Моя тёща Нина Леонидовна рассказала историю, длящуюся почти сто лет, и о которой вряд ли уже кто помнит в городе Карабанове, где всё происходило. Этот город назван в честь бояр Карабановых, получивших землю от царя за военную службу. Первое упоминание о городке относится к 1630 году, а в 1846 году купцы Барановы открыли в здесь первую ткацкую фабрику. «Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок», всё как в песне о другом городе.
В начале девяностых годов девятнадцатого века в Карабаново в рабочей семье родился сын Иван. О нём и будет повествование. Отучившись в школе, Иван рано начал работать на ткацкой фабрике и к восемнадцати годам уже имел стабильный заработок. К этому времени он дружил с красавицей Анастасией, в которую был сильно влюблён. Молодые собирались пожениться, но была проблема, связанная с народными традициями, а если точнее, с предрассудками тех времён. У Анастасии была незамужняя старшая сестра Анна. Наверное, многим знакомо и по литературным произведениям девятнадцатого века и по устным рассказам, что просить руки младшей дочери, когда старшая её сестра ещё не замужем, считалось дурным тоном и оскорблением семьи невесты. В рабочих кругах это тоже не приветствовалось, хотя всё было демократичнее. В 1911 году Иван засватал Анастасию у её родителей. Молодые готовились к свадьбе. Всё шло хорошо, но…
Родители Анастасии решили схитрить. В день венчания вместо Антонины они нарядили в платье невесты её старшую сестру Анну. Анастасия ревела, уговаривала родителей не делать этого, ей же упрекали, что она не любит свою сестру, что должна быть готова к самопожертвованию, думать и о своих близких, что Анастасия молодая и красивая, обязательно найдёт себе жениха, а Анну нужно выдавать замуж, а то она так и состарится в девках. К тому же, Анна много нянчилась со своей младшей сестрой в детстве, поскольку была на четыре года старше, и теперь младшая обязана старшей.
Под плотной фатой Иван не заметил подмену. Как уж там было в подробностях при венчании, неизвестно, называл ли священник имена новобрачных или был в сговоре с родителями невесты, произносил её имя шёпотом, но молодых повенчали. Это было преступление против любви, той высокой любви, к которой призывал Иисус, и именем которого священник благословил брак при полном отсутствии этого высокого чувства у вступающих.
Вспомните «Метель» Пушкина, там молодых тоже повенчали, не называя имён, но и они после венчания относились к свершившемуся факту со всей серьёзностью и трепетом. И Иван женился «не на той, на которой хотел», почти как в оперетте Кальмана. После венчания обман, конечно, открылся. Может быть, у них стерпелось, слюбилось?
У Ивана и Анны в 1912 году родился сын Василий, а потом в течение пяти лет до 1919 года ещё трое сыновей: Николай, Геннадий и Егор. Мальчишки росли крепкими, здоровыми, учились, занимались спортом, посещали занятия в добровольном обществе АСОАВИАХИМ, метко стреляли, как и многие их сверстники предвоенного времени.
В дальнейшем и судьба Анастасия сложилась удачно. Она вскоре встретила и полюбила студента Пётра. Поженились молодые весной 1914 года. Пётр воевал на фронтах Первой Мировой и Гражданской войн, учился на командирских курсах, потом они жили в Москве, у них подрастали сын и дочь.
В ноябре 1938 года Василий, старший сын Ивана и Анны, уже отслуживший в армии, женился на ткачихе Екатерине. Остальные трое сыновей встретили Великую Отечественную войну в армии. Николай служил на Дальнем Востоке, но летом его перевели на Западный фронт, а Геннадий и Егор воевали в одном подразделении недалеко от дома. Василий летом сорок первого был тяжело ранен, после госпиталя его комиссовали, назначили пенсию по инвалидности, и он вернулся в Карабаново, где устроился на лёгкую работу – сторожем. Детей у них с Екатериной не было ни до войны, ни после неё.
Весной 1943 года под Курском погиб сын Ивана и Анны Николай, а в 1944 пали Геннадий и Егор. Иван и Анна потеряли на войне трёх сыновей. Можно ли здесь говорить о расплате за преступление их предков против большой любви или нет, трудно сказать, но внуков Иван и Анна так и не дождались.
А у Анастасии муж Пётр и сын Владимир вернулись с Великой Отечественной войны целыми и невредимыми, в орденах и медалях. Дочь Антонина всю войну работала хирургом в военном госпитале и была отмечена наградами. Рассказывали, что у Анастасии и Петра пятеро внуков. Потом их следы затерялись, в Карабаново о них больше никто не слышал.
Василий и Екатерина прожили дружно шестьдесят лет, Василий умер в конце ХХ века, а Екатерина ушла из жизни в начале третьего тысячелетия, немного не дожив до ста лет.
Эта грустная история, рассказанная Ниной Леонидовной, натолкнула меня на философские размышления. Оказывал ли какое-то воздействие поступок Анны и её родителей на подсознание и дальнейшее поведение Ивана и Анны? Трудно дать однозначный ответ. Скорее всего, да. Союз, созданный без любви, отличается от семьи, образованной на основе большого взаимного чувства. Скорее всего, у них было взаимоуважение, а с годами сказывалась привычка. А на судьбу порой оказывают влияние простые случайности, особенно на войне. Тут верующие люди будут утверждать одно, атеисты – другое. Кто из них прав, трудно судить.
05.05.2020.