Произведение «Услышать Баха Виола Тарац»
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9
Баллы: 9
Читатели: 208 +1
Дата:
Предисловие:

Услышать Баха Виола Тарац

http://www.proza.ru/2018/09/02/527
(Рецензия)
" Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный ХОРАЛ...." Так писал Блок в своем стихотворении "Ты был осыпан звездным цветом"...
Пытаясь для себя сформулировать мысли и чувства после прочтения этого великолепного, совершенно удивительного интеллектуально-художественного эссе автора, я вдруг вспомнил об этом, очень давно прочитанном стихотворении, которое тогда потрясло меня своей проникновенной глубиной, пронизанной изумительной, неподражаемой поэтичностью образов, что, наряду с исповедальностью, искренностью и честностью его поэзии, помноженных на гражданское мужество и патриотизм делает А.Блока одним из величайших поэтов России, обожаемого мной и миллионами.

И ключевым словом, мостиком к нему, послужило название литературного "опуса" автора - "Услышать Баха".... Как раз недавно я слушал его хоралы... Я бы "помолчал", говоря о Бахе, когда пытаются выразить то, что НЕВЫРАЗИМО человеческим языком. Мое мнение: Бах - это абсолютная полнота, подобно белому цвету, только в Музыке. Это дыхание вечности, упорядоченный Хаос вселенной, ставший совершенной Гармонией, выраженной в Звуке.

Да простит мне автор мое столь пространное предисловие, но чувствую, что и дальше я не смогу, да и не хочу быть политкорректным, лаконичным и кратким, имея ввиду  формат критической статьи или рецензии. Поэтому просто выражу свои чувства и мысли, как получиться.

Первое, на что сразу обращаешь внимание - это удивительная, искрометная свобода письма, особая фигура речи при всей ее образности и определенной безусловной "элитарности", апеллирующей, вольно или невольно, к эстетствующим гурманам-интеллектуалам. Но и это не может быть поставлено очаровательной и умной "ветряной мельнице") в упрек, поскольку сразу понимаешь и веришь, что данный стиль не является "виньетками ложной сути", красивостью ради эффекта, но лишь частью внутреннего мира автора, искренним, открытым  и ярким, как у ребенка, но при этом глубоким, чутким видением окружающего его мира.

Поражает также "полифоничность" повествования, его многомерность при, местами, некоторой  сложности его конструкции, выраженной и проявляющей себя в помимо чисто профессиональных размышлениях о своем предмете, музыке, еще и особом, отмеченным печатью тонкого юмора и яркого, индивидуального стиля, языке, за милыми, причудливыми изгибами которого, иногда не сразу доходишь до заложенного в них смысла(но при повторном, более внимательном прочтении обязательно до него добираешься).  Но и здесь автор предусмотрительно разбив текст на абзацы, каждый из которых фонтанирует своими образами и смыслами, значительно упрощает тем самым задачу их понимания для читателя, не утрачивая целостного восприятия всей "картины маслом". Зато наградой за некоторые усилия становится ясно осознаваемый  доминирующий вектор рассказа в целом, который устремлен и обращен к человечности, к человеку, его душе. Очень интересны, выписанные психологически убедительными, главные  персонажи, среди которых, увы, есть и очень трагические своей судьбой.

И это прежде всего Девочка и Дедушка, жертвенному подвигу которого автор вероятно, обязан самой жизнью.
Они открываются нашему внутреннему взору совершенно осязаемо, кажется, что ты их видишь и можешь с ними поговорить и это лишь усиливает ощущение пронзительной трагичности происходящего в контексте всполохов беспощадной истории описываемых автором событий в то самое "тяжелое время".

Не могу не привести один отрывок, где автор дает описание девочки, это совершенно изумительно с точки зрения литературы и просто разрывает душу.. : - "Также как и у врубелевской, у моей  девочки были огромные чёрные глаза. Только плескалась в них не печаль - удивление. И у неё не было фонового персидского ковра. Фона у неё не было вообще. Она занимала собой всё пространство. И бОльшую часть этого пространства, выделенного моим воображением, занимали её глаза. Удивительные и удивлённые. «Моя» Девочка была лишена и эмблем  – она сама была воплощением Любви, её символом, с растерянной полуулыбкой смотрящая в глаза Смерти. Но то, что дуло пистолета, направленное на неё, грозит ей смертью, она не знала. Знала я:....

Потрясающее, пронзительно переданное ощущение ужаса и бессмысленности этого злодеяния и такой же пронзительной жалости, даже любви к чудесному созданию, сердце которой, до этого момента было открыто лишь свету и добру....
Если бы я привел все примеры того, что мне очень понравилось, я бы просто фактически скопировал бы весь текст...
И это говорит о том, что чтиво, приготовленное талантом и душой автора - дорогое и очень полезное для ума и сердца читателя угощение, настоящее, живое, без "искусственных красителей и усилителей вкуса". Все по-чесноку.
Кушать подано, дамы и господа, Bon Appetit!

Пожалуй, неким диссонансом повествования для меня является Фагот, пусть он и Разумный и обладает красивым грудным тембром, да, к тому же, очевидно, мудрый друг и в чем-то наставник, но уж слишком велико  невольное ассоциативное отождествление его с булгаковским демоном, что никак не вписывается в антураж истории, немного нарушая ее естественное звучание..
Возвращаясь к одной из главных линий рассказа, жизни и смерти Девочки и удачной, счастливой психологической развязке этого тяжелого, для автора узла, ее воскрешению в его, автора, сознании, то  для  меня музыкальной аналогией стал бы гениальный реквием Моцарта, который  сменяет и тем венчает рассказ финал 9 -ой симфонии Бетховена….

С искренним восхищением и уважением к вашему таланту, отныне ваш поклонник)
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама