Ванюшка к своим пятнадцати годам стал совсем мужичком. Семья-то большая. Одна сестра старшая, а остальные шесть сестёр и два брата младше его. Родители, работая, сводили концы с концами, как и многие семьи в те послевоенные годы. Вот и он старался помочь изо всех своих детских сил. Хоть и был он щупленьким, но каким-то жилистым, упорным пацаном рос.
Зима в тот год ни чем не отличалась от предыдущих сибирских зим. То завьюжит и наметёт снега по самые крыши, то заморозит, что приходится чуть ли не сутками топить печку. Отчим с вечера занёс охапку дров, чтоб обсохли не много, а ночью, часа в четыре, мать встала, растопила галанку* и русскую печь, принялась готовить еду на свою ораву. Дрова дружно разгорелись, она открыла пару кружков в плите и опустила в отверстие чугунок с картошкой. Можно заняться и хлебом, квашня* с вечера стояла на печи, тесто поднялось так, что вот-вот перевалится через край. Мать ловкими, привычными движениями раскатала одинаковые шары, сложила их на лист и, с помощью ухвата,* отправила его на красные угли. Пусть выпекается хлебушек. На завтрак она, на большой чугунной сковороде, нажарила сала с яйцами. Когда начинала просыпаться детвора уже всё было готово. Хлеб лежал на столе под льняным полотенцем, "отдыхал" после жаркой печи, и по всей избе разносился пшеничный аромат. Какой уж тут был сон, когда слюнки бегут.
Ванюшка проснулся, но вылезать из-под одеяла не хотелось. Он слышал как переговаривались мать с отчимом.
- Если такие морозы продержатся ещё неделю, то дров может не хватить, - сказал тот жене, -попрошу выходной чтоб съездить в лес за валежником.
Мать тихонечко вздыхала, соглашаясь с мужем.
У Вани мелькнула идея... Как только рассвело, он быстрёхонько позавтракал, оделся и побежал к дому Кузьмича-местного почтальона. У того была лошадь с санями. Он ездил в райцентр и привозил почту, а иногда лекарства, если были заказы от соседей. Вот Ванюшка и решил поговорить с ним.
На крыльце небольшой избёнки Ваня обмёл с валенок снег, пройдя через сени, зашёл в дом.
- Кузьмич, здрасте, -молвил он у порога.
- Здорово, коль не шутишь, -ответил хозяин, -нужда, аль просто в гости зашёл?
- Да я сегодня слышал от родителей, что может дров не хватить, в такие-то морозы. Вот и попросить хочу. Давай в лес съездим на твоей лошадке, наберём валежника.
- Ты знаешь Ванюшка, что-то я себя не важно чувствую, спину прихватило. Ты один смотайся, лошадь я тебе запрягу.Справишься?
- А чё не справиться, это ж не машина.
Так они и сделали. Кузьмич запряг лошадь, кинул охапку сена в сани, готово.
- Деда, ты бы дал мне краюшку хлеба, а то домой заезжать не хочется, мамка ещё не отпустит одного-то.
- Да бери, не жалко. Но смотри, вернись засветло.
- Хорошо, -крикнул пацан из саней, направляясь в сторону леса.
Солнце как-то нехотя поднималось над макушками сосен, но теплее от него не становилось.
- Вот точно говорят, "светит да не греет", -подумал Ваня, ёжась в стареньком полушубке, который достался ему от отчима.
Он проехал уже три поляны, где можно было насобирать сухого лапника, но это его не устраивало.
- Проеду чуть дальше, может покрупнее какие сучки остались после вырубки леса.
Такие делянки образовались давно. Сразу после войны сюда высылали спецпоселенцев и те работали на заготовке леса. Страну то надо было отстраивать. Отчим Вани тоже был среди таких поселенцев. Сначала рубил лес, потом его назначили бригадиром строителей и они строили дома и бараки.
С этими размышлениями парнишка складывал в сани крупные сучки, а иногда и жерди*.
- Хорошо что сюда приехал, вот уже сколько набрал, -подумал мальчик.
За работой он не заметил, что солнце уже стало клониться к горизонту. Зимой ночи длинные, а дни ой какие короткие.
- Наверное хватит на сегодня.
Ваня завязал дрова бечевой вокруг саней, разогнулся и...тело его захолодело.
В метрах пятидесяти от него стоял волк и пристально, своим колючим взглядом жёлтых волчих глаз, смотрел на парнишку. Наверное думал, что за смельчак посмел зайти на его территорию? Лошадь тревожно заржала, вроде как предупреждая Ванюшку об опасности. У того в голове пронеслось, "что делать?" в руке был топор, "справлюсь ли?"
И тут случилось не предвиденное. Лошадь, боковым зрением, увидела волка, забила копытом, и, громко фыркнув, рванула с места. Ваня, от неожиданности, не успел заскочить в сани, так и остался стоять с топором в руках. Решение надо было принимать немедленно. Волк своей широкой серой грудью, лобастой головой показывал, кто в лесу хозяин. Ванюшка взглянул на рядом стоящую сосну.
-Вроде нижние ветви не так высоко над землёй. Осилю, - и он, подпрыгнув, ухватился за сук.
Скорее всего страх, а не ловкость, загнал его на дерево.
- Хорошо топор не выпустил, если что может отобьюсь.
Волк подошёл поближе, не спуская глаз с мальчишки.
К Ванюшке вернулся дар речи.
- Эй, ты чего удумал? Зачем я тебе? Что съесть что ли некого больше в лесу? -крикнул он ему.
Но тот продолжал сидеть и только шерсть на загривке чуть приподнялась.
Мороз стал пробирать мальчонку.
- Сколько так продержусь? Тут и полушубок с валенками не помогут. Но буду сидеть пока не закоченею и не свалюсь ему под лапы.
Тем временем в деревне уже был переполох. Кузьмич увидел как прибежала его лошадь с дровами, но без мальчонки. Он побежал к родителям, объяснил ситуацию, те позвали соседей на помощь, и мужики с фонарями, да, у кого были, с ружьями помчались в лес.
- Это ж надо куда его занесло, в самую глубь, -поругивали они пацана. Но каждый надеялся, что ничего худого не случится.
Ваня уже почти не чувствовал пальцев рук и ног.
- Надо держаться, надо держаться, -стучало у него в висках.
Наверное и волк думал "надо ждать, надо ждать" и продолжал сидеть не далеко от дерева, на котором расположился парнишка.
Но вот там, за поворотом, наезженной санями дороги, показались проблески света и вроде как разговоры чьи-то.
- Уже мне наверное видится, -подумал Ванюшка, и потерял сознание.
Очнулся он дома. Мать растирала водкой его ноги и руки. Слёзы катились по её щекам.
- Мам, не ругай меня, -произнёс обессиленный Ваня.
Пока не буду, -сквозь слёзы улыбнулась она, -а как окрепнешь задам по полной.
- Ну это будет потом, может и забудется, -мелькнула мысль и Ванюшка уснул.
*жердь-тонкий длинный ствол дерева без сучьев и ветвей.
*галанка-голландская печь, применяемая в России с первой половины восемнадцатого века.
*квашня-деревянная кадка для теста.
*ухват-приспособление представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
А всё потому, что из-за проблем со зрением читаю сейчас мало. Чтобы не читать что попало, открывая страницу автора читаю не новое, а из перечня избранных. Считаю, что там лучшее. Может быть я и не прав, но, например, у меня мнения читателей отправивших мои мои сочинения в избранные чаще совпадают и с моими собственными их оценками.