Яблочный спас, у нас со Светой ещё и очередная годовщина свадьбы. С утра сдаём номера, получаем из залога Маринино свидетельство о рождении, идём на остановку автобуса. Богдановых по случаю отъезда покормили в кафе на полчаса раньше. Первый остановившийся около нас автобус в Горно-Алтайск не заходит, а второй быстро доставляет нас на автовокзал столицы региона №4. Алтайский край – это уже регион №22.
Фото. На вокзале в Горно-Алтайске.
В полдень на большом автобусе с кондиционером выезжаем в Барнаул.
На фото Марина и Света в автобусе.
Когда-то, до 90-х годов ХХ века Алтайский край был единым, и Горно-Алтайская автономная область входила в состав края. Она была образовалась в 1922 году как Ойротская автономная область, потом стала Горно-Алтайской. Затем был «парад суверенитетов», появилась Республика Алтай площадью в 92 тысячи квадратных километров и с население в 200 тысяч человек. Если верить экскурсоводам, то настоящих алтайцев осталось мало – высоко и далеко в горах, а те, которых мы видим, это давно смешанные с русскими. Что ж, процесс ассимиляции неизбежен. В Сибири мы все уже давно и основательно перемешались. Ассимиляция идёт на основе русского языка и русской культуры, и это правильно.
Автобус провозит нас мимо села Полковниково, это родина космонавта Германа Степановича Титова. В январе 1979 года мне довелось встречаться с ним в Павловске, он выступал в зале заседаний перед комсомольцами и оставил мне автограф на календаре. Тогда он говорил, что «тассовские» номера «Союзов» не совпадают с номерами на космодроме, и спрашивал у слушателей, какой корабль полетел по нумерации ТАСС. О своем полёте и подготовке к нему Герман Степанович написал в книге «Голубая моя планета», я читал её в «Роман-газете».
На горы Алтая теперь падают ступени космических ракет, где-то найдена мумия женщины, которую не совсем правильно называют Алтайской принцессой. На Алтае родился автор «Угрюм-реки» В. Я. Шишов, недалеко от озера Манжерок ему поставлен памятник. Здесь родился и жил Василий Шукшин, снимал кино «Печки-лавочки». Из этих мест и популярный артист Валерий Золотухин. И все помнят Михаила Евдокимова, артиста и бывшего губернатора Алтайского края. Наверное, самое яркое его выступление на сцене – это «Баня». В нём отражён характер русского человека, которого трудно вывести из себя, но если уж вывели, то мало не покажется никому.
В Барнаул въезжаем с восточной стороны. На правом берегу Оби появились новые транспортные развязки. А на левом берегу, как и треть века назад, набережная Оби не обустроена, заросла лесом. Вспоминаю знакомые названия. В предыдущий раз я въезжал в город с восточной стоны в апреле 1979 года, после военных учений у южных границ Монголии с Китаем. Барнаул за это время заметно изменился. Пробок на улицах нет, приятно, что изменения не затронули эту сторону жизни. Когда в мае 1979 я уезжал с Алтая в Омск, автовокзал был маленьким трёхкомнатным домиком, а сейчас большое современное здание. До Павловска, где я работал после окончания института, 56 километров и меньше часа езды, но мы решили погулять по Барнаулу. С автовокзала переходим на железнодорожный, сдаём багаж в камеру хранения. У нас есть около четырёх часов до прихода поезда «Рубцовск – Омск», и ещё больше часа он будет стоять в Барнауле.
Мемориал в честь погибших в Великой Отечественной войне в 1941 – 1945 годах реконструирован. В кинотеатре «Мир» в 1976 году на производственной практике я смотрел очень смешную кинокомедию «Большие гонки». Сейчас он переименован, на фасаде красуется чья-то незапоминающаяся фамилия. Идём обедать в кафе на Социалистическом проспекте.
Потом наш путь лежит в центр города к колесу обозрения. Из времён СССР вспоминается песня «Полюбила тракториста, он уехал в Барнаул» - это о временах освоения Целины. Её осваивали и в Алтайском крае. Рядом с колесом обозрения Дворец спорта, так он назывался тридцать три года назад. Сейчас он увешан рекламой гастролей заезжих певцов. Ярмарка мёда расположилась прямо на аллее парка. Недалеко - Политехнический институт, сейчас университет.
Тут же здание краевой администрации.
Мне доводилось бывать в нём, когда здесь был крайком КПСС и крайисполком. В конце 1978 года меня заслушивал краевой народный контроль. Был оправдан.
На фото - политехнический институт.
Заходим в магазин, где продают сыры Алтая. Из знакомых ранее марок сыров не встречаю ни одного. Когда-то очень хороший сыр делали в Усть-Мосихе, центре партизанского движения на Алтае в годы Гражданской войны. Там у меня был строительный объект. Не встретил и пива Павловского завода, видно не попалось, но надеюсь, что производится. В Павловске очень вкусная вода из местного водохранилища, поэтому там и пиво отменное, и чай самый вкусный.
Бродим по городу.
На Скамейке с мороженным "СССР". Оно здесь очень вкусное, как и в Омске.
Фотографируем красивую городскую скульптуру «Павлин»,
и памятник Виктору Цою.
Проходим по рынку урожая с дач, возвращаемся на привокзальную площадь. Света и Марина фотографируются на скамейке.
Привокзальная площадь . В восемь вечера нам нужно забрать вещи из камеры хранения, а в 8-10 подойдёт поезд.
Рядом с нашим поездом стоит скоростная электричка «Калина Красная». Она возит до Бийска. Название на фото не попало.
На поездах мы со Светой не ездили уже семь лет. За это время проводники стали подчёркнуто вежливыми, постельное бельё сухим и совсем не застиранным. Такие перемены всегда радуют.