Произведение «БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 36. ГЛАВА 12. СТ. 11-20.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 164 +1
Дата:

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 36. ГЛАВА 12. СТ. 11-20.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 36. ГЛАВА 12. СТ. 11-20.

11.Но, если ты и это не способен выполнять, будучи занятым в йоге и находя во Мне единственное Прибежище, тогда, сосредоточившись в себе, откажись от всех плодов своей деятельности (речь идет о ст. 8, 9, 10 гл. 12).

КОММЕНТАРИЙ.

Необходимо донести Арджуне, а через него и всем необходимость, абсолютную важность преданного служения Богу Кришне, надо дать человеку возможность сделать, пожелать сделать в этом направлении хоть малый шаг; непременно, надо, чтобы он осознал, что самое главное, цель всего пути к Богу в материальном мире то, на что в итоге направлены все средства всех духовных практик, - есть постоянное сосредоточение на Личности Бога. Но этот путь не достигается быстро, или вследствие личного желания. Это путь долгий, всеобъемлющий, путь, обучающий методами Бога Кришны сосредотачиваться на Боге, оставаться в таком сосредоточении постоянно; и никогда человек не может сразу вовлечься в полноценное преданное служение и тотчас, даже будучи очень старательным, достичь плоды преданного служения в виде сосредоточения на Боге; да и Бог такой результат сразу не дает.

Что же делать в таком случае человеку?
Надо начинать духовную практику несколько не через само преданное непосредственное и полноценное служение, ибо все сразу не осилить; и далеко не всегда так начинающий имеет для этого необходимые материальные условия, возможности, качества, ступень развития. Поэтому, через Арджуну Бог Кришна Говорит как бы всем варианты просмотра себя и своих возможностей на уровне мысли и духовных несложных практик.

Надо войти в себя умом, просмотреть, на сколько возможно,  к чему готов уже человек. Ведь, хоть что-то у него уже может получиться… или нет… Человек не может знать доподлинно свои качества, не может знать свою карму и заслуги перед Богом, не знает, получится ли у него начинать сразу с сосредоточения ума и разума на Личности Бога. Если это получается (сосредоточение ума на Личности Бога постоянное), то видимо, есть некий задел из прошлой жизни, или есть Милость Бога, так удерживать человека вследствие развитых в нем материальных и духовных качеств… Или это может быть дано авансом… Человек в таком случае, если у него получается удерживать свой ум и разум на Личности Бога, может попытаться именно с этого начать свой путь к преданному служению… Дальше углубляя и расширяя духовную практику, переходя на рельсы преданного служения.

Но, скорее всего, давать сразу человеку возможность сосредотачиваться на Личности Бога, памятовать о Боге постоянно без предварительного преданного служения не благоприятно… Ибо путь к Богу должен быть последовательным и поэтапным, понятным своими и достижениями, какая бы духовная практика ни была у человека в прошлом рождении. Хотя есть и такие примеры, когда человек легко входит в преданное служение и легко удерживает свой ум и разум на Личности Бога, начиная уже это использовать не только в медитационном процессе, но и как естественное свое состояние, обращающее взгляд к Богу по всем вопросам материального бытия и преданного служения. Это, такой вариант – только результат духовных наработок в прошлых рождениях и Воля Бога, ибо Бог – Знает, почему так можно дать человеку почти вначале его преданного служения. Но так случается очень редко.

Далеко не у всех так происходит. В таком случае, Бог Указывает еще один вариант, помогающий, все же, сосредоточиться на Личности Бога. Идти по пути преданного служения. Просто начинать втягиваться шаг за шагом в преданное служение на сколько это возможно вообще может быть, не ставя перед собой цели именно постоянно сосредотачиваться на Боге. Просто постепенно по своей силе выполнять все требования Бога, предъявляемые к преданному служению, ошибаясь, ища ответы, стараясь, преодолевая, не ставя перед собой никакой особой цели, но следуя указаниям Святых Писаний и наставлениям духовных учителей и старших преданных; и в таком случае сосредоточение ума на Личности Бога будет происходить автоматически или по мере достижения Милости Бога в связи со старанием и усердием при выполнении всех требований Бога.


Этот путь благоприятен всегда, но для этого человек должен иметь некоторые, все же, условия, зависящие от его быта, родственников, обязанностей материальных, от его здоровья, качеств, иногда зависит от пола, от своего положения в семье… Не всегда человек готов  к преданному служению даже в небольшой мере, ибо все-равно оно требует времени, выполнения требований Бога в части аскетизма, добродетели, изучения Святых Писаний, а это требует в свою очередь условий, некоторых материальных благ и удобств телу, как и  не очень большую зависимость от материального мира или своего материального супруга.

Тогда Бог Указывает, что можно заняться и частичным преданным служением, т.е посвятить Богу свой труд. Просто на уровне мысли перед началом любой своей деятельности вспоминать Бога и говорить в себе, что эта работа посвящается Личности Бога. Куда проще. Просто перед работой подумать о Боге. А поскольку человек всегда чем-то занят, то перед любым делом, вспоминая Бога и мысленно посвящая Ему это дело, человек начинает как бы все чаще думать о Боге или вспоминать о Боге.

Но и этот путь может быть невозможен. Ибо такое памятование зависит от кармы человека. Бог может такой путь дать человеку, а может и не дать. Бог Знает почему. А человек постоянно будет видеть, что ему и это не по силе, ибо постоянно забывает таким образом вспоминать о Боге, держать Личность Бога в уме. Но может случиться и так, что человек получит благословение Бога и начнет идти к пути преданного служения именно с такой практики, постепенно переходя Милостью Бога на более полноценное преданное служение.

Но может такое и не произойти. Человек не сможет все время перед началом той или иной деятельности мыслью обращаться к Богу и посвящать Ему любой свой труд, просто Бог ему не даст, ибо карма не позволяет. В таком случае, Бог предлагает человеку начать свой путь к Богу, свое памятование о Боге через отказ от плодов любой своей деятельности, говоря себе перед работой, что сам плодами не распоряжается, а потому не привязывается к результату, не считая себя производящим и распоряжающимся.

И этот путь, такая духовная практики позволяет помнить о Боге, сосредотачиваться на Боге не только перед началом работы, но и впоследствии, ибо отрешение от плодов работы требует и умение полагаться на Бога, когда Бог распоряжается плодами или заработанными средствами так, что человек вынужден будет влачить очень бедное существование, как и его семья, ибо деньги будут отдаваться и на благотворительность и на просто нужды других людей, таким образом устремляться на ограничения или аскетизм, работать на понижения статуса в материальном мире; и человеку придется постоянно понимать, что он полностью зависит от Бога и может получать помощь только из рук Бога, что есть очень не простая духовная практика, постоянно сосредотачивающая мыслительный процесс на Боге. Таким образом, отказ от плодов своей деятельности будет давать не плохую, но и не простую духовную практику, что впоследствии даст Милость Бога заняться полноценным преданным служением, т.е., непременно, выведет на путь преданного служения во всей его значимости и полноте.

12.Знание, несомненно, выше, чем практика йоги. Медитация выше, чем знание. Отречение от плодов своей деятельности выше, чем медитация. После такого отречения обретается мир.

КОММЕНТАРИЙ.

Таким образом, тема о путях сосредоточения на Боге с дальнейшим переходом к полноценной практике преданного служения в свою меру исчерпана, просмотрены все возможные варианты начала преданного служения и мотивация, что есть научиться сосредотачиваться на Личности Бога. А теперь надо несколько просмотреть приоритеты или каждому уяснить для себя, какие акценты ему делать в преданном служении.

Бог на самом деле Знает, кого, куда, как и через что направлять. Но необходимо сотрудничество с Богом. Человек должен понимать или чувствовать в себе, что ему больше подходит, на что имеет силы или базис в себе и что пока для него не подходит. Бог выстраивает перед Арджуной цепочку приоритетов с тем, чтобы он почувствовал, что ему ближе. И не только он, но и любой. Поскольку здесь могут отозваться наработки из прошлых рождений. Но отказ от плодов любой своей деятельности, рекомендуемый Богом в ст. 11, свидетельствует о достаточно не слабой материальной и духовной ступени человека.

Будучи тщеславным, Арджуна может устремиться именно по такой практике, тем более, что ему предстоит сражаться; и начать эту практику он Волею Бога может незамедлительно, и кажется, это у него должно получиться.  Может получиться теперь, ибо можно сражаться с таким настроем, не думая о победе и поражении, что, фактически, и есть плоды его труда. Но речь-то идет о том, чтобы такой путь практиковать постоянно, в любой своей деятельности, что значительно сложнее. Но, тем не менее, начать он уже может. Но рассмотрим, все же, предоставленную Богом цепочку духовных практик. Выглядит она примерно так: практика йоги (медитационная, ограниченный период или время от времени)  – знание – медитация (постоянная) – отречение от плодов любой деятельности. Всего четыре звена.

Знание духовное выше, чем практика медитационной йоги. Это должно быть понятно хотя бы потому, что без совершенных духовных знаний любая духовная практика обнуляется, не имеет цели, основы, причины. Совершенные духовные знания могут, также, обойтись без медитационной йоги, давая свои пути поклонения и духовной практики.

Медитация постоянная (в пути преданного служения), постоянно направляющая на Личность Бога, выше, чем Совершенное Духовное Знание. И это истина, ибо Совершенное Духовное Знание должно находить свое выражение в погружении в Бога. Это цель совершенных духовных знаний и, причем, достигнутая. Это важнейшая часть преданного служения. Медитация на Божественную Личность требуется везде и всегда в практике духовного порядка, считается вершиной практического применения Духовных Знаний и этими Знаниями питается, черпает в них силу, как и их в себе содержит составной частью.

Отречение от плодов своей деятельности выше процесса медитации, ибо есть еще более всеохватывающий духовный процесс, в котором присутствует и непрерывная медитация на Бога и аскетизм, и добродетель, и отрешение, и вручение себя Личности Бога, уже полноценный выход на Бога, путь развития качеств, угодных Богу, есть то, что (еще раз) влечет за собой аскетизм, отрешенность, добродетель, вручение себя Богу, упование на Бога… Но, а какое звено из этой цепочки избрать, человек Милостью Бога решает сам. Арджуне Бог рекомендует отрешение от плодов своей деятельности, ибо ступень позволяет, как и обстоятельства, как и положение. А как это делается, - ему это Бог Сказал неоднократно.



13-14.Тот, кто не питает вражды ко всем живым существам, дружелюбен, а также, непременно, добр, без чувства собственности и ложного эго, кто неизменен в счастье и страдании, прощает, кто удовлетворен и всегда

Реклама
Реклама