«Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует»
(Демокрит)
Итак, у нас есть сердце и голова, которые исполняют важные функции и без них немыслима наша жизнь.
Всё как бы предельно ясно.
Но как бы парадоксально это не звучало они не только помогают нам жить, но и создают внутри нас вечную борьбу между собой, которую до селя никто так и не разрешил – чем мы должны руководствоваться в конце концов?
Здравым рассудком или же чувствами?
На первый взгляд, казалось бы, всё предельно ясно – голова – есть голова и она знает лучше, что делать и как поступать, а у сердца нет такой функции.
Ну вот почему бы головой всегда и не думать?
И если бы все в этом мире думали также, то никто бы не делал опрометчивых поступков. Все были бы правильные, прожили бы жизнь без ошибок. Ну как бы чего тут ещё гадать. Голова – есть всему голова!
Ох если бы!
А у нас ещё и сердце имеется, которое не просто тикает там внутри, оно ещё и во что-то там вмешивается, заявляет на свои права.
Мол как так? А я тогда на что? Думаете только здравый рассудок так важен? А вот вам!
И подсовывает нам свои чувства, которые идут в разрез с нашей холодной и умной головой
Пара влюблённых не наблюдает время
Давайте поразмышляем.
Вот кто когда-то был основателем политики, слыл прагматиком, руководствовался только голым расчётом и готов был смести любого на своём пути, лишь бы достигнуть желаемого? Кто завоёвывал чужие земли и порабощал народы, не заботясь сколько горя и страданий он им причиняет? Не тот ли был человек, о котором могли сказать, что у него вместо сердца в груди камень?
Так.
Быть бессердечным плохо. Руководствоваться только здравым рассудком и ничего не чувствовать оказывается тоже плохо.
Тогда, когда же хорошо и как его достичь?
Тема вечного спора сердца и головы стара как мир.
Давайте-ка посмотрим, как с этим обстояли дела в древности?
Египет.
«Вот девушка проходит мимо милого ей сердцу юноши, он ей не сказал ещё ни слова любви, и она не открылась ему, но взгляд его выразителен:
«Невольно прохожих сердца проникались любовью
К прекрасному мальчику, полному высших достоинств, К несравненному юноше,
Чьё благородство отменно,
Когда проходила я мимо,
Он бегло взглянул на меня.
Взгляд уловив,
я ликовала душой»
А вот жалоба юноши, он семь дней не видел возлюбленной, и болен-болен болезнью любви:
Семь дней не видел я любимой.
Болезнь одолела меня.
Наполнилось тяжестью тело.
Я словно в беспамятство впал.»
(Литература древнего мира. С. Д. Артамонов)
Как видим они одолены сердечной болезнью.
Разве могут думать влюблённые головой?
Это привилегия фараонов, чиновников, жрецов, жадных до наживы, а они простые смертные, которым ничего не надо в это мгновение кроме сладостных чувств.
Царица и фараон на трона
Значит цари не влюблялись?
Куда им! Они ведь так далеки от простой жизни. Разве могут они слушать стучащее сердце, могут поставить его выше разума? Ведомо ли им что такое любовные терзания?
Так полагать имело свои причины, так, как женится цари могли только с родственниками, дабы не смешивать царскую кровь. Поэтому они сочетались браками только в своём окружении — между братом и сестрой, с дядями и тётями и более жутко, что в числе таковых были не редкостью браки между отцами и дочерьми.
Но!
Ничего человеческое им не было чуждо.
Известная царица Хатшепсут, которую справедливо называют «железной леди античного мира» вряд ли могла полагать, что в жизни один человек изменит её понимание о чувствах – имя ему было Сенмут – архитектор и министр в одном лице.
Её жизнь начиналась, как у всех царских отпрысков.
Она была в возрасте девушки, для которой пришло время выходить замуж, и она спокойно ждала, когда ей просто укажут на мужа.
Им стал Тутмос второй. Её брат. Человек болезненный, безвольный и совершенно некрасивый (по описаниях).
Тут нужно было как раз думать головой, и какое уж сердце затрепетало бы увидев такого претендента в мужья?
Нут, богиня Египта
А сердце как раз затрепетало, когда появился другой. Тот самый мужчина, гробница которого была построена не далеко от её заупокойного всемирно известного храма – Дер–Эль-Бахри. Это ему был отдан её собственный царский саркофаг и их тоннели гробницы практически достигли друг друга под землёй.
Ясно, что не царица собственноручно пробивала тоннели, а руками бедных строителей, но желание то было продиктовано её сердцем……
Идём дальше.
Несколько слов о древнем Риме!
«Любовь подобна сражению. На поле сражения нечего делать трусам, ибо здесь не редко приходится выносить много неприятного и тяжелого (Овидий)»
(Литература древнего мира. С.Д.Артамонов)
Ну если мы говорим о великой и необъятной империи, создавшей себя беспощадными войнами, порабощением множества народов и беспросветное рабство, и в добавок не забываем, что понимания о грехе и милосердии вообще не бралось в расчёт, то о каком уж сердце мы способны вести речь?
Чувствами руководствовались тут очень редко, если не сказать вообще не руководствовались.
Ну скажем, проблески где-то может и были.
Знаете, откуда пошла традиция целовать невесту жениху после подписания документов о браке?
Оказывается, из того самого древнего Рима! Да-да!
Оттуда!
Это означало, что договор о браке заключён.
Договор!
И ни о какой-то там любви никто речи не вёл! Брак должен нести выгоду!
Древний Рим, заключение брачного договора
И вот любопытная вещь, пришедшая к нам из тех самых седых времён, поражает своей уникальностью под грифом – руководствоваться исключительно холодным расчётом.
В двух словах история, описанная древнегреческим биографом и философом Плутархом.
Жил да был такой себе, а вп,рочем, не такой себе, а не кто иной, как Марк Порций Катон Младший, правнук того самого оратора Катона, который пока не разрушили Карфаген не узнал, что такое душевный покой.
И вот этот знаменитый правнук имел тоже особенность, как и его прадед. Он был на столько расчётлив, что готов был продать не только родную мать, но и …..
Словом, не торопим события.
Встречается ему на пути человек, богатый, знатного рода и очень благородный, который испытывает глубочайшее уважение к Катону, а именно к какому прадеду тот принадлежал – Квинт Гортензий.
К слову сказать, таких почитателей у Катона хватало.
И вот, что просит у этого наследника огромной фамилии этот патриций — выдать за него дочь Катона, Порцию. Но фокус был в том, что дочь то была замужем за другим и имела двоих детей. Но не таким был Квинт Гортензий, чтобы сдаваться – он без тени стеснения сказал, что Порция молода и когда она будет иметь от него ребёнка, он возвратит её мужу, и породнится Гортензий таким образом с семьёй Катона……
Далее было ещё интереснее, так как когда с дочерью Катона не получалось — внимание переключилось на жену нашего героя! Марцию! И уж совершенно не важно, что она была в это время беременна.
И Катон согласился!
Более того согласился присутствовать на помолвке собственной супруги, и Гортензия и даже быть свидетелем!
И знаете, что было дальше? А то, что Квинт Гортензий умер и всё своё состояние досталось Марции, которую тут же с дорогой душой принял бывший супруг в свой дом вместе с богатством.
Итак срок аренды истёк и предприимчивый муж хорошо заработал с помощью собственной жены…..
(Из книги Геннадия Левицкого «В плену страстей. Женщины в истории Рима»)
Вот вам и голый расчёт.
Какое уж там сердце? И в какой оно стороне стучит? Ах да. В левой, кажется……
Но такие примеры могли быть скорее исключением из правил, нежели имели место в сплошь и рядом.
Как же обстояло дело дальше?
Любопытные факты находишь во времена средневековья…….
Средневековье
«Будто жидким огнем писала свои безумные любовные послания монахиня из Португалии. В письмах Элоизы рдеет кровь ее сердца. А французский король Генрих III, будучи еще наследником престола, писал любовные письма герцогине Конде настоящей кровью. Он бил кончиками пальцев по утыканной иголками подушечке, а потом смачивал перо каплями крови» (Письма пяти столетий)
(Просторы социальных сетей)
Ой-ой! Какие страсти!
Монахиня горит от любви? А ведь она дала обет безбрачия!
А принц? Он что совершенно обезумел? Он же принц! Ему под стать получать такие письма, написанные от воздыхательниц! А он сам влюблён и готовь пускать из себя королевскую кровь, дабы возлюбленная поверила в его искренность чувств!
Девушка и рыцарь
Вот оно сердце!
Вот результат того, когда оно берёт верх над человеком, превращая его в безрассудное существо! Генрих III – сын той самой великой Екатерины Медичи, которая не так часто позволяла себе руководствоваться сердцем, если не сказать один раз в жизни! Да. И в её жизни была страстная любовь, но в целях предосторожности, дабы враги не использовали её слабую сторону она приказала его убить.
Кстати сказать, это её дочь Маргариту Валуа (Марго) нёс на руках в день бракосочетания её муж, Генрих Наварский, и не от большой любви, а потому, что платье было уж слишком дорогое, а в наши дни – это стало красивой традицией брать невесту на руки, но уже в силу радостного события.
Влюблённая пара держаться за руки
Нынешний мир увы не радует огромным количеством красивой любви.
Люди становятся всё чаще расчётливее, безразличнее и беспорядочнее в отношениях. Никто никем не дорожит. На место ушедшего будет десять пришедших.
А жаль.
С одной стороны, казалось бы, ну чего страдать? Ничего нет в мире постоянного.
И вот это печально.
Это уж очень напоминает поступки великих и сильных мира сего!
«У политики нет сердца, а есть только голова», — сказал Наполеон первой супруге, обсуждая с ней решение аннулировать брак после 13 лет совместной жизни. Главной причиной было то, что пара отчаялась обзавестись сыном, а император мечтал о прямом наследнике.
(Просторы социальных сетей)
Можно конечно спросить почему люди становятся такими?
Возможно ответ кроется в том, что мы боимся быть обманутыми, голова сейчас более надёжный друг, чем сердце. Мы боимся быть использованными, боимся делать первый шаг, потому, как пишется во многих журналах – опять-таки боимся, что это не взаимно. Нарочно сооружаем преграду, потому, что опять-таки боимся ощутить душевные муки, потому как сегодня всё хорошо, а завтра человек может просто исчезнуть из жизни. Вот просто уйти и больше никогда не вернутся, а тебе потом это пережить придётся.
Можно лишь признаться себе, что начинаешь забывать, как это прекрасно почувствовать за спиной те самые крылья, и парить в облаках, быть вдохновлённым на подвиги и раскрыть свои внутренние способности.
Вот тогда начинаешь рассуждать, а может и правы были те властные и знаменитые, которые не могли себе позволить излишней слабости?
Возможно!
Потому как нет у жизни той золотой середины, которая могла бы существовать между думанием головой и сердцем.
Нет. И точка.
Чего же в сущности опасаемся мы и те, кто жил до нас?
Чтобы понять это вернёмся к нашему сердцу.
Это когда вопреки
| Помогли сайту Реклама Праздники |