Произведение «Фото-4: Примерный семьянин фотографировал голую жену. Эммет Гоуин.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Эссе
Автор:
Читатели: 209 +1
Дата:

Фото-4: Примерный семьянин фотографировал голую жену. Эммет Гоуин.

Тридцатью годами ранее американского фотографа Салли Манн, в год, когда нога первого американского солдата ступила на вьетнамскую землю, другой фотограф из Вирджинии (США) покорил симпатии обывателей снимками близких людей.

В 1964 году Эммет Гоуин (Emmet Gowin; р.1941) привлек всеобщее внимание фотографиями своей обнаженной жены Эдит. Она не была ни актрисой, ни моделью, поэтому ее изображения с легкостью завоевали признательность завистливой добродетельной публики. Охочей до посинения в глазах подглядывать в замочную скважину соседей.

В семейной паре Гоуин родилось двое сыновей, Илия и Исаак. Они присоединились к тандему родителей, изготавливающих на фотобумаге провинциальную эротическую идиллию. Ранние фото Гоуин снимал со штатива на камеру с кадром 4х5 см. Славу ему принесли снимки жены, семьи и окружения.

Консервативные домохозяйки и коммивояжеры с восторгом приняли видение красоты Гоуином. Он не переступал грань разрешенного и не ранил провокационной эстетикой их светлых возвышенных чувств и нежных ранимых душ.

На одних снимках - его одетые дети, на других - голая супруга с отвисшими сиськами. Никаких инцестов и половых органов крупным планом. Ни творческих задумок, ни идей.

В тактику ведения боевых действий танковым клином вносят разнообразие складки местности. В случае с фотографиями Гоуина - складки жировой прослойки на животе его стареющей жены.

Впрочем, и на ранних снимках она не блистала изысканностью фигуры. Если бы с подобных натурщиц древние греки лепили богинь, то концепция ада у Данте претерпела бы изменения.

С будущей женой Эдит Моррис (Edith Morris) фотограф Эммет Гоуин познакомился на первом курсе Ричмондовского профессионального института (Richmond Professional Institute) в 1961 году, куда поступил по окончанию школы. К тому времени принадлежат его первые фотографические опыты.

Примечательно, что в городке Дэнвилл (Danville; Virginia), где Гоуин родился и затем рос с 12-ти лет, он не был знаком с будущей женой Эдит. Она жила в миле от его дома.

Супруги скрепили брак в 1964 году. Эдит стала музой и натурщицей мужа. Вниманием Гоуина завладел каталог выставки Family of Man («Семья мужчины»), открывшейся в 1955 году в Музее современного искусства.

В нем тематически сгруппированы 503 снимка персонажей разных культур. Главным образом, о любви, детях и смерти. За восемь следующих лет выставка демонстрировалась в 37 странах на шести континентах.

Эммета Гоуина вдохновляют работы американо-швейцарского фотографа Роберта Фрэнка (Robert Frank; р.1924). В 1957 году Фрэнк предпринял большую поездку через США, сделав за два года 28 тысяч фотоснимков, отличавшихся свободой съемки и формальной смелостью.

Из них 83 вошли в его альбом The Americans («Американцы»). Предисловие к нему написал «король битников», американский писатель Джек Керуак (Jack Kerouac; 1922-1969). С ним Фрэнк познакомился, колеся по дорогам Америки.

Свободный от комплексов видения сюжетов, Роберт Фрэнк произвел революцию своими «американцами». Их отличали анархичная композиция сюжетов, преувеличенное зерно, размытость, сложные пространства, субъективное отношение к предмету съемки.

Критическая статья в американском журнале Popular Photography («Популярная фотография»; 1960) упрекнула, что он производит «нерезкие картинки с заметным и бесполезным зерном […] с полным отсутствием нормальной композиции и приблизительным качеством любительских фотографий».

Роберт Фрэнк участвовал в создании двадцати фильмов, лучшим из которых признана документальная лента Cocksucker Blues («Коксакер блюз») о турне 1972 года британской рок-группы The Rolling Stones («Роллинг Стоунз»; осн.1962).

Музыканты решили задокументировать гастроли в США как величайшее событие в истории группы, и пригласили фотографа и режиссера Роберта Фрэнка.

В результате появился документальный фильм Cocksucker Blues. Он назван по непристойной песне группы, написанной от лица гомосексуалиста-проститутки и снят в духе эстетики cinema verite (фр. «правдивое кино»; в США называется «прямое кино»; direct cinema). В фильме показаны эротические оргии, ссоры между музыкантами, сцены приема тяжелых наркотиков.

После монтажа киноленты лидер группы Мик Джаггер (Michael Philip «Mick» Jagger, р.1943) сказал Фрэнку:

«Это чертовски хороший фильм, Роберт, но если его покажут в Америке, то нас больше никогда не впустят в страну».

Mick Jagger reportedly told Frank, «It's a fucking good film, Robert, but if it shows in America we'll never be allowed in the country again.»

«Роллинг Стоунз» помешали выходу киноленты в прокат. Решением суда стало ограничение показов фильма до пяти в год и только в присутствии Фрэнка.

В 70-х годах Роберт Фрэнк вернулся к фотографии. В его работах ощущаются проблемы семьи. В 1974 году его дочь Андреа погибла в авиакатастрофе, сын Пабло попал в больницу с шизофренией.

Поздние работы Фрэнка - сборные изображения и коллажи, включают составные кадры с исцарапаных или деформированых негативов. Надписи полны эмоций и страдания.

Эммет Гоуин высоко ценит французского мастера реалистичной фотографии XX века, отца фоторепортажа и фотожурналистики Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson; 1908-2004).

Перед смертью Картье-Брессон, классик мировой фотографии, авторизировал лишь 370 своих фотографий. Он закрыл для публикации всю остальную часть собственного архива, где собрано более 1.5 млн. снимков.

Странное решение. Может, Картье-Брессон был людоедом? Для генномодифицированной публики 23-го века оставил в холодильнике на десерт самое вкусное из своих запасов?

В отличие от мэтра репортажной фотографии, Гоуин не консервировал фотонегативы на случай атомной войны и не прятал их в бункере. Он знакомил публику со всеми сделанными фото.

С 1973 года в течение четверти века Гоуин, трубадур интимных подробностей жены, преподавал фотомастерство в Принстонском университете (Princeton University).

Фотограф Эммет Гоунин осторожен и вторичен до безобразия, выбирая конформистские темы для творчества. Зато успешен и обласкан обществом.

В 1974 году он выиграл Грант фонда Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship), что позволило ему путешествовать по Европе. королева Иордании Нур (Queen Noor of Jordan), его бывшая ученица в Принстоне, в 1982 году пригласила Гоуина к себе в страну.

Три года он совершал ряд поездок в Иорданию и снимал археологические раскопки в уникальном городе в скалах городе Петра (Petra; XVIII—II века до н. э).

Фотографировать собственных детей - незамысловато. Они всегда перед камерой, и не возникают вопросы о детской порнографии, пока снимки не выставлены на всеобщее обозрения, став предметом искусства.

Фотографы, кто снимает изначально членов семьи, не делают искусство, а одноразово фиксируют личную жизнь. Они не могут развить с другими моделями подобную тему съемок, становятся заложниками взрослеющих детей. Не умеют находить окружение и объекты для съемок.

Дети вырастают, жены становятся нефотогеничными. Меркантильность существования одерживает верх над пламенными идеями зафиксировать на фото инфернальность человеческих существ.

Если капать на мозги зрителей провокационными снимками, то недолго оказаться уволенным с теплого места предводителя фотографов в Принстоне.

Времена итальянского монаха Джордано Бруно прошли (Giordano Bruno; 1548-1600), и ни одна благая идея не стоит потери уютного гнездышка в университетском городке и зарплаты преподавателя. Булочка с джемом и кофе на завтрак меняют жизненные приоритеты.

На северо-западе США в штате Вашингтон находится действующий вулкан Святой Елены (Mount St. Helens). Его взрыв 18 мая 1980 года стал самым разрушительным в истории США. Поднявшийся столб пепла за час достиг высоты 25 км. Сошедшая лавина уничтожила вершину горы, уменьшив ее высоту с 2950 м до 2550 метров. Район горы превратился в «лунный» безжизненный ландшафт.

На стипендию от Комиссии искусств Сиэтла (Seattle Arts Commission) Гоуин отправился к вулкану вскоре после извержения. Он снимал местность с высоты птичьего полета, применяя объектив «рыбий глаз» с обзором 360 градусов.

В последующие 20 лет Гоуин с воздуха «портретировал» места добычи газа и сельскохозяйственные поля. Его камере принадлежат изысканные виды угольных шахт, свалок токсичных отходов и ядерного полигона в Неваде (Nevada Test Site).

Эммет Гоуин оставил работу в Принстонском университете в конце 2009 года и живет в Пенсильвании (США) с женой Эдит. Один из его сыновей, Исаак, стал фотографом.

Профессиональные фотографы четко разделяют коммерческие съемки и «проекты для себя» (back-side project). Мейнстримом их видения мира через видоискатель камеры не является одухотворенное шпионство за своими детьми.

Японский фотограф Сузуки Садахиро (Suzuki Sadahiro) снимал дочку с самого рождения до 20 лет, выпустил альбом «Фотографии дочери от рождения до взрослости» (Daughter's Photography Birth to Adult; 1996), подарив его дочери на ее двадцатилетие.

Он не кричал на каждом углу: «Остановись, мгновенье, ты - прекрасно! Я родину за тебя продам!». Не подвергся осуждению мировых апологетов чистого искусства, определяющих, как нужно снимать детей, чтобы не разрушить их ауру.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама