Произведение «БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 6.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 196 +1
Дата:

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 6.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 6.

Ученик.

Почему Арджуна решил, что Бог Кришна вовлекает его в кармическую деятельность? Почему он считает эту кармическую деятельность ужасной? (ст. 1 гл. 3) («О, Джанардана, Ты считаешь, что путь преданного служения буддхи-йоги выше, чем кармическая деятельность, так почему же, о, Кешава, ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность?»).

Учитель.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, с какой позиции смотрит Арджуна на кармическую деятельность, в данном случае на свое участие в сражении. Или с позиции Бога на основании тех знаний, которые получил,  так быстро усвоил во второй главе и так присоединился к Мнению Бога, что кармическая, привязанная к плодам деятельность, греховна и ужасна или смотрит на свое участие в сражении с позиции нравственности своего времени: убийство родственников, учителей… недопустимо, ужасно. Но… создается впечатление, что Арджуна чего-то не понял, не усвоил. Прослушав во второй главе наставления Бога, он так и не понял, какие требования Бог предъявляет к участию в сражении, не учитывает эти требования и своим невежеством снова отбрасывается во круги своя: нельзя убивать… такая деятельность безнравственна, а потому ужасна. Немного исследуем, что сказал Бог, и что воспринял и мог воспринять Арджуна, также, его ступень, позволяющую это сделать. Небольшой анализ, как экскурс по событиям диалога здесь будет уместен. Не отрывай внимание.

Обрати внимание. Вторая глава Бхагавад-гиты построена так и ведется такой диалог, в котором Бог как бы выделяет, заостряет внимание Арджуны на двух очень существенных вещах.

В первой части гл. 2 с 1 по 38 стих Бог Кришна прямо и косвенно настойчиво знаниями, как Божественными средствами, убеждает Арджуну, Наставляет о необходимости принять участие в сражении, не оговаривая еще, как именно необходимо сражаться, не говоря о внутренней установке относительно не привязанности к плодам, но понуждая пока тем, что понятно, не чуждо его религиозным чувствам, практике, опыту, знаниям, мировосприятию, интеллекту, наконец.

Этот путь можно было бы назвать кармическим, привычным для Арджуны исполнением своего долга, как это делают другие. Но у Бога не так все просто, ибо кое-что подготовил Всевышний и из другого блюда.

Во второй части гл. 2 ст.39-72 Бог говорит о преданном служении, о пути буддхи-йоги, поясняя, что этот путь есть путь совершенных духовных знаний, путь преданного служения и настоятельно рекомендует Арджуне: «… В состоянии йоги исполняй свой долг…» (ст. 48), а также в ст. 50 гл. 2: «… Сражайся ради преданного служения…».

По сути,  Бог соединяет в уме Арджуны кармическую деятельность и  йогу, как связующий с Богом процесс, т.е. подводит к карме-йоге, деятельности в сознании Бога Кришны, о чем более основательно Бог и будет говорить в гл.3, т.е. о деятельности, которую можно и необходимо перевести на рельсы преданного служения путем отказа от плодов своей деятельности, но непременно ее выполняя.

Такая деятельность, как будет сказано далее,  не является запрещенной (в отличие от обычной кармической деятельности, привязанной к плодам, которой занимаются все материалисты, не видя стоящего за всем Бога), греховной деятельностью и рекомендуется Богом Кришной в условиях материального мира, как преданное служение Богу и называется карма-йогой.

Итак, необходимо еще раз внимательно посмотреть на две указанные здесь части второй главы, но прежде есть смысл вспомнить, с чем, с каким багажом и внутренним состоянием подошел к этому отрезку диалога (гл. 2) Арджуна, для чего вновь обратимся к первой главе Бхагавад-Гиты. Помня, однако, что вторая глава переводит сознание Арджуны на рельсы нового религиозного понимания, расширяет его сознание и вплотную подводит к преданному служению через буддхи-йогу к карма-йоге, не претендующей на плоды любой деятельности.

В  середине и в конце первой главы Арджуна привел все свои доводы, которые ему нравственно не позволяли принять участие в сражении, как и свое внутреннее состояние:

1.
«…Не вижу пользы в убийстве сородичей…»;
2.
«…Я не желаю победы и все, что из этого последует…»;
3.
«…Всех их я не желаю убивать…» (ст. 32-35 гл. 1);
4.
«…Я не буду удовлетворен, если убью сыновей Дхритараштры…»;
5.
«… На нас ляжет грех. Нельзя быть счастливыми, убивая сородичей…»;
6.
«… Надо прекратить грех. Убийство семьи – преступление…»;
7.
«…Разрушение семьи ведет к не религиозности…»;
8.
«…Падение женщин, как следствие войны…»;
9.
«…Вследствие войны рождается нежеланное потомство…»;
10.
«…Вследствие войны прекращается подношение умершим предкам. Предки падают…»;
11.
«…Вследствие войны разрушаются религиозные традиции и устои общества. Общество становится нерелигиозным…»;

И далее этот список аргументов не в пользу принятия участия в сражении Арджуна продолжает и в начале второй главы.

12.
«…Не следует убивать великие души учителей…»;
13.
«…Мы не знаем, что для нас лучше, победа или поражение…»;
14.
«…Тот, кто, побеждая, убивает, теряет смысл жизни…»;
15.
И окончательное как бы решение Арджуны: «…Я не буду сражаться…».

