Произведение «Рахманинов»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 7.3
Баллы: 17
Читатели: 273 +1
Дата:
Предисловие:

Рахманинов

Наследный принц божественных гармоний,

певец России, духом патриот,

христианин и гений божьей волей,

в своей душе стяжав себе оплот -

алтарных врат, раскрытые ладони...

Общепризнано, что Чайковский, Скрябин, Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Стравинский, Шостакович - главные архитекторы и выразители русской души в музыке, но почему-то в этот список не вошел еще один гений - С.В.Рахманинов.... А для меня он - первый среди равных в этом контексте. Где еще, например, можно почувствовать подобную величавость, красоту необозримых просторов, как не в первых же мощных антифонных колокольных аккордах и последующих пассажах второго концерта для фортепиано, разливающихся бурными потоками, созвучными Бетховену по своей мощи, но без ярко выраженного, в данном случае, как у него, драматизма. Основная светлая элегическая, иногда с чуть суровыми и тревожными нотками,главная тема концерта, напоенная родниками русской распевности, поражая их глубиной, разливается по душе ароматами полевых трав, шумом дубрав, свежим ветром, раздувающим золотистый пожар пшеничных полей, когда дышится полной грудью и каждой порой в тебя входит свет. Нет ничего более русского, чем этот концерт и Элегия. Это и есть по моим ощущениям душа России: светлая, добропобедная, необъятная и такая теплая.


Реклама
Обсуждение
     15:21 29.01.2022
замечательно!
     15:13 25.01.2022 (1)
1
Не согласен я с Вами, Gvidon.
Что значит "общепризнано"?..
Когда составляются подобные списки, то они должны быть либо минимальными, т.е. из одного-трёх имён, действительно самых-самых, и, если говорить об общемировом мнении на этот счёт, то представлять Россию, разумеется, должен Чайковский.
Либо эти списки должны быть чрезвычайно подробными, потому что общее признание - вещь чрезвычайно расплывчатая.
Во-вторых, едва ли Шостакович (Стравинский ещё куда ни шло) может считаться (да ещё на уровне общего признания) выразителем русской души. Уж скорее, выразителем души советской, а ещё правильнее - общечеловеческой.
В-третьих, уж кто-то, а именно Рахманинов всенепременно окажется в том кратком списке выразителей русской души в музыке. Никогда он из этого списка не выпадал. Времена, когда усилиями наших идеологов к нему было прилеплено клеймо эмигранта, да-а-вным-давно миновали. Лет девяносто назад.
В-четвёртых, не согласен я с характеристикой, данной Вами вступлению до минорного концерта. Как это нет там драматизма?.. Там трагизм, а не просто драматизм. Да и вообще, все пять его фортепианных концертов (включая "Рапсодию на тему Паганини"), все три симфонии - написаны в минорных тональностях.
И если уж говорить о светлом начале в творчестве Сергея Васильевича, то это, скорее, его романсы, ми бемоль мажорный этюд-картина, "Светлый праздник" из Второй фортепианной сюиты, некоторые прелюдии. Там действительно свет.

Тем не менее, "очень понравилось" я не могу не поставить. За любовь Вашу к творчеству Сергея Васильевича, разумеется.
     19:04 25.01.2022 (1)
Хммм, честно говоря не ожидал такого содержательного погружению в тему...Тем более, несмотря на некоторые контрапункты, благодарю за неравнодушное прочтение и оценку..Людей можно узнаь в основном только при личном общении, лишний раз убеждаюсь в этой простой истине, спасибо!
     19:38 25.01.2022 (1)
И все же, не соглашусь и я с Вашей оценкой моего ощущения 2- го концерта.. Нет там никакого трагизма, нет мук души как в потрясающем этюде Шопена, великом Сыне уязвленной непомерной  гордыней Польши, как и упомянутом мной Бетховене.. Эти аакорды не поступь Урфина Джюса в обличие  зла,  нет, именно благодатный свет Господний, питающий Ее многострадальную, тем не менее, душу, он доминанта, как мне кажется, восприятия России великим ее сыном, душа которого проливается жизнеутверждающим, живительным дождем на пахотные необозримые ее просторы... Аминь!
     20:58 25.01.2022 (1)
Ну, да, общеизвестно (пользуясь Вашим оборотом), что с первых аккордов Второго концерта "вся могучая Россия встаёт во весь рост" (Метнер), но... художник часто предвидит и будущее. И в свете того, что предстояло вынести России через полтора десятилетия после написания концерта (он был написан в 1901), и через сорок лет - оценку этому вступлению можно дать и другую. На мой взгляд, Второй концерт - это предчувствие и революции, и Великой Отечественной...
Но вторая часть Второго концерта - это да, свет. 
     21:30 25.01.2022
Рахманинов не пророк и не мог духом прозревать толщу времен, это надуманная конструкция, а излучение души художника - подъемная сила его поизведений, но здесь и сейчас...Поэтому мне ближе свое ощущение им России, когда он писал свой потрясающий концерт
     14:35 25.01.2022
Как замечательно вы написали о композиторе! Его музыка мне тоже очень нравится.
Реклама