей
нашей деятельности принадлежат Кришне, ибо Он - верховный наслаждающийся, и
знает, что Он также владыка всех земель и планет и лучший друг каждого.
БОГ: Истинное счастье в материальном мире не присутствует. Но
тем не менее, есть такие состояния, которые люди называют счастьем, и это Бог
дает и поддерживает через Свои иллюзорные энергии, ибо это есть путь отдыха,
путь переключения от мирских дел, путь некоторого эмоционального полного
удовлетворения, путь возвышенных чувств, путь власти, славы, денег,
почитания... Без этих иллюзорных энергий Бога, поддерживающих такой
материальный настрой ума материального человека, невозможно развивать человека,
давать ему желание жить и все преодолевать, как и цель, как и смысл. Но в
материальном мире материальное условное счастье достаточно сложно удержать или им насладиться в полной мере. Всегда Бог дает понимание
живому существу, что достигнутое или нежданное счастье недолговечно, имеет
неожиданные грани своего проявления, что порой достигается неимоверными
усилиями и не приносит ожидаемого и запланированного. Очень часто люди это
иллюзорное счастье пытаются друг у друга похитить, но насладиться им почти не
получается, как бы оно ни радовало глаза, уши, ум, понимание. Бог всегда дает
человеку и разочарование и другие ориентиры на другое счастье и вновь
направляет по пути вожделений, которые часто заканчиваются и потерями. С
большим трудом люди начинают приходить к пониманию в себе, что счастье
иллюзорно, что оно не приносит мир, что оно обещает одно, но дает совсем
другое. И таким образом, многие начинают сводить счастье к более земным вещам, как-то – здоровье,
дети, мир в семье, верность, любовь, крыша над головой, работа. И все это в самом среднем проявлении. Лишь бы было. И
далее готовы просто его поддерживать своим трудом, не ища в нем ярких вспышек,
великих чувств, великой роскоши, свободы передвижений и независимости от
условностей материального мира. Через понимание счастья и усмирение своих
притязаний люди постепенно как привыкают не очень и претендовать, но дорожить и
тем, что есть. Это уже то, что в человеке Бог поддерживает и может давать более
стабильно, ибо на самом деле здесь уже можно говорить и о простом образе жизни
и об аскетизме и о качествах, которые могут подойти, чтобы направить человека
на путь преданного служения и далее на духовный план, ибо, когда человек и
малое считает за счастье и дорожит им, тогда можно говорить, что даже в теле
материалиста он Милостью Бога постепенно освобождается от материальных иллюзий
и приходит в ту норму, которая и есть проявление качеств более высокого
порядка. Но такое умонастроение в человеке достигается достаточно долгим
круговоротом рождений и смертей. Просто так в один присест человек не может
отказаться от материального счастья, ибо его чувства постоянно направлены на
внешний материальный полных разных соблазнов мир. Но опыт каждой жизни
непременно оседает в человеке аскетическими качествами и разочарованием от
своих всех безуспешных поисков счастья и наполняется убеждением, что в
материальном мире очень дорого стоят самые простые вещи – семья, дом, ребенок,
труд и начинает этим дорожить и добывать свое счастье своим повседневным кропотливым трудом.
Совершенный йог понимает,
что живое существо, порабощенное гунами материальной природы, испытывает
тройственные страдания только потому, что забыло свои отношения с Кришной.
БОГ: Нет совершенных йогов. Также, живое существо в материальном
мире всегда находится под влиянием иллюзорных энергий Бога. Но надо знать и то,
что без этих энергий человек вообще не сможет выжить в материальном мире, ибо
только через них Бог развивает человека, дает ему интерес к жизни, вовлекает в материальные игры и роли, которые через
страдания и преодоления развивают качества человека, так поднимая его по
ступеням собственного материального и духовного развития. Поэтому надо говорить
не о порабощении, а об инструментах (гуннах природы) Бога развивающего порядка,
которые и выводят к преданному служению каждого; и до поры Бог каждого проводит именно через гунны
материальной природы, ибо они есть творение Бога, есть то, что всегда
сопровождает материальный мир, что во благо живым существам; и только через эти
энергии человек в материальном мире может работать, иметь семью, адекватно себя
понимать и проявлять, развиваться, иметь
интерес к своей жизни, иметь цели и планы на жизнь и устремляться не безуспешно
по пути преодолений. Также, никто не забыл отношений с Богом, ибо ни у кого
раньше их и не было. Все только на этот уровень развития в материальном мире
поднимаются с низших до человеческих форм существования. Также, тройственные
страдания в материальном мире есть то, что непременно всегда и материальный мир
сопровождает, ибо также есть средство развития живых существ. Все в
материальном мире находится под Управлением Бога, все воздается каждому строго
по Воле и Плану Бога на развитие каждого. Материальный мир создан Абсолютно, и
Бог работает с творением Абсолютно. Это надо знать и через это понимание и
комментировать Слова Бога в Бхагавад-Гите. Иное понимание может принести только
вред, развить те неугодные Богу качества в человеке, которые потом придется
искоренять тысячелетия в каждом.
И поскольку тот, кто обрел сознание Кришны, становится
счастливым, он стремится принести знание о Кришне в каждый уголок земли.
БОГ: Говорить о том, что преданный, занятый преданным служением,
становится счастливым, можно отчасти. Не дает Бог этой энергии преданному постоянно,
но достаточно условно, некоторыми периодами, но почивать на них нельзя, ибо
любое чувство счастья имеет свойство расслаблять человека, входить в иллюзию
относительно себя, дает человеку также состояние удовлетворения собой и своим
преданным служением. Рано еще быть
счастливым в Боге, но можно быть удовлетворенным в не очень большой степени
и можно всегда понимать, что ты на
верном пути, и ты занимаешься той практикой, которая тебе дана Самим Богом, а
потому твой путь беспроигрышный, фактически абсолютный, полностью
контролируемый и направляемый Богом, есть твой также конечный путь в
материальном мире, даже если он продолжится в следующей жизни. Этот
|