Вот то, что Бог понудил сказать Арджуну на основании того опыта и качеств, которые он к данному диалогу имел. Арджуна и мог,  и должен был проявить себя так, как проявил, сказать то, что сказал, ибо на основании его качеств, опыта и знаний, на основании его религиозного понимания и высших норм того общества, которые он усвоил лучшим образом, будучи лучшим его представителем, он, Арджуна был на той ступени развития своего времени, что Бог мог дать ему только такие рассуждения, только такие аргументы, и, как следствие, только – запрет, нежелание сражаться, имея такую внутреннюю мотивацию. Иное действие – греховно при этих условиях, в границах этих знаний, при наличии этих качеств. И этот запрет есть и то, что ограничивает дальнейшее развитие нравственности, религиозное мышлений и умственный процесс. Т.е. Арджуна проявил себя оптимально и согласно той рамке, в которую был вписан своим обществом, его нормами и его ступенью нравственности и религиозности.

Но эти рамки, границы, эти условности, несомненно, не предел, но этап в развитии, имеющий временные границы и временные запреты. И этот запрет, внутренний запрет на сражение, на участие в битве на Курукшетре необходимо было снять через расширение сознания, что и делает Бог Кришна, давая новые религиозные знания, убеждая в них, заставляя мыслить в новых пределах, более широких, где полномочия души значительно увеличивают радиус понимания и решительности.

Таким образом, давая Арджуне новые духовные совершенные знания (первая, вторая часть гл 2), Бог  направляет действия Арджуны на основании этих знаний в русло преданного служения, выходящее за границы прежних позволений, но делая его более убежденным и решительным, ибо преданное служение Богу сметает многие границы абсолютными знаниями и бесповоротно.

Для других же участников сражения, не готовых по качествам и знаниям духовным, это участие будет считаться невежественным, безнравственным, греховным, кармической деятельностью, за которую каждый получит свои плоды.


Какие же совершенные духовные знания поведал Бог Кришна Арджуне во 2 гл., ее первой части (ст.11-38), склоняя его выполнить долг и поясняя ему некоторые последствия, если все же он будет сражаться (гл. 2 ст.11-38)?

Это еще не привлечение к преданному служению, что произойдет позже (ст.39-72), но это те знания, без которых Арджуне не обойтись никак. Они должны его успокоить чисто по-человечески, расширить его сознание и дать внутреннее первичное основание, чтобы сражаться. Бог Кришна, начиная со ст.11 до 38,  дает Арджуне следующие Высшие Указания, как и пояснения:

1.
Никогда не было так, чтобы все мы не существовали…
2.
После смерти происходит переход в другое тело…
3.
Материя имеет свойство разрушаться…
4.
Бог – Вечен. И Его частицы, живые существа – вечные…
5.
Частицы Бога – воплощенные души никогда не подвержены уничтожению, когда уничтожается тело…
6.
Душа – не рождается, не умирает, не возникает, неизменная, старейшая…
7.
Невозможно убить или быть убитым…
8.
Смена тел подобна смене одежды…
9.
Душа не может быть рассечена, не горит, не растворяется, не высыхает…
10.
Душа – вечная, везде присутствует, имеет вечную природу…
11.
Душа – неизменная. Не следует сильно скорбеть…
12.
Круговорот смерти и рождений – факт. И другого в материальном мире нет…
13.
Душа – непостижима. Никто ее не знает…
14.
Душа не может быть убита в теле каждого…
15.
О всех не следует скорбеть…
16.
Также, следует исполнять религиозный долг, то, что предписано…
17.
Исполняющий религиозный долг достигает райских планет…
18.
Неисполнение религиозного долга ведет к потери чести и к последствиям греховной деятельности…
19.
Неисполнение религиозного долга ведет к дурной славе на века…
20.
Неисполнение религиозного долга трактуется, как  трусость, теряется его уважение к себе, теряется его значимость…
21.
Позор хуже смерти…
22.
Враги будут смеяться над таким человеком…
23.
Поднимись и сражайся без колебаний…
24.
Напутствие к сражению: необходимо быть непривязанным, не следует смотреть на результат сражения, сражайся ради сражения.

Вот эти слова Бога (пункт 1-23)  Арджуна хорошо услышал, ибо они абсолютно затрагивали его интерес и отвечали на поставленные им вопросы. Эти слова Бога направлены на сражение, на деятельность однозначно. Ужасным в этом Арджуна видел факт непременного убийства, которое усугублялось осознанием того, что это могут быть и духовные учителя, и родственники, и за этим последует падение женщин, как и падение религиозности в семье, рождение нежеланного потомства и падение религиозных устоев в обществе, как и падение предков, которым прекращалось принесение жертвоприношений.

Напутствие Бога, как сражаться (без привязанности, сражаться ради сражения, пункт 24), Арджуна не проигнорировал. Он еще просто такой подход к исполнению долга не усвоил. И это Бог знал. Отсюда – вторая часть этого диалога, этого наставления Бога с ст. 39 до 72 гл. 2. Просмотрим, на что тут обратил Бог Кришна внимание Арджуны, что новое попытался  привнести в его сознание, чем Бог мотивировал, склоняя и далее требуя однозначно принять участие в сражении. Вторая часть – это уже совершенные духовные знания, поясняющие путь преданного служения, его значимость и достижение через утверждение в совершенных духовных знаниях.

И это не было рассчитано на моментальное  усвоение, но это была Воля Бога, данная всем. Но эту вторую часть диалога Арджуна воспринял без привязки к первой, хотя она, эта вторая часть,  и была непременным ее последовательным, логичным продолжением, главной рекомендацией Бога, полностью отвечающей на вопрос, в какую деятельность вовлекает его Бог Кришна: сражаться в состоянии йоги, преданного служения, не привязываясь к плодам, что ни есть кармическая и действительно ужасная деятельность, ибо греховна тем, что не видит стоящего за всем Бога и не воздает Создателю, но претендует на плоды в виде успеха, благополучия, материальных благ.

НО Арджуна воспринимает эти две части 

Реклама
Реклама