Иоанн и Антипа
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 9 +1

Иоанн и Антипа

Копаясь в старых историях, можно обнаружить всякое - интересное, странное, необъяснимое, а бывает и три в одном, к коим относится история с Иродом Антипой. Для тех, кто подзабыл в чем его обвиняют: Восхищенный танцем приемной дочери Саломеи, Ирод пообещал выполнить любое ее желание. Посоветовавшись с матерью (Иродиадой), Саломея потребовала голову Иоанна (Иоханана), обличавшего ее мать и Ирода, а также требовавшего разрушить этот противоестественный союз, поскольку они состояли в двоюродном родстве. Обещание Ирод дал прилюдно, это слышали и видели многие знатные вельможи, и отступить от данного слова означало покрыть себя позором, поэтому Ирод приказал отрубить Иоанну Крестителю голову, которую и продемонстрировали всем гостям.
Вроде бы ничего странного, подумаешь, очередной тиран приказал убить очередного пророка, что для Галилеи того времени, да и всего древнего мира явление обыденное и даже законное. Но есть несколько фактов, заставляющих взглянуть на эту историю под другим углом.
Если верить Луке (единственный из евангелистов, описавший встречу Ирода с Иисусом через год после гибели Иоанна), Ирод хотел не просто увидеть его, а убедиться, что это не Иоанн, что вызывает вопросы, но для начала краткая характеристика данного персонажа.
Известно, что Антипа:
1. Вырос в Риме, где не раз посещал гладиаторские бои.
2. Участвовал в военных походах.
3. Видел смерть, да и сам наверняка проткнул парочку врагов империи.
4. Часто беседовал с заключенным в камеру Иоанном, то есть, прекрасно знал его в лицо.
5. Был против его казни.
6. Видел на блюде его отрубленную голову, в которой признал Иоанна.
А теперь вопрос: с чего вдруг заподозрил, что Иоанн жив?
Ответов может быть много, начиная с того, что Ирод алкоголик или тупица с признаками белочки и заканчивая внезапной религиозностью, но все они легко опровергаются. Алкашом он был ровно настолько, насколько его окружение и уж точно не тупицей. Да, с Иродиадой дал маху, повелся на ее интриги против родного брата, но тут надо понимать, кем была эта тетка, и как мало у него было шансов против ее алчности. У Антипы было прекрасное по тем временам образование, он владел несколькими языками, цитировал писания, знал греческую и римскую литературу. Что касается особой религиозности, то и здесь все в пределах норм той эпохи, тем более Ирод не раз обвинялся в склонности к эллинской культуре. В воскрешение не верил и реальных, а не мифических прецедентов еще не было, из чего логично допустить, что поверить в подобное чудо было как-то не в привычках людей той эпохи.
Остается самое простое объяснение, которое, как в поговорке про уток часто самое верное - Ирод знал, что Иоанн жив! Возможно, исполняя людоедскую прихоть Иродиады, он приказал доверенному человеку (в Галилее таких называли спекулаторы) убить вместо него кого-то из других заключенных, которые, как мне кажется, должны были походить друг на друга, поскольку содержались в одинаково ужасных условиях - худы, длинноволосы, чернявы и грязны. Добавьте сюда подсыхающую кровь и вуаля - голова Иоанна на блюде, как и обещал! Самого же Иоанна, от греха подальше, Ирод отправил из Галилеи, и здесь-то начинается самое интересное. В этот же день (а это был день рождения Ирода, который ни с того, ни с сего он решил отпраздновать практически на границе с Набатейским царством, в котором правил его тесть) сбежала Фазелис, первая жена Ирода, дочь Набатейского царя Ареты IV Филопатора, с которым Антипа если не дружил, то был крепким его союзником. Сложно поверить, что немолодая женщина в одиночку смогла бы пройти по диким землям хоть сколько-то километров и не быть изнасилованной, ограбленной или попросту убитой. Необходимо также учесть, что она не какая-то привыкшая к лишениям и трудностям крестьянка, а практически царица одной трети Израиля! И снова самое простое объяснение подходит как нельзя лучше - не решаясь доверить такое дело никому из своего окружения (спекулатор не в счет, поскольку тот заведовал еще и личной охраной этнарха), Ирод посылает с Фазелис Иоанна, для которого это плата за его спасение. Как известно, женщина благополучно добралась до отца, и нет никаких упоминаний о ее дорожных приключениях, которых, скорее всего, не было, потому что с ней шел человек, умеющий воздействовать на умы людей, подчинять своей воле.
Естественно, что при таком варианте Ирод заставил бы Иоанна пообещать, что тот никогда не вернется в Галилею, дабы никто не уличил их в подлоге, и когда появился человек, ведущий те же речи, что и Иоанн, также обличающий фарисеев и творящий, по слухам, чудеса, естественной реакцией Антипы был испуг - вскройся подобное, и позора не оберешься. Вот и захотел его увидеть, чтобы понять, не нарушил ли пророк их договоренность.
Что было дальше известно и это также, пусть и косвенно, но все же говорит в пользу данной версии. Ирод посмотрел на Иисуса, убедился, что это не Иоанн, выдал ему белую (читай, чистую) одежду, и отправил назад к Пилату, поскольку понятия не имел, что с ним делать.
Никаких железобетонных фактов в поддержку такой версии спустя столько веков, разумеется, нет и быть не может, но есть логика событий, вытекающая из характеров упомянутых людей, о которых мы также можем судить с определенным допуском, отталкиваясь от общеизвестных фактов (которые не всегда те же, что и общепринятые), их поступков, опять же отдавая себе отчет в огромной разнице нашего мышления и людей, живших две тысячи лет назад, и эта логика подсказывает, что все вполне могло случиться так или похожим образом...   
Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама