- Как они могут, после такой благодати? – недоумённо спросила моя знакомая, кивнув на двух своих подруг, с которыми она только что явилась с Литургии и которые принялись смеяться, наблюдая по телевизору выступление Петросяна…
Отношение к юмору и развлечениям – тема, на которую пытаются обратить внимание окружающих только глубоко верующие люди. К сожалению, практически безуспешно. Во-первых, потому, что в отличие, скажем, от алкоголя и наркотиков, этот яд – чисто духовный. То есть он не поражает физическое тело человека. А для большинства людей именно телесное здоровье является единственной и неповторимой ценностью. И, во-вторых, он настолько замаскирован и кажется безобидным, что увидеть его смертоносное жало может далеко не каждый. К сожалению, это касается и многих христиан. А потому сказать об этом явлении необходимо. Хотя бы вкратце.
Чувство юмора человеку – во всяком случае, в его нынешнем падшем состоянии - присуще. А всё, что входит в нашу природу (буквально до мелочей) активно пытается использовать в своих интересах дьявол. Это не мои личные домыслы, а предупреждение тех, кто ПРОЗРЕВАЕТ невидимый мир. И предупреждение очень серьёзное. Известно, что сподвижники Воланда из “Мастера и Маргариты” М. Булгакова от души поиздевались над теми, кто пришёл в театр “Варьете”, чтобы развлечься. Как в связи с этим не вспомнить пророческие слова Христа: “Горе вам, СМЕЮЩИЕСЯ ныне! Ибо ВОСПЛАЧЕТЕ и ВОЗРЫДАЕТЕ” (Лк. 6,25). Сам Спаситель во время Своего служения НИ РАЗУ НЕ СМЕЯЛСЯ! А вот скорбеть, обливаться кровавым потом Ему приходилось. В Гефсиманском саду. И плакать. Например, над умершим Лазарем. Который, по Преданию, до своей первой физической смерти был человеком весёлым и любил пошутить, однако после своего воскресения больше никогда в своей жизни НЕ УЛЫБАЛСЯ! Потому что, по словам христианских подвижников, познал всю серьёзность того, что ожидает человека за гробом.
Неслучайны в этом смысле и слова апостола Павла:
- …пустословие и смехотворство НЕ ПРИЛИЧНЫ вам (Еф. 5,4).
А апостол Иаков призывал:
- Смех ваш да обратится в ПЛАЧ, и радость – в ПЕЧАЛЬ (Иак. 4,9)
Ибо наше нынешнее духовное состояние к смеху никак не располагают. Настолько далеко мы зашли в своих пороках и нравственной грязи. Вообще, в мире, где ежедневно происходят насилие, подлость и предательство, где не стихает разгул низменных страстей, - смех и развлечения есть ни что иное как ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ!
Механизм разрушающего действия юмора на душу человека очень тонок и глубоко сокрыт от людей. И судить о его силе по тому, что лежит на поверхности, очень сложно.
Прежде всего, он пытается ОТВЛЕЧЬ внимание человека от главной цели его жизни - спасения души. Здесь, конечно, более эффективными средствами являются алкоголь, наркотики, блуд и многие другие “наживки”. Но для тех людей, которые всё же поняли опасность перечисленных выше явлений – хотя бы для физического здоровья, - предлагается именно “безопасный” вид ухода от реальности. В мир юмористических шоу, анекдотов, шуток, клоунады и пр. Лишь бы человек, пусть на некоторое время, но перестал чувствовать в себе “образ и подобие Бога”, ощутил бы себя кривляющейся обезьяной (невозможно себе представить, например, преподобных Сергия Радонежского или Серафима Саровского, пляшущих под гармошку или рассказывающих прихожанам анекдоты).
Кроме того, юмор практически всегда сопровождается если не осуждением ближнего, то его унижением, выставлением его физических и душевных недостатков НАПОКАЗ. В последнее время психологи подметили, что почти в каждом коллективе есть человек (как правило, скромный и безответный на оскорбления), над которым любят пошутить остальные. Своего рода “козёл отпущения”. Поскольку смех над ближним позволяет отвести подобное явление ОТ СЕБЯ ЛИЧНО и тем самым выглядеть в глазах остальных положительно. Причём, происходит это на уровне подсознания и человеком не воспринимается как реальность. Во всяком случае, по отношению к САМОМУ СЕБЕ. Люди думают, что они безобидно “расслабляются”.
Далее, действие этого жала направлено на уничтожение высочайших нравственных ценностей. Технология этого проста. Берётся стихотворение, музыка или фильм и изменением некоторых их элементов они в целом ОПОШЛЯЮТСЯ. Тем самым превращая серьёзное произведение в ничтожество. Скажем, знаменитая фраза из стихотворения о Великой Отечественной войне, в своё время не сходившая со сцены в одном из юмористических шоу: “четыре года мать без сыРа”, вместо “сыНа”. Или кощунственный выпад, когда в песне о любви парня и девушки и его гибели в сражении, вместо слов “и молодая не узнает, какой танкисту был конец”, было спето пошлым голосом “какой у парня был конец”. Поверьте, даже произносить подобное стыдно; помогает лишь осознание необходимости того, чтобы люди поняли, в кого их превращают.
Однако опошлить уже написанное мало. Нужно унизить и само чувство, которое воспето. Например, той же любви. Вместо куплета
- Отчего, отчего,
отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто
улыбнулся…
преподнести людям такой (предварительно подсказав им о его подтексте):
- …по ночам в тиши
точу карандаши…
и не смейтесь: каждый точит
в девятнадцать лет…
А что зрители? Хлопают в ладоши? Не свистят? Значит, цель достигнута.
О смысле жизни задумались? Стали напевать из известной песни на стихи Расула Гамзатова:
- Настанет день, и с журавлиной стаей
я полечу в такой же сизой мгле,
из-под небес по-птичьи окликая
всех вас, кого оставил на Земле…
Да бросьте эту дребедень! Мы вам другой смысл предоставим - настоящий, русский, давно опробованный:
- Эх, пить будем и гулять будем;
а смерть придёт – умирать будем!…
Умирать вот такими - хмельными и весёлыми. Не понимая, зачем жили вообще…
Ну, а если люди всё же не отвергают наличие проблемы – например, того же пьянства, – то нужно доказать им её невинность, несерьёзность. Можно обрисовать её в виде миниатюр об “окосевшем муже” (в исполнении С. Дроботенко) или о “братане”, ничего не помнящем после “большого бодуна” (С. Ещенко). И после дикого хохота зала (камера показывает запрокинутые головы зрителей и широко раскрытые рты) собрать громкие и продолжительные аплодисменты. Ведь винопитие – наша национальная черта и источник неисчерпаемого юмора!
Но есть и другое освещение этого явления. Например, в рассказе Николая Нилова “Валенки” (в основе которого лежит реальное событие). Где повествуется о том, как отец-алкоголик променял новые валенки сына, которые ему купила его мать, на “четвертину самогона”… Как мальчишка долго стоял в сильный мороз в своей старой худой обувке у магазина, ожидая привоза белого хлеба, который ему нужно было купить для своих младших братишек… А после ещё ходил за водой и за дровами… Как наутро мать обнаружила, что ноги у Васи распухли… Как отец пришёл к сыну в больницу и по одеялу, которым был накрыт Вася, заметил, что ноги у его сына стали короче (у мальчика ампутировали обе ступни). Как, осознав непоправимость содеянного, отец рыдал, не стесняясь ни больных, ни врачей…
Если у человека каменное сердце, то он может и дальше смеяться над нашей “национальной особенностью”. И не только над ней. Ещё, например, над юмористическими сценками о набившем оскомину “любовном треугольнике”. Когда муж неожиданно возвращается домой; и любовнику его жены приходится прятаться в шкаф или висеть, держась за перила балкона восьмого или десятого этажа… Можно безудержно над этим хохотать, не обращая внимания на слёзы ребёнка, когда его спрашивают на бракоразводном процессе, с кем он хочет жить – с мамой или папой (а он просто хочет, чтобы у него были и мама, и папа!)... Можно снять на видеокамеру, как грязная и худая собачонка неуклюже пытается вытащить из мусорного бачка косточку; а затем, озвучив это с комическим подтекстом, посмеяться над беспомощностью животного. Выставляя эти кадры на всеобщее обозрение в юмористических передачах и получая за них призы. Не беспокоя себя мыслью, что этот выброшенный из дома четвероногий малыш не ел уже несколько дней и вконец обессилел от голода; что вскоре ему, всеми покинутому, придётся умирать где-нибудь в подвале или в овраге... Можно очень многое переводить на юмор, постепенно покрывая своё сердце ледяной коркой и превращая себя в бесенёнка. Вот только бесконечно это не продлится. Ибо человеческий век, слава Богу, не долог.
А дальше наступит самое интересное. По свидетельству людей, имевших мистический опыт пребывания в иной реальности, душа человека, освободившись от физического тела, примет форму, соответствующую его духовно-нравственному состоянию, которого он достиг на Земле на момент своей смерти. И тогда ни похоть, ни сластолюбие, ни зависть, ни злобу, ни желание унизить ближнего или послушать смешную пошлятину - скрыть от окружающих станет НЕВОЗМОЖНО (почему Христос и предупреждал людей, чтобы они следили не только за своими поступками, но словами и МЫСЛЯМИ). Тогда многим из нас станет неимоверно стыдно за своё открывшееся ПОДЛИННОЕ ОБЛИЧИЕ (отсюда и вопль к горам и камням: “падите на нас и СОКРОЙТЕ нас…”(Откр. 6,16)). Тогда “плач и скрежет зубов”, о которых постоянно предупреждали Христос и апостолы, станут реальностью. Наполнят всё пространство вокруг тех, кто потерял возможность стать чище; упустил великолепный шанс приобрести в сердце то “золото”, которое в новой реальности воссияет прекрасным Божественным светом. И удивит, и обрадует, и согреет тех, кто во время земной жизни был обделён заботой и лаской; кто страшно страдал, пока пустые и равнодушные люди утоляли свою душевную тоску лошадиным ржанием…
| Помогли сайту Реклама Праздники |