39.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.18-21.
18.Тот, кто в работе видит бездействие и в бездействии работу, он разумен в человеческом обществе; он вовлечен в преданное служение, будучи занятым в различных видах деятельности.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог выделяет четыре пункта, на которые должен посмотреть внимательно каждый, изучающий этот стих, как и необходимо увидеть, какие качества человека этим стихом особенно подчеркивает Бог, какое понимание и опыт выделяет, прежде, чем назвать его преданным, а также увидеть, что Бог уже в этих строках начинает давать ответы на поставленные Им же в ст.16, 17 вопросы.
Во-первых, следует достичь такого уровня (из упомянутых выше четырех пунктов), чтобы действительно с высоты совершенных духовных знаний и духовной практики увидеть в работе бездействие. Это отнюдь не простая вещь и мыслить и оперировать материальными категориями здесь невозможно. Такому видению может помочь только Сам Бог внутри человека, дав духовное видение и понимание, только при условии полной не привязанности, как к работе, так и к результату, так и в результате непременного посвящения любой своей деятельности Ягйе, Самому Богу, от Которого все изначально исходит и Кому все принадлежит.
Такую ступень надо у Бога заслужить духовными стараниями и усилиями при неуклонном следовании Указаниям Слова Бога через духовных наставников и Святые Писания. Также, и это очень важно учитывать, увидеть в работе бездействие можно исходя из того, что на самом деле качества человека сами вовлекаются в соответствующую деятельность (ст.5 гл.3), и т.о. процесс работы для любого человека, независимо от его религиозности, от того, осознает он это или нет, происходит автоматически, где автоматизм обуславливают качества человека, его опыт предыдущих воплощений, его уровень духовного и материального развития, его кармические реакции, тянущиеся из прошлых воплощений и Сам Бог в человеке, Управляющий и контролирующий весь процесс его деятельности, имея на человека конкретную цель относительно его плодов, духовного и материального взросления и развития и с учетом его настоящего и будущего.
Также следует особенно внимательно посмотреть на то, что преимущественно бездействие в работе имеет место в плане того, что в теле человека всегда присутствует Сам Бог, Который есть в каждом направляющая жизненная сила, сама жизнь; Бог есть его дыхание, его мыслительный процесс, именно Бог дает сомнения, предлагает изнутри выбор, дает как праведную, так и меркантильную мысль, дает, как награду за прежние усилия и старания, ловкость рук, хорошее понимание, память, призывает опыт, профессионализм, амбициозность, ведет человека согласно его качествам и дает возможность ошибиться там, где человек пониманием слаб и неопытен, дабы через страдания и поиски человек мог раздвигать границы своего мышления, качеств и понимания и мог применить все свои качества с целью их развития в духовном направлении, за чем тщательно и неуклонно следит Бог, и что есть в итоге Божественная Цель.
Сама душа, как было сказано в ст.24 гл.2, фактически неподвижна. Движение ей дает Бог в ней, как и направление движения, цель и результат, опять же, независимо от того, знает ли об этом человек или нет. Но для тех, кто идет путем совершенных духовных знаний и путем практики йоги, кто углубляется в себя и начинает хорошо в себе отличать работу Божественных энергий, этот факт становится неоспоримым, ибо и Сам Бог в таком человеке постоянно подсказывает ему Своими средствами Свое вечное и неизменное участие и присутствие во всем, в любом деле, движении, слове, мысли, чувстве, нерве, внутреннем состоянии, в руках, в ногах, в чувствительности тела, в видении глаз, во всех органах чувств, много раз доказывает преданному, Что в нем Сам Бог, но не созерцающий, а ведущий, трудящийся с любым живым существом в любом теле, в любом образе жизни, Сам Бог есть все, что есть движение и все, что ни есть движение для человеческого восприятия, есть Божий труд, где живые существа лишь призванные Богом вечные участники, которых так ведет Отец, так развивает, так Наставляет, так шаг за шагом учит и направляет к Себе, ибо без Бога пути нет никому. И если человек так начинает видеть (что работа есть бездействие), если его сознание вышло за пределы просто слушания других, но добывает такого рода информацию из опыта, из практики преданного служения и поклонения Богу, которые дает Бог, то такой человек не может быть не преданным или нереализованным, или самоучкой, или философом. Только преданным, и в прошлом, и в настоящем, ибо так понимать беспричинно невозможно, такой Милости Бога не бывает, но только труд и труд, духовный и долгий может открыть человеку глаза на то, что ни он, ни его тело, ни его руки, ни его желания – но все Божественный План, Божественная Воля и изначально, и во всем, и ко всем.
На самом деле, это знания тайные, которые у многих могут округлить глаза, ибо иллюзорная энергия Бога, дающая понимание полной свободы (на уровне тела, чувств и мысли) во всем, на Земле соответствует ступени многих, ибо это мир материальный (а потому многое люди еще долго не должны видеть и знать, дабы не сопротивляться и пути материального развития, ибо один Бог знает, когда достаточно) и лишь единицы прозревают, в то время, как другие стоят в долгой очереди, все остальное явно отвергая и крайне не желая быть ведомыми. Но когда приходит и их час – постижение Истины становится безболезненным и радостным, ибо утомленная земными скитаниями, изгнаниями и страданиями душа, готова во всем положиться, наконец, на Бога и увидеть направляющую Руку Бога, осознать, что так намного легче, когда Бог в тебе тебя ведет посекундно, и в таком состоянии есть другая, духовная свобода, которая безгранична, ибо деяния души и Бога, как и цели, совпадают, и, служа Богу, душа делает свое дело, как себе, и в этом не видит преград ни телу, ни уму, ни чувствам, ибо все одухотворяется; и в теле, и без тела душа сливается с Богом, становясь Его Руками и Его глазами, движима Богом, живя этим вечным движением, становясь Жизнью Самого Бога, что есть изначальное предназначение души, ее изначальная, отшлифованная земными путями природа.
Таким образом, есть две причины увидеть в работе бездействие: через путь отречения от плодов деятельности, не привязанности к работе (карма-йога, что требует духовных усилий человека) и через признание, что во всех живых существах работу исполняет Сам Бог, исходя из качеств человека и его ступени развития, как и кармы, но само живое существо, строго говоря, лишь при этом присутствует, иногда замечая свою отстраненность и автоматизм при выполнении работы, как-будто ведет неведомая сила, как и обстоятельства, и результаты складываются независимым от человека путем.
Во-вторых, согласно данному стиху, следует в бездействии увидеть работу (обратное: в работе увидеть бездействие, что было «во-первых»). В бездействии увидеть работу также непросто, тем более человеку, обладающему материальным видением и мышлением. Более того, материалисты непримиримы с таким пониманием и, пожалуй, пожелали бы оспорить Самого Бога в этом плане, сравнивая тружеников материального мира и тунеядцев. Ну, как тут работу бездельника или нищего приравнять к труду активному, физическому или творческому? Как можно вообще говорить о труде ребенка, который целый день занят тем, что выполняет распорядок дня, капризничает, развлекается, ест, спит? О каком труде больного можно говорить, если он только лежит? Как можно назвать трудящимся того, кто в данный момент спит? В чем труд алкоголика? Наркомана? Преступника? Худшего из людей? О каком труде можно говорить, если человек всю жизнь устремлен (и это разве что слепому не увидеть) прожить за чужой счет? Есть в материальном мире действия самого разного уровня, которые человек работой, трудом не называет и не стремится этот процесс мысленно так обозначить, ибо он, этот процесс малой внешней направленной активности, происходит как бы сам по себе, без особых усилий, естествен и необходим или не необходим в процессе жизнедеятельности, и в обществе считается незначительным, но всегда сопровождающим любого или того или иного человека и за него, конечно, деньги не платят. Это, скажем, мытье посуды, действия, связанные с покупкой продуктов и необходимого, наставление ребенку, помощь любому нуждающемуся, слушание музыки, любой активный и неактивный отдых, учеба, чтение любой литературы, беседа, спор, выяснение отношений, тяжбы, уход за своим телом, следование моде, лежание, сидение… Не счесть. Но в Боге все это и более того относительно каждого в посекундном измерении и в неизмеримой важности есть труд, независимо от его плодов и формы проявления и пути задействования органов чувств человека (любого другого живого существа), его тела, мысли. Душа, движима Богом постоянно. И этому движению нет перерыва, нет освобождения или отдыха, нет и мгновения забвения, нет устранения ни при жизни, ни в момент смерти, ни в потустороннем пребывании, ни во время, когда она должна быть зачата матерью и отцом, ни в теле будущей матери, ни в момент рождения, ни в детстве, ни во сне, ни на яву, до старости, до смены тела и так непрерывно. Меняется лишь интенсивность труда, род труда, цель труда, форма труда и всего, что с этим связано, включая мыслительный процесс и деятельность чувств. Только постоянное движение души есть ее жизнь, ее развитие, и остановка даже на мгновение невероятна, невозможна, несовместима с Божественностью души изначальной.
И интенсивному и напряженному труду, как и более слабому или проявленному иначе, чем принято в человеческом обществе и считается нормой, у каждого есть свое отведенное время, и один Бог знает, кто больше устает, собирающий бутылки бомжа или предприниматель, блудница или домохозяйка, инвалид или врач, но все непременно трудятся, как и все, несомненно, извлекают, извлекает из пьянства алкоголик, извлекает из вечных скандалов нервный или упрямый человек, извлекает преступник в своем преступном труде, извлекает во время сна спящий, извлекают те, кто трудится на поприще просиживания на лавочках, извлекают в труде несмышленыша или подростка, во всех видах человеческих отношений, где тоже есть труд, достигают в ссорах и примирениях (и это труд), достигают, оскорбляя друг друга и ненавидя друг друга и слушая друг друга и лжесвидетельствуя, тоже трудятся мыслью и не только. И более того. Все это на самом деле не списывается со счетов, всему есть Божественная оценка и достаточно точная, никому не грозит перетрудиться или недотрудиться, ибо одно чередует другое, и иногда на смену очень большой трудовой жизни может прийти или жизнь бездельника и тунеядца, или очень незначительный труд, или труд домохозяйки, или преступная деятельность, ибо только один Бог Знает, какой труд какие качества развивает, кому следует поубавить активность или интенсивность, а кому и вообще пожить за чужой счет, как в прошлой жизни жили за его счет, и что из этого в итоге и себе во благо может человек извлечь.
Таким образом, человек, видящий в бездействии
| Помогли сайту Реклама Праздники |