Предисловие: Недавно на мои вопросы ответил — телеведущий, советский и российский актёр театра и кино, сыгравший почти в двухстах фильмах. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР -
Борис Васильевич Щербаков. Борис Щербаков: Быть похожим ни на кого не хотелось
Недавно на мои вопросы ответил — телеведущий, советский и российский актёр театра и кино, сыгравший почти в двухстах фильмах. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР -
Борис Васильевич Щербаков.
Н. Тимохин:
Борис Васильевич, Вы родились в Ленинграде в 1949 году. Родители Ваши познакомились в северной столице во времена блокады. Мать работала регулировщицей «Дороги жизни», а отец перевозил на своей машине партии хлеба. Какие у вас воспоминания детства?
Борис Васильевич Щербаков:
Воспоминания детства – это, прежде всего Ленинград, который восстанавливался после блокады, после тяжелейших испытаний, но, несмотря ни на что, очень хорошо помню и дворовые игры, детские мечты. Например, находясь на берегу финского залива, я себе представлял, как стану капитаном дальнего плавания, который покоряет бескрайние моря и океаны. Но все изменилось в начале 60-ых годов, когда меня утвердили на роль Глебки в фильме «Мандат», так меня затянуло искусство. И после выхода фильма на экраны я для себя решил, что буду поступать в театральный институт.
Н. Тимохин:
И что для Вас память о Великой отечественной войне?
Борис Васильевич Щербаков:
Что касается памяти о Великой отечественной войны, то стоит отметить, что это прежде всего память о героизме наших предков, наших родителей, бабушек, дедушек и на передовой, и в тылу, и ведь Великая Отечественная война не только разлучала, но и наоборот, кто-то находил верных товарищей, сослуживцев, дружбу с которыми многие пронесли через многие годы, а кто-то свою любовь, как Вы правильно отметили в своём вопросе, мои родители действительно познакомились на Ладожском озере в 1942 году. Но вновь они встретились на танцплощадке в 45-ом. После этого они поженились, и в 1949 году на свет появился я.
Н. Тимохин:
После выпускного из вуза Вас пригласили на службу в труппу МХАТа. Там Вы проработали 30 лет. И были одним из любимых артистов художественного руководителя театра Олега Ефремова. Расскажите об этом периоде. И что для Вас первично - кино или театр? И почему?
Борис Васильевич Щербаков:
Действительно, во МХАТе я прослужил более 30 лет, куда был принят после окончания Школы-студии, а именно всё это случилось в 1972 году. В 2003 году я увольнялся уже из МХТ имени Чехова, который возглавлял уже Олег Табаков. За всё время работы в театре я сыграл более 50 ролей. Здесь же на малой сцене дебютировал и мой сын Василий в спектакле «Мои дорогие, хорошие». Я сам был режиссером этого спектакля и сам же играл в нём главную роль. Это история про Сергея Есенина, который хотел вырваться из образа «красавчика» и героя-любовника. И вот однажды в 1986 году, во время прогона спектакля, случилась одна неприятная история. Во время одной из сцен мой сын Вася выносил мне в блюде воду, которой я должен был умыться (кстати, эту роль исполнял известный актер и телеведущий Борис Корчевников), но вместо воды оказался бензин… и всё это происходит во время генерального прогона. Естественно лицо очень зажгло, а так как была малая сцена, то комиссия, которая принимала спектакль, поняла, что что-то пошло не так. Но ничего. Отыграли постановку, успех, слава Богу, был. Несмотря на мою огромную занятость в театре, успех, к счастью, был и в кино тоже. Что для меня первично театр или кино? Сейчас, наверное, всё-таки кино. Мне предлагают роль, я стараюсь не отказываться. А раньше, конечно, ближе был всё-таки театр МХАТ.
Н. Тимохин:
За свою карьеру Вы успели поработать с такими известными людьми, как Сергей Бондарчук, Станислав Говорухин, Александр Абдулов, Ирина Алфёрова и Николай Караченцов. Хотели ли Вы когда-нибудь быть на кого-то похожим или перенять чей-то опыт? С кем Вы были дружны из актеров и режиссеров?
Борис Васильевич Щербаков:
Быть похожим ни на кого не хотелось. Опыт перенимать всё-таки начал во время учебы в школе – студии, у моего педагога Павла Массальского. А остальное уже приобреталось, так сказать, по ходу дела, на съемочной площадке, или на театральной подмостке.
Особенно дружен я был с Олегом Ефремовым, Дмитрием Брусникиным, Марленом Хуциевым, в своё время дружил с Александром Михайловым и жены наши дружили друг с другом, но судьба развела эту дружбу. А вообще, всё-таки, среди актёров не бывает дружбы. Есть конкуренция, зависть, ревность. Никуда от этого не деться, если кто-то более успешен и узнаваем.
Н. Тимохин:
В вашей фильмографии 195 фильмов. Какой их них Вам наиболее дорог или памятен и почему? Как Вы вообще себе выбираете роли и по каким критериям?
Борис Васильевич Щербаков:
Безусловно, дорог фильм «Мандат», который, как я уже сказал, предопределил моё будущее. Наверное, на этом и ограничимся в ответе. Роли я всё-таки не выбираю, а как я уже сказал, стараюсь браться за любую работу, которую мне предлагают.
Н. Тимохин:
Вы снимались в советском кино и играете в современном российском. Если разница между этими временными отрезками, в чем она и почему? И нравится ли вам зарубежный кинематограф? И как его можно сравнить с российским?
Борис Васильевич Щербаков:
Разница безусловно есть, и в идеи, и в режиссерском подходе, и в каких-то приемах, которые может использовать тот или иной режиссер. Буквально на днях вышел сериал Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие», несмотря на критику её творчества, которое было 10-12 лет назад, всё-таки она хороший режиссер. И то, в каком стиле она снимает своё кино – это её отличительная черта. Эффект «плавающей камеры», всё-таки, оставляет свой отпечаток. Но можно сделать еще проще: посмотрите этот сериал и всё поймете. Советский и российский кинематограф мне всё-таки ближе. Могу назвать пять моих любимых фильмов: «Летят журавли», «Золушка», «Утомленные солнцем», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Легенда № 17».
Н. Тимохин:
В 1996 и 1997 году Вы снялись в клипах певицы Любови Успенской «Карусель» и «Пропадаю я». Это яркое событие в жизни Ваших поклонников. Расскажите, какие у Вас остались воспоминания об этом?
Борис Васильевич Щербаков:
Воспоминания о съемках в клипах Любы Успенской только самые теплые и хорошие. Ибо после выхода клипа многие стали снова узнавать меня. Иду по Тверской, навстречу идут две женщины и одна другой говорит: «О, смотри, это он из клипа Успенской». Что тут сказать… Хотя Олег Ефремов был против моих съемок в клипах, он не мог понять, как актёр главного художественного театра страны может играть в клипах. «Это позор» - говорил Олег Николаевич. А на съемки клипа я попал очень просто. Режиссер Вячеслав Долгачев сказал, что был в одной компании с концертным директором Успенской, и ему нужен человек моего типажа. За одну ночь мы записали клип.
Н. Тимохин:
Борис Васильевич, Вы много лет находитесь в браке с Татьяной Бронзовой. Со своей единственной супругой Вы познакомились в родном МХАТе. При этом, не скрываете, что увели любимую у другого мужчины. Откройте секрет семейного долголетия? Верите ли Вы в любовь, и существует ли она вообще. Какие можете дать советы?
Борис Васильевич Щербаков:
В любовь верю. Безусловно. С женой мы очень многое прошли именно вместе. И через обиды, и через горечи, и через болезни, а также через радости, счастье, восторг. Секретов семейного долголетия, наверