1
В своё время в уездном городе Z существовало три культурно-исторические достопримечательности, которые делали его известным на весь мир. Они были очень практичны и гармонично вписывались в ландшафт. Но самое главное — на их содержание не требовалось больших усилий. Это — тысячелетний дуб, Днепрогэс и остров Хортица. С течением времени к ним прибавился ещё и долгострой — мосты через реку Днепр и остров Хортица. Но долгострой мог стать не столько четвёртой достопримечательностью, сколько третьей, потому, как дуб с течением времени начал погибать. Виноваты ли были в этом туристы и молодожены, ежедневно толпившиеся возле него или экология загрязнённая заводскими отходами города Z, но дуб погибал. Огорчая этим свершившимся фактом, привольно ютившихся около него многочисленных торговцев сувенирами.
Нельзя сказать, что местные власти города Z и экологи с многочисленных организаций, которые успешно осваивали в этой борьбе, бюджетные средства и всевозможные экологические гранды, совсем ничего не делали для его спасения. Делали, ещё и как делали. Они обрезали почти все его ветви, залили пустоты в стволе бетоном и насадили возле него множество молодых дубков. Но патриарх хирел, и реанимироваться не желал, чем приводил в уныние своих спасителей. Источник, казалось бы, неистощимых финансовых вливаний грозился вот-вот иссякнуть окончательно... Когда те ещё дубки вырастут и захиреют. Некоторые экологические организации переживали настоящий стресс... Ну, не с заводскими же трубами уподобившись, Дон Кихоту, в самом деле, идти бороться. Закроешь в пылу борьбы градообразующее сталелитейное предприятие, на котором работает около двадцати тысяч рабочих, тогда уж точно; мрак и безысходность накроет миллион жителей город Z — придётся, им есть деревянными ложками и ездить на деревянных автомобилях.
Но надо отметить, что, не смотря на то, что в городе Z и был свой автомобильный завод, он так и не смог перестроиться и встать на рыночные рельсы. Выпускался ли там народный автомобиль или не выпускался, сие местным жителям было неведомо. Но судя потому, что по городским улицам, несмотря на экономические и штрафные санкции, бодро шустрили поддержанные иномарки с евро номерами — завод видимо ничего не выпускал. Так что и закрытие сталепрокатных цехов, сталелитейного завода ему ни чем особо не угрожало. Тем более, что квалифицированные кадры, пользуясь безвизовым режимом с другими странами, в поисках достойной оплаты, давно уже покинули пределы своего родного города.
А зря. Уездный город Z славился своими черными финансовыми дырами в которых бесследно исчезали все бюджетные потоки. И если раньше модно было кивать на столицу, которая якобы отнимает львиную долю тех средств, что зарабатывает город, то сейчас, когда почти все деньги стали оставаться на месте...они всё равно так же исчезали, если и не в больших объёмах, то с большей скоростью. Так что тот, кто умел плыть в этом потоке, тот чувствовал себя в городе Z великолепно. Тысячи людей не найдя себе применение выезжали из своего города на чужбину и только чиновники никуда, естественно, уезжать на заработки не собирались. Зачем? Умрёт дуб, нарисуется другая тема. Ну, хотя бы с теми же мостами, которые строятся уже не один год.
Вот как тут не вспомнить Н.В. Гоголя с его бессмертными «Мёртвыми душами» «Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».
Так же обстояли дела и с мостами в городе Z. Года шли своим чередом, бюджетные деньги успешно осваивались. И каждый новый голова кивал на попередника и клятвенно обещал, что как только центр выделит нужную сумму — мосты будут обязательно достроены.
На мостовой долгострой, считая это своим долгом, с центра приезжали и многочисленные кандидаты и уже потом депутаты и президенты. Они фотографировались на фоне опор моста и опять, но уже клятвенно уверяли, что уж в этом году, по мосту пойдут первые машины. Потом ехали открывать какую-то новую полосу в аэропорту или кусок объездной дороги. Не забывая при этом сфотографироваться на фоне дорожного знака, который видимо, олицетворял смычку уездного города Z и деревни. А опоры мостов постепенно дряхлели и специалисты поговаривали, что думать уже надо не о строительстве, а о капитальном ремонте того, что не достроили. Было похоже на то, что городу Z мостов не видать, как своих ушей.
Хотя, на уездный город Z надвигались новые выборы президента, и здесь можно было ожидать новый десант кандидатов, которые возможно снова вселят надежду в местных жителей. Тем более, что один из кандидатов обещал, в случае его избрания, повести страну новым курсом. До этого жителей города Z вели новым проевропейским курсом, правда, повысив тарифы и цены, забыли повысить при этом пенсии и зарплаты... Но всё же в Европу... И тут опять новый курс... А теперь куда?
Возможно, что тот кандидат, с очередным новым курсом, пообещает построить тоннель под Днепром, который соединит центр город Z со спальными районами или опять пообещает выделить из бюджета какую-то сумму денег в счёт украденных у народа советских сбережений. В преддверии президентских выборов возможно всё. Это как преддверие Нового года — праздничная атмосфера в ожидании лафы и подарков. Потому это время в городе Z любили все. Можно было, устроившись в комиссию наблюдателем заработать какие-то деньги, можно просто продать свой голос, платят немного, но всё же больше чем, то ничто, что получат люди, которые проголосуют за очередного старого кандидата в надежде, что он почует кожного и улучит их жизнь к лучшему. Увы, как показал предыдущий жизненный этап, власть предержащая поддерживает только страусов. И всё же новый курс старого политика начинавшего свою карьеру ещё в комсомоле, вселяет надежду...
Возможно, что портрет этого кандидата, в рамках общегородской программы, вскоре появится на торце здания какой-нибудь спальной многоэтажки. Ну, а, собственно, почему бы и нет? Если в городе казацкой славы на здании рисуют с длинным носом чебурашку, похожую на пылесос, то кто мешает украсить те же дома портретами кандидатов? От них хоть польза будет — обещания подарков. А от чебурашки? Тем более, что особых требований, члены комиссии, имён которых никто в городе Z не знал, к эскизам не предъявляют. Видимо памятуя об историческом опыте, когда все эскизы в присутствии художника, проходили одобрение на худсоветах, где заседали народные и заслуженные художники, нынешние устроители проекта, рассматривают эскизы без присутствия самого художника, но зато они обещают сделать уездный город Z самым красочным и живописным центром Европы. Благое начинание. И не только нужное, но и архиважное. Вот только если бы не одно но...
Вот только, как быть с тем загазованным воздухом, при котором многовековые дубы погибают, и немногие мужчины доживают до пенсии... Что уж там говорить о каких-то картинках нарисованных чернилами с помощью 3-D принтера на стенах обветшалых, протекающих по швам домов? Долго они продержатся? Или весь процесс приобщения жителей города Z к европейской культуре заключается в освоении выделенных денег? Интересно на сколько домов их хватит... Памятуя о том, что чёрные дыры никуда из города не исчезали.
Крышу на музейном комплексе, на острове Хортица отремонтировать бы, транспортный маршрут регулярный к нему наладить, чтобы не только туристы на автобусах могли его посещать, но и местные жители. Да мало ли каких рутинных, но неотложных дел можно отыскать в уездном городе Z.
2
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее, горит и дышит он. Земля вся в серебристом цвете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий...Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине...»
(Н.В. Гоголь)
Красиво описал украинскую ночь Н.В Гоголь, но к нашему повествованию, увы — это описание не имеет никакого отношения.
Ночной мрак, смрад и смог заводских труб — накрыли плотным саваном сонный, уездный город Z. Когда взошло солнце и, поменялась роза ветров, перед изумлённо хлопающими сонными глазами потрясенных местных жителей предстал, обезображенный до неузнаваемости, центральный городской парк, по которому, не зная пощады к зелёным насаждениям — лёгким города, прошёл безжалостный топор лесоруба.
Отчаянно заголосив, как за павшим в неравной схватке бойцом, активисты из числа самых активных жителей пошли к городскому голове, который по случаю летних каникул отсутствовал на своём рабочем месте. Устал и улетел в Италию в своё небольшое поместье — отдыхать и набираться новых сил.
А в это время, в канун надвигающихся выборов, какой-то шустряк-предприниматель, щедро смазав предвыборный механизм очередного кандидата много лет простоявшего в очееди на депутатство, смог получить этот парк на 200-ти лет в аренду, т.е. — навсегда. И мотивируя тем, что у него есть план, как побороть, в отдельном взятом городе, безработицу и организовать рабочие места во вновь построенном на месте парка гипермаркете он, не мудрствуя лукаво, и пустил все деревья под топор.
Ну, а почему бы, собственно говоря, и нет? Если городскую общественность не волнует, то, что стены домов расписываются, в рамках городской программы, залётными малярами откровенной халтурой, то почему опять, но уже в рамках другой городской программы, нельзя вырубить парк в центре города?
Можно и вырубить — во благо тех же местных жителей. Смогли же, в своё время, перепрофилировать здания детских садиков — вселив туда банки и фискальные службы, как смогли с центрального проспекта уездного города Z убрать и трамвайные пути, наобещав при этом жителям города, что трамвай пройдёт ниже по улице Победы. С течением времени прошла декоммунизация — улицы Победы, как таковой не стало, а значит, и строить трамвай уже не зачем. Да и рельсы куда-то подевались вместе с проводами. С детьми так ещё проще — кому их рожать, если почти вся молодёжь разъехалась по заработкам за границу?
Как сказано у классиков жанра Ильфа и Петрова в книге «Двенадцать стульев»: «Трамвай построить — это не ешака купить», тем более, когда финансы спущенные на этот проект уже успешно давно проглочены черной дырой, а нынешний городской голова, как обычно кивает на попередника, которого и след простыл. Остается, только перефразировать известную песню:
Поворуют — перестанут,
Олигархами все станут.
Вдруг начнут тогда опять.
Все законы соблюдать?
Возможно где-то, как-то — это и есть. Вот только
|