БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 26. ГЛАВА 9. СТ. 1-17.
ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ.
1.Шри Бхагаван Сказал.
Теперь Я тебе, независтливому, объясню самые сокровенные знания, зная которые вместе с практическим их применением ты будешь освобожден от неблагоприятного.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, Бог так настраивает внимание Арджуны, предупреждая, что это знания сокровенные, но их надо усваивать именно с практическим применением. Также, надо понимать, что сами по себе совершенные духовные знания не освобождают от неблагоприятного, но помогают преодолевать страдания и правильно к ним относиться и в материальном мире, и на духовном плане, ибо Бог везде работает с человеком, и это не просто игры и роли, но и преодоления, за счет чего человек и может подниматься на более высокую ступень материального и духовного развития.
Надо знать, что все знания, которые дает Бог в материальный мир, непременно, даются именно для практического применения. Но духовные знания преимущественно применяются именно для служения Богу Кришне и никак не могут быть использованы для накопления или создания материальных благ, но исключительно для медитации на Бога, для выполнения жертвоприношений, для проповеди, для правильного контроля ума, желаний и чувств, для очищения своего существования, как то, чем в человеке Управляет и что напоминает Бог Кришна в связи с преданным служением.
Однако, надо понимать, что совершенные духовные знания не убирают страдания, но в значительной степени помогают их преодолевать. Прежде всего, они способствуют преданному служению, а преданное служение помогает контролировать желания и чувства. Таким образом, человек не вовлекается в греховные игры и роли или очень ограничено, что уменьшает и последствия греховной деятельности, как и сами страдания, как следствие, идут на убыль. Также, совершенные духовные знания, вовлекая в преданное служение, тем помогают достичь Милость Бога, что приводит к уменьшению страданий и к помощи Бога постоянной, что человек не может не видеть. Также, совершенные знания постоянно указывают на то, что за всем стоит Бог. В таком случае, человек не ищет виноватых, не вступает в конфликт с материальным миром и, таким образом, опять же, идет по пути уменьшения страданий, видя на все Волю и План Бога.
Также, надо понимать, что все, что Бог Кришна излагает в Бхагавад-Гите, есть сокровенные знания, высочайшие откровения и невозможно выделить более значимые. Но, тем не менее, Бог таким образом сосредотачивает внимание Арджуны на диалоге, правильно в нем распределяет мыслительный процесс и делает его сосредоточенным на каждом этапе Божественного откровения, ибо человек склонен к рассеянности мышления, склонен не работать умом, уставать, не вникать в суть. А надо, чтобы он был сосредоточенным и воспринимал на должном уровне, который Бог и контролирует, и поддерживает Своими средствами. Здесь уместна и небольшая похвала, несколько нейтрального порядка, ибо слово «независтливый» особо не может приободрить, но и дает чувство ответственности и несколько тревожности, а так ли он все делает и то ли говорит, ибо это слово влечет за собой и такие энергии, такое внутреннее расположение в себе, такую среду самочувствия, которую надо поддерживать и каждый раз определенным и невидимым для Арджуны путем.
2.Царь сокровенного знания, это знание чистейшее, лучшее. Тот, кто пришел к этому знанию через непосредственный опыт, очень счастливо исполняет вечные принципы религии.
КОММЕНТАРИЙ.
Но что это за знания, которые пора принять? Их надо восхвалить. Они как бы относятся именно к Личности Бога. Не к преданному служению, ни к дживе, как таковой, но к Высочайшей Божественной Личности, но в рамках человеческого понимания и восприятия. Это Знания о Высоте Бога. То, что никто, кроме Бога, не даст, о чем без Воли Бога невозможно помыслить, ибо это тотчас – Грех. Только из Рук Бога, только в свое время, только как совершенные знания, как высочайшие откровения. Иначе – никак. Эти знания не расширяют, а колоссально раздвигают сознание. По сути, через только материальный опыт прийти к этим знаниям невозможно. Но все знания Бог дает только и во имя преданного служения и в материальном мире и на духовном плане, и другого им предназначение нет и не может быть. Сами Знания есть высочайший нектар, но через них счастливо исполнять преданное служение Бог не даст. Этот нектар вкушают с великим трудом, аскезами, добродетелью, жертвоприношениями, и все это есть путь материального и духовного развития не без страданий и преодолений. Но, все же, тот, кто вкусил этот нектар, кто достаточно понятлив и духовно развит, кто действительно может ощутить этот вкус, такой человек уже Божий и никогда более не пожелает для себя другого пути, кроме служения Богу Кришне. Все другое обнулится, обесценится, никак не привлечет при одном понимании, что все есть Воля Бога, План Бога, Цель Бога на творение. Но понимая материальный мир, зная в нем присутствие Бога, видя Бога везде, преданный не захочет возвращаться под сени его наслаждений, зная, что это осталось позади и останется позади для тех, кому еще так идти.
3.Люди, которые не имеют веры к этому религиозному процессу (к преданному служению) о, Парантапа, не достигая Меня, возвращаются на путь круговорота рождений и смертей.
КОММЕНТАРИЙ.
Если человек не имеет веры к преданному служению, если не привлекается этим религиозным направлением, то, в таком случае, ему еще и не время. Пора и так мыслить. Ибо это истина. Каждому Бог отводит свой срок, свои причины, свои обстоятельства, ибо путь преданного служения, на самом деле, очень не простой путь и многое предъявляет человеку. Сам Бог Управляет этим процессом. Поэтому, нельзя винить человека за его материальный путь, за то, кому и как он поклоняется. Веру дает человеку Бог или не дает, ибо, опять же, Бог Знает. Каждая вера требует от человека готовности, как и преданное служение. Чтобы человек готов был к преданному служению, он должен обладать качествами, угодными Богу, достаточными, чтобы хотя бы вступить на порог преданного служения. Также, человек должен быть несколько очищенным, хотя греховность, непременно, будет присутствовать. Но великий, тяжкий грех должен себя исчерпать страданиями почти в полной мере.
Прежде, чем стать преданным, человек, также, должен уже достаточно долго повращаться в колесе сансары и задаться мыслью о смысле жизни, должен немного понять суть материального мира, увидеть, что все здесь временно, преходяще, что счастье здесь иллюзорное. Должен, также, несколько набить оскомину в наслаждениях и особо к ним не тяготеть. Должен немного перестать стремиться к власти, славе, деньгам. Должен вынести из материальных отношений, что здесь все люди грешные, что, на самом деле, положиться на человека невозможно, здесь все зыбко, ненадежно, что человек, по большому счету, не хозяин свой судьбы, зависит от обстоятельств, от желаний других, по сути, от Воли Бога, и никогда не может точно знать, что можно, а что нельзя, что хуже и что благоприятней… Все это понимание открывает дверь к преданному служению. Но все это в свое время. Это все человек может в себе начинать понимать, знать отчасти, не знать. Но Знает Бог, Который постоянно через мыслительный процесс Знает, что душа берет, какие мысли и стремления ей ближе, что ей уже надоело, как она размышляет о смысле жизни и в чем ищет утешение…
Кроме такого базиса, необходимо, непременно, нужное окружение, обстоятельства, внутренние мотивы… поиск, религиозность в своей мере, понимание, что Бог есть, Бог - Верховная Божественная Личность и Богу надо поклоняться. Все это и более того и есть то, что может привести человека на путь именно преданного служения, что происходит, если человек, также, непременно, состоял в той или иной религиозной конфессии, т.е. человек, непременно, должен быть верующим. Иначе, дорога к преданному служению Богу Кришне автоматически закрыта.
Если человек не готов к преданному служению, то Бог будет развивать в нем качества именно через материальный мир в круговороте рождений и смертей. Другого пути к преданному служению нет. Это путь каждого. Это – Воля Бога, и упрекать человека за то, что он не занят преданным служением, невозможно. Нет никого, кто мог бы уклониться, проявить в этом плане свою волю. Всех и каждого ведет Бог. Все строго в свое время и только Волею и Милостью Бога.
4.Моей непроявленной формой пронизана вся эта вселенная, во Мне расположены все живые существа, но Я в них, так же, не расположен.
КОММЕНТАРИЙ.
Это уже начало изложения тех знаний, которые Бог назвал – «Царь сокровенного знания, чистейшее, лучшее…»(ст.2). Эти знания, здесь приведенные, ст.4, есть основа основ Святых Писаний. Преданный должен, непременно, уяснить три вещи: Бог пронизывает Собою все вселенные; все живые существа расположены полностью и всецело, в совокупности и каждый в Теле Бога; и Бог, присутствуя в каждом и во всех в совокупности, при этом Сам полностью в Своем творении не расположен. Это постичь невозможно. Но это то, что надо принять, в свою меру осознать, на этом строить религиозный мыслительный процесс и через эту призму постигать совершенные духовные знания.
5. Я, также, не расположен во всех живых существах. Узри Мое мистическое могущество. Поддерживающий все это проявление, Я, также, не расположен в этом проявлении, Своей Сущностью являясь Источником всего космического проявления.
КОММЕНТАРИЙ.
Также, Бог, присутствуя во всем Своем творении, присутствуя полностью Своим полным целым в каждом, тем не менее, не расположен во всех живых существах, или ими не ограничено Тело Бога, хотя живые существа полностью наполняют собой весь космос, в любой точке пространства присутствуют проявленные и непроявленные движущиеся и неподвижные живые существа; у Бога в материальном и духовном мире нет ни одной пустующей точки и в мгновение, где не было бы жизни. И при всем этом, пронизывая все Собой, оставаясь во всех живых существах, а потому все абсолютно содержа в Себе, все поддерживая и развивая извне и изнутри, Бог , будучи расположенным в каждом живом существе своим полным целым, не расположен всем своим Телом во всех живых существах во всей их совокупности, выходя далеко за пределы Своего творения… Это не постичь, не осознать, никак не растолковать… это непостижимо, непересказуемо, вне мыслительного процесса человека, всего человечества во все времена.
6. Подобно тому, как великий ветер, дуя везде, всегда остается в небе, так, постарайся понять, все живые существа, таким образом, всегда расположены во Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Арджуне надо хоть в некоторой мере постичь Величие Бога. Но донести это до человека почти невежественного и слабо, по сути, религиозного, ибо религиозность измеряется в преданном служении, почти невозможно. Он не преданный Бога Кришны, он просто считает себя в дружеских отношениях, что есть величайшая иллюзия. Он едва поклоняется Богу, его знания духовные скудны и неавторитетны… Как и его современников. Поэтому, приходится ему делать разъяснения о Величии Бога на очень простых примерах,
| Помогли сайту Реклама Праздники |