Произведение «Иоанн и Антипа »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 184 +1
Дата:

Иоанн и Антипа

Копаясь в старых историях, можно обнаружить всякое - интересное, странное, необъяснимое, а бывает и три в одном, к каким относится история с Иродом Антипой. Для тех, кто подзабыл, в чем его обвиняют: Восхищенный танцем приемной дочери Саломеи, Ирод пообещал выполнить любое ее желание. Посоветовавшись с матерью Иродиадой, юная Саломея попросила отрубить Иоанну (Иоханану) голову. Иоанна уже год держали в заточении, при этом Антипа возил его всюду, куда бы ни направлялся с двором или с войском. Удивительный факт: беседы с Иоанном, как и прежде обличавшего их с Иродиадой противоестественный союз, Антипа предпочитал общению с льстивыми придворными. Обещание приемной дочери Ирод дал прилюдно, это слышали многие знатные вельможи, и отступить от данного слова означало покрыть себя позором, поэтому Ирод приказал отрубить голову, что и было проделано в скором времени.
Вроде ничего странного, подумаешь, очередной тиран приказал убить очередного пророка, что для Галилеи того времени, да и всего древнего мира явление обыденное, а часто законное. Но есть несколько малозаметных фактов, позволяющих взглянуть на эту историю под другим углом.
Если верить Луке (единственный из евангелистов, описавший встречу Ирода с Иисусом примерно через год после казни Иоанна), тетрарх хотел не просто увидеть его, а убедиться, что это не Иоанн, что вызывает законный вопрос, но для начала краткая характеристика тетрарха Галилеи Ирода Антипы.
Известно, что он:
1. Вырос в Риме, где не раз посещал гладиаторские бои.
2. Участвовал в военных походах.
3. Видел смерть неоднократно.
4. Всего год назад беседовал с закованным в цепи Иоанном.
5. Не желал ему смерти (по Марку: «зная, что он муж праведный и святой»).
6. Видел на блюде его отрубленную голову.
7. Как и все аристократы Иудеи и Галилеи предпочитал эллинские философские учения, скорее, демонстрируя религиозность в силу своего положения, чем действительно веря в страшные иудейские пророчества и предсказания.
8. У него было прекрасное по тем временам образование, он владел несколькими языками, цитировал писания, знал греческую и римскую литературу. Что касается особой религиозности, то и здесь все в пределах норм той эпохи, к тому же Антипу не раз обвиняли в склонности к эллинской культуре. В воскрешение вряд ли верил, аристократы часто циничны, а реальных прецедентов еще не было.
Так с чего такой достаточно продвинутый для своего времени человек вдруг заподозрил, что человек, которому он приказал отрубить голову, жив?
Ответов может быть много, начиная с: Ирод был алкоголиком с признаками белочки или тупицей и, заканчивая внезапно охватившим его религиозным фанатизмом, но все они легко опровергаются. Алкашом он был ровно насколько все остальные и уж точно не тупицей, если сумел пережить многих своих родственников (читай, лютых врагов), целых 35 лет балансируя между римскими императорами, собственной оппозицией и религиозными фанатиками, коим в Галилее несть числа. С Иродиадой он, конечно, промахнулся, поведясь на ее интриги против родного брата, но тут надо понимать, кем была эта тетка, и как мало у него было шансов против ее напора.
Так с чего Ирод решил, что Иисус это Иоанн? Все невероятные версии уже отбросили, остается самое простое объяснение, которое, как в поговорке про уток часто самое верное - Ирод знал, что Иоанн жив! И тут самое время вспомнить те малозаметные факты, о которых говорилось выше.
Первый факт. Ирод повсюду возит скованного цепями Иоанна. Зачем? Так ли уж нуждаясь в ежедневных беседах с ним или все же опасаясь, что в его отсутствие ненавидящая Иоанна, буйная и неуправляемая, как все царственные южанки Иродиада попросту убьет его?
Второй факт: Свой день рождения Ирод с целым войском и скованным Иоанном зачем-то отправляется отмечать аж на границу с Набатейским царством, где правит его тесть Арета IV Филопатр, отец его законной жены Фазелис. Зачем? Войны с тестем не предвидится, они вроде как союзники, при этом на других границах неспокойно и логичнее было бы с войском идти туда. 
И третий, самый главный факт - в те же дни, во время празднования дня рождения Ирода Антипы, то есть, в день гибели Иоанна, исчезает его законная супруга Фазелис, которая спустя некоторое время оказывается у своего отца.
Суммируя, вполне допустимо представить, что не желавший Иоанну смерти, Антипа придумал, как одним выстрелом убить двух палестинских зайцев. Исполняя людоедскую прихоть Иродиады, он приказывает доверенному человеку (в Галилее таких называли спекулатор) вместо Иоанна убить кого-нибудь из заключенных, которые наверняка походили друг на друга, поскольку содержались в одинаково ужасных условиях, были худы, длинноволосы, чернявы и грязны. Добавьте подсыхающую кровь и вуаля: голова на блюде и, поди, разбери, Иоанн это или вор, укравший козла. А что же с Иоанном делать, нельзя же его просто отпустить? И тут начинается самое интересное - уставший от двусмысленного положения Иродиады при дворе, которая, сомневаться не приходиться, проела ему не одну плешь, Ирод предлагает Иоанну сопроводить нелюбимую жену к отцу, одновременно избавляясь от опасности возможного заговора сторонников Фазелис и успокоив Иродиаду, которой, как пушкинской старухе, хотелось быть владычицей морскою. Забегая вперед, скажу - как и у старухи у нее тоже ничего не вышло. В результате доноса своего племянника Агриппы, который сообщил императору Калигуле об участии Ирода сразу в двух заговорах, в 39 году н.э. Антипа был лишен власти и сослан в Галлию. Иродиаде было предложено остаться на попечении брата, но она предпочла отправиться с мужем в Лугдунум Конвенарум в Галлии (современный Сен-Бертран-де-Комменж), где вскоре и померла (есть версия, что оба были убиты по приказу мстительного Агриппы).
Но вернемся к Иоанну. Разумно не решаясь доверить такое дело никому из своего окружения (спекулатор не в счет, поскольку тот заведовал еще и личной охраной тетрарха), Ирод выбирает единственно надежного спутника своей жене - Иоанна, и это плата за его спасение. Несложно представить, что знающий, как относится к нему Иродиада, Иоанн не стал противиться, а дальше известные всем факты - Фазелис благополучно добралась до отца, которому пожаловалась на распутного мужа, что, разумеется, взбесило Арету IV и в скором времени стало причиной небольшой войны с уже бывшим зятем. Нет никаких упоминаний о дорожных приключениях Фазелис, хотя сомнительно, чтобы молодая женщина царских кровей смогла одна преодолеть немалое расстояние, не подвергшись ограблению, изнасилованию или попросту не быть убитой, не говоря уже о том, что вряд ли она была привычной к пешим переходам, тем более по горам. И вероятнее всего никаких приключений не было, потому что с ней шел человек, умеющий воздействовать на умы людей, подчинять своей воле, каким и был Иоанн, известный нам как Креститель. 
  Разумеется, при таком раскладе Ирод заставил бы его пообещать, что тот никогда не вернется в Галилею, дабы никто не уличил их в подлоге и, скорее всего, Иоанн так и поступил. Но Антипа не мог знать этого наверняка, поэтому, когда появился человек, ведущий те же речи, что Иоанн, также обличающий фарисеев и творящий по слухам чудеса, естественной реакцией испугавшегося за свою репутацию тетрарха было решение проверить, не нарушил ли пророк их договоренность. Что было дальше известно что, пусть и косвенно, но также говорит в пользу крамольной, с точки зрения догмата, версии: Ирод посмотрел на Иисуса, убедился, что это не Иоанн, выдал ему белую (чистую) одежду, и отправил назад к Пилату. Лука сообщает, что это привело к улучшению прежде враждебных отношений между Пилатом и Иродом и дало Пилату возможность заявить: «…и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу».
Зря говорят, что история не знает сослагательного наклонения – и знает, и приемлет, ведь что есть история, как не интерпретация событий в угоду тем или иным правителям, обстоятельствам, необходимости? Все вышеописанное есть плод логических размышлений на основе малозаметных фактов, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сегодня невозможно, а значит, данная интерпретация имеет столько же прав на существование, сколь и прививаемые всем догмы...
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама