Лев Пенджаба. Последний путь
"Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал"
(Н. Макиавелли)
Когда Ранджит Сингх чеканил монеты, на них было не его имя, а имя Гуру Нанака Дэва, основателя религии сикхизма и десятого сикхского гуру Гуру Гобинда Сингха. (1) Хотя на некоторых монетах также на одной стороне изображён павлин, "море" на хинди, символизирующий любовь к его любимой королеве Мораан. И это несмотря на то, что до того, как стать королевой, она была танцовщицей, но умной и образованной.
Последней женой Ранджит Сингха стала Джин Каур, как её называли рани Джиндан. Её отец, Манна Сингх Аулах, превозносил достоинства дочери перед Ранджитом Сингхо, зная о слабом здоровье его старшего сына и наследника Кхрака Сингха. Махараджа тоже был этим обеспокоен и в 1835 году женился на Джин Даур. Жениху было 55 лет, невесте - 18.
Джиндан была очень красива, обаятельна и талантлива, особенно все отмечали красоту её глаз. Позже, её "прекрасные глаза" будут упоминаться даже в британских официальных сообщениях. (2)
6 сентября 1838 года родился Далип Сингх, который был младше старшего брата на 34 года. Именно он стал последним махараджей Сикхской империи.
"Пожалуй, единственное, что всегда желают человеку с самого рождения и до самой старости это - здоровья"
("Жемчужины мысли")
Ранджит Сингх всегда заботился о своём здоровье, принимал лекарства от своих реальных и воображаемых болезней. Он не курил и не ел говядину, потребовал от всех должностных лиц в его правительстве, независимо от их религии, соблюдать эти ограничения.
Когда летом 1839 года махараджа серьёзно заболел, в мечетях и гурудварах Пенджаба шли непрерывные молебны. Люди молились, обращаяясь к Богу, чтобы он продлил жизнь их "бадшаха" (короля). Однако, смерть уже была рядом...
"Величие заключается в попытке достичь цели, а не в её достижении"
(Махатма Ганди)
Страх перед болезнями не превратил Ранджит Сингха в человека, который боялся смерти. Он умер во сне 27 июня 1839 года. Четыре из его индусских жен и наложниц в знак преданности
совершили Сати - добровольное самосожжение на костре.(3)
Похороны Ранджит Сингха - довольно любопытный момент истории, основанный на впечатлениях Иоганна Мартина Хонигбергера, врача и искателя приключений из Австро-Венгрии. (4)
Находясь в Багдаде, он узнал о подвигах четырех европейских генералов: Жана-Франсуа Аллара, Паоло Авитабиле , Клода Огюста Корта и Жана-Батиста Вентура, которые преуспели на службе у махараджи Ранджита Сингха. Узнав о потребности в медицинском персонале в армии, которую готовил Ранджит Сингх, он получил рекомендательное письмо и отправился в Пенджаб.
В Лахор, в столицу империии сикхов, Хонигбергер прибыл в 1829 году. И остался в Пенджабе в течение следующих двадцати лет, если не считать перерыв в Европе. Во время пребывания в Пенджабе его нежно называли "Мартин Сахиб".
"У Жизни есть только одна дверь. С одной стороны её написано "от себя", с другой - "к себе"…
(Нисаргадатта Махарадж)
Похоронные обряды махараджей никогда не отличались скромностью, но даже по индийским стандартам прощание со Львом Пенджаба было весьма впечатляющим.
Сожжение Ранджита Сингха в конце июня 1839 года привлекло тысячи людей со всего Пенджаба.
Как высокопоставленное должностное лицо при дворе Хонигбергер должен был бодрствовать, пока "огонь не сгорел и пепел не остыл", то есть почти 3 дня.
Вот как он описывал всё происходящее:
"В пространстве между дворцом и внешней стеной форта Лахора сложили огромный погребальный костер. Мне, как его врачу, показали место перед склонившей головы толпой. Вокруг босиком стояли одетые в белое сикхские сирдары (воины). Все значимые фигуры, казалось, присутствовали, кроме самых высокопоставленных сикхских дворян, которым была оказана особая честь сопровождать государя в его последнем путешествии.
Двойная линия пехотинцев в четверть мили длиной проложила широкий проход в толпе скорбящих. Тело Ранджита Сингха было положено на золотой помост в форме корабля с парусами, расшитыми золотом. Казалось, что махараджа плывёт по волнам плача. Музыканты добавили в эту какофонию звуки барабанов и рогов". (5)
Самое страшное было дальше. Любимая жена махараджи Рани Махтаб Деви, ласково называемая Гуддан, высоко восседала на золотом кресле, которое несли истекающие потом слуги. Позади неё плыли три похожих кресла, и на каждом восседала ещё наложница, но врача волновала только Гуддан. Они появились в Лахоре в один и тот же год. Тогда Хонигбергер был молодым человеком, искателем приключений, мечтающим сделать себе имя и состояние. Гуддан была раджпутской принцессой. Она и её сестра, рани* Радж Бансо, были помолвлены с махараджей.
* Рани - индийская принцесса.
Хонигбергер даже сумел попасть на королевскую свадьбу и ему очень понравилась принцесса Гуддан.
Когда Гуддан и трёх других рани поднесли ближе к костру, они сняли браслеты и бросили их в толпу - в многочисленные руки, простёртые к ним. Европейский врач не мог поверить, что произойдёт дальше.
"Эти рани, четыре из семнадцати жен Ранджита Сингха, добровольно решили принять участие в старинном ритуале. Таких женщин называют сати - преданными их супругу в жизни и их публичное самоубийство празднуют все вокруг", - объяснили Хонигбергеру стоящий рядом с ним сирдар.
Европеец ничего подобного никогда не видел.
Королевский историк Сохан Лал Сури, который вёл записи о происходящем при дворе Ранджита Сингха, позже напишет:
"Рани были добровольными жертвами, наполненными безудержной радостью, и, когда они одевались на похороны, то танцевали и смеялись, как пьяные слоны".
На коленях двух рани возлежали голова и плечи Ранджит Сингха, чтобы всё выглядело так, будто он спал, в то время как две другие поддерживали его. Вокруг тела махараджи, с плотно закрытыми глазами, неподвижно, сидели 7 наложниц.
Хотя они не видели наследного принца, Кхарака Сингха, нёсшего огонь к костру, но могли почувствовать его присутствие, когда тот приблизился, держа в руке пылающий факел.
Хонигбергер не мог сказать, кричали ли женщины. Когда огонь поглотил их, барабаны и рёв толпы вызвали у него смешанные чувства: изумления, страха, жалости, тихой ярости.
Хонигбергер был не единственным, кто был ошеломлён. Пара голубей, возможно испуганные необычным для птиц шумом, влетели в поднимающийся столб пламени. Их крылья вспыхнули, и они упали в костёр, приведя толпу в исступление. Крики смешались с жалостливыми стонами...
Неужели всё это привиделось мне?
Две невинных души сгорели в огне,
Белоснежными крыльями не успели взмахнуть,
Вспыхнув яркими звездами, свой закончили путь.
Возродятся они, не сейчас и не здесь,
Но не будут копить злую чёрную месть,
И, возможно, те птицы станут людьми,
Продолжая жить вместе, две невинных души.
(стихи автора)
Поминальный костёр горел два дня и две ночи, даже после того, как последний кусочек сандала треснул и рассыпался. Высокопоставленные придворные Ранджита Сингха и Хонигбергер находились рядом с ним всё это время.
"До тех пор, пока река не заберёт прах махараджи", - объяснили Хонигбергеру.
Когда курган достаточно остыл, "домы", каста уборщиков, обрабатывающих трупы, начали работу. Своими мозолистыми пальцами они
рассортировали пепел на пять аккуратных кучек - останки махараджи и его жен.
На протяжении веков простолюдины и короли проходили через умелые пальцы "домов", и их методы никогда не подвергались сомнению. Никто не усомнился в действиях домов.
Откуда они знали, где находятся останки махараджи, а где его жён, осталось тайной.
Никого не волновало, что останки семи рабынь также замешаны в порошкообразном сером веществе.
Подобно рани, они тоже сгорели вместе со своим махараджей. В отличие от их хозяек, рабыни должны были дойти до смерти на своих двоих.
Людям, очищавшим место сожжения махараджи, было позволено оставить себе любые тёплые самоцветы и оплавленное золото, которые они нашли в пепле. Мало кто им завидовал. Кому достались рубины махараджи и его жён, неизвестно, но ничего хорошего они им не принесли.
Кто-то не донёс камешек домой, потерял, выпал из дырявого кармана, у другого рубин был украден. У третьего, рупии*, которые он получил за самоцвет, быстро закончились, так существенного ничего не приобрёл.
*Индийская рупия - денежная единица Индии. Состоит из 100 пайс. Пайс - 1/64 рупии.
До 1916 года 1 рупия равнялась 16 английским пенсам (таким образом, золотое содержание составляло 0,48816 г. чистого золота).
***
Ранджит Сингх, истинный Лев Пенджаба, умер более 180 лет тому назад. Однако в сознании народа Пенджаба, да и всей Индии, он всё ещё остаётся великим правителем.
"Великодушный к павшим врагам и щедрый к уязвлённым и оскорблённым, Ранджит Сингх был последним индийским королем, при правлении которого простой человек испытывал подлинную свободу".
(К.Кхуллар)
(1) Гуру Нанак Дэв (15.04.1469 - 22.09. 1539) - основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. Имеет много других имён и титулов. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.
Гуру Гобинд Сингх, урожденный Гобинд Рай (22.12. 1666 - 7.10. 1708) - десятый сикхский гуру, духовный учитель, воин, поэт и философ. Когда его отец, Гуру Тег Бахадур, был казнён Аурангзебом*, Гуру Гобинд Сингх был официально назначен лидером сикхов в возрасте девяти лет, став десятым и последним человеческим гуру сикхов.
* Абуль-Музаффар Мухйи ад-дин Мухаммад Аурангзеб Аламгир (3.11. 1618 - 3.03. 1707) - потомок тимурида Захир ад-дин Мухаммад Бабура, падишах Империи Великих Моголов.
(2) В Контакте Indian Panorama
8 июл 2017
Женщины Индии. Махарани Джидан Каур.
(3) Сати - похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. На данный момент это явление редкое и запрещённое. Слово "сати" - прилагательное женского рода на санскрите, означающее "настоящая", "существующая", а также "правдивая", "честная".
(4) Иоганн Мартин Хонигбергер (10.03. 1795 - 18.12. 1869) - австрийский врач и путешественник.
О своих путешествиях по Азии, Индии написал книгу.
Популярным стал роман, основанный на его жизни, написанный Мирчей Элиаде в 1940 году "Секрет доктора Хонигбергера".
(5) "Похоронная процессия Ранджита Сингха" на Яндекс Дзен.
| Помогли сайту Реклама Праздники |