БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 35. ГЛАВА 12. СТ. 1-10.
ГЛАВА 12. ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.
1.Арджуна сказал.
Таким образом, из тех, кто постоянно вовлечен в поклонение, кого следует считать наиболее совершенным в йоге: твоих бхакт, которые должным образом поклоняются Тебе или же тех, кто постоянно должным образом поклоняются непроявленному, тому, что за пределами чувств?
КОММЕНТАРИЙ.
Нельзя думать, что Арджуна не знает, что поклоняться и не только поклоняться, но и преданно служить без отклонений следует только и единственно Богу Кришне. Но Бог, все же, ведет диалог и побуждает задавать те вопросы, которые для многих людей не столь понятны, тем более, для того периода, для современников и последователей Арджуны, ибо каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития, обладает достаточно ограниченными совершенными духовными знаниями, далеко не все могут иметь, также, духовного учителя и строго следовать его наставлениям, направляющим однозначно на служение Богу Кришне.
Но есть и те, кто как бы именно из-за своего невежества именно в таком вопросе серьезно тормозит в своем материальном и духовном развитии, не может опереться на авторитетное мнение, а потому, последовать без сомнений Воле Бога, здесь, в Бхагавад-Гите, однозначно выраженной, направляющей человека только по пути преданного служения Самой Личности Бога и отметающей напрочь любые другие хоть и малые поползновения, направленные на поклонение потустороннему и непроявленному.
Поэтому, необходимо это Мнение, Мнение Бога провозгласить. На тот период, на момент передачи совершенных духовных знаний Арджуне очень многие йоги старательно, имея преимущественно материальную мотивацию, поклонялись тому, что за пределами чувств, всемогущим духам, предкам, полубогам, следуя, непременно, строгим указаниям шастр, святых писаний того времени, выполняя все предписания поклонения, куда, непременно, входили и щедрые жертвоприношения, аскетизм, добродетель, процесс медитации, ритуалы, но все направленное на потустороннее, а потому ни так, ни действенно, без духовного прогресса, по сути, без особого смысла, ибо не давало нужные плоды для дальнейшего духовного подъема, не было и благословлено Богом, но способствовало удержанию человека в русле религии, в аскетизме и подчинении и признании своей зависимости, что в дальнейшем и может быть положено в основу преданного служения Самому Богу Кришне, но в свое время…
В основном такие поклонения высшим силам были направлены на просьбы, на материальные блага, на успехи в работе, на семью, здоровье, удовлетворение чувств, достижение поставленной цели, на рождение на райских планетах, на плоды труда. Чтобы поклоняться должным образом, непременно надо было это делать постоянно, с большим усердием, с богатыми или достойными пожертвованиями и подношениями потусторонним силам. Очень часто человек не мог определиться, каким именно силам он поклоняется, но понимал, что это могущественные, всевидящие, везде присутствующие, всезнающие, абсолютно независимые потусторонние силы, которые, непременно, слышат, видят и требуют к себе поклонения, как и решают судьбу человека, ниспосылают события, материальные блага, управляют людьми, дают им власть, деньги, славу, решают многие материальные вопросы. Были и те, кто точно понимал, к кому, к какому духу именно он обращается и для чего. Такие люди были наделены Богом Кришной сильной верой, устремлением, хорошо понимали свое подчиненное положение и имели великое убеждение в силе веры, молитв, жертвоприношений, были неотступными и непоколебимыми, но отнюдь никто не мог знать точно, Кто именно за всем стоит, Кто именно принимает поклонения и жертвоприношения, Кто распоряжается плодами жертвоприношений и тем более не могли знать, Кто дает им веру и сам путь поклонения, устойчивость и непоколебимость и все другое, что требовала данная вера.
Но Арджуна понимал, что следует поклоняться именно Богу Кришне, и Сам Бог неоднократно ему об этом провозглашал. Поэтому, для именно Арджуны так вопрос не стоял. Но Бог побудил его поднять именно эту тему, ибо надо было объявить Волю Бога, требование Бога касательно вопроса, Кому и как следует поклоняться, надо было, чтобы люди начинали понимать, что за всем стоит Сам Бог Кришна, что, кому бы и кто и как бы ни поклонялся, эту его веру дает ему Сам Бог Кришна, дает силу веры, дает желание, дает путь жертвоприношений, дает сами просьбы и Сам эти просьбы выполняет.
Но ступень этих людей такова, что обращаться и поклоняться Самому Богу Кришне еще непозволительно, ибо качества еще не достигли того уровня, чтобы Бог Сам Лично мог принять поклонение. Но и отведенный Богом для каждого человека период поклонения потусторонним силам себя исчерпывает, и наступает время, когда непременно, надо понимать, Кто именно есть Высший Управляющий, и начинать переходить на рельсы более строгого поклонения, которое самим поклонением и даже жертвоприношениями никак не исчерпывается. Речь может идти о преданном служении Самому Богу Кришне. Важно, чтобы эти совершенные духовные знания касательно того, Кто за всем стоит, были провозглашены Самим Богом Кришной. Далее Бог даст их тем, кому пора, даст через духовных учителей, через мыслительный процесс, через примеры других или через неудовлетворение человека процессом поклонения потустороннему и неизведанному молчанием со стороны этого потустороннего или негативными реакциями…
У Бога много путей индивидуальных, чтобы перевести человека на рельсы более высокой религии; но для этого, непременно, необходимо, чтобы Воля Бога была провозглашена, чтобы человек понимал, Кто за всем стоит, чтобы, также, осознал, что только поклонение Богу Кришне может дать совершенные плоды. Поэтому, отвечая на вопрос Арджуны, можно просто указать, что наиболее совершенным в йоге может быть только преданный Бога Кришны, без вариантов, ибо преданное служение есть всеохватывающий и полностью направляемый и Управляемый Богом процесс, только в преданном служении Бог дает человеку все необходимое и, непременно, Божественную поддержку в то время, как поклоняющемуся духам чинит те или иные препятствия, которые постоянно наталкивают человека на мысль, а правильно ли он все делает… За чем может последовать и сомнение, и ослабление такого религиозного направления, как и поиск ответа на вопрос, как поклоняться правильно и кому…
2. Шри –Бхагаван Сказал.
Те, кто, сосредотачивая на Мне ум, всегда вовлечен в практику йоги, кто поклоняется Мне, наделенный великой верой, они считаются Мной наиболее совершенными в йоге.
КОММЕНТАРИЙ.
Другого ответа Арджуна и не мог бы ожидать. Но, также, надо понимать, что, вообще, когда речь идет о преданном служении Богу Кришне, то о совершенстве качеств преданного или о совершенстве его преданного служения речи и не должно быть. В материальном мире нет тех мерок, которые дали бы представление об уровне старания или преданного служения, ибо никакой результат, никакое проявление себя преданным ни есть отражение его истинных качеств и уровня старания; нет, не существует и мерок Мнения Бога о нем и его ступени материального и духовного развития. Ибо о качествах преданного доподлинно и абсолютно может знать только Личность Бога; это сокрыто; это вне компетенции человека; Бог не измеряет преданное служение отрезком одной жизни, одного пути преданного служения, ибо это всеохватывающий путь человека, выходящий за пределы одной жизни и одного проявления себя человеком в этой жизни.
Бог смотрит на все, засчитывает все, знает потенциал человека, знает, в какой мере он проявляет себя в преданном служении и почему, знает, почему преданный тормозит или преуспевает… Поэтому, лучше говорить не о совершенстве в практике преданного служения, а о том, что Бог требует от человека однозначно – преданное служение Себе, Богу Кришне, неизменно, непрерывно, долго, старательно. Никаким потусторонним силам, никаким духам, никаким живым существам, но только поклонение и служение Личности Бога.
Но и этот путь преданного служения Бог контролирует и не позволит Себе служить и поклоняться тому, кто не готов качествами, кто это кармически у Бога не заслужил, чья ступень материального и духовного развития такова, что человек может быть однозначно направлен только на поклонение не проявленному и потустороннему, т.е. духам, полубогам, умершим, неким мистическим существам… Пусть здесь учится религиозным нормам, подчинению и поклонению, как и пусть здесь приносит жертвоприношения, делая свое поклонение более, чем наполовину материальным, ибо преследует преимущественно материальные цели. Значит, и это надо, значит, есть, что отсюда извлечь. И только потом Бог направит на поклонение Себе и не факт, что опять именно или непосредственно Богу Кришне, ибо Бог Кришна дает Себя в материальный мир и под другими именами, где не требуется преданное служение именно Богу Кришне, но это уже более высокая ступень религии, чем поклонение духам… и отсюда Бог поведет человека и дальше, но в свое время.
3-4.Но те, кто должным образом поклоняются тому, что за пределами чувств, неопределенному и непроявленному, всепроникающему и непостижимому, расположенному в духовном, фактически, неизменному, они, находясь в состоянии контроля всех чувств в совокупности, ко всему равные разумом, непременно, достигают Меня, занятые деятельностью на благо всех живых существ.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь речь только о Личности Бога. Именно Бог Кришна есть Тот, Кто за пределами чувств, неопределенный и непроявленный, Всепроникающий, Непостижимый, расположенный в Духовном, фактически, Неизменный. Если человек так видит Высшего Управляющего, если такое понимание дал ему Бог о потустороннем, то речь идет только о Боге Кришне. Речь идет, также, не просто о поклонении, а о поклонении должным образом, куда входит контроль всех чувств, отрешенность, добродетель, аскетизм, изучение Святых Писаний… Это уже преданное служение, такие люди никому (почти) не приносят беспокойства, независтливы, терпеливы, смиренны, не устремлены к материальным благам, не подчинены иллюзорным энергиям Бога. Это – преданные. Те, кто занят полноценным, долгим, непрерывным и старательным преданным служением, которое и позволяет перечисленные качества человеку Милостью Бога Кришны и развить. Есть смысл говорить о том, что такие люди в свое время Милостью Бога выходят за пределы материального существования на духовный план, или, условно говоря, достигают Божественную Личность.
5. Из них в очень большом беспокойстве те, чьи умы привязаны к непроявленному. Воплощенные, привязанные только к непроявленному, несомненно, с большим трудом достигают успех.
КОММЕНТАРИЙ.
Хуже обстоит дело с теми, кто, поклоняясь потустороннему и непроявленному, не имеют в себе строгого понимания, кому они поклоняются. Просто некоторым духам… просто некоторым умершим… просто некоторым полубогам… просто тем или иным воплощениям Бога, удовлетворяющим материальные якобы чувства, просто тем или иным богиням, просто некоторым святым, просто
| Помогли сайту Реклама Праздники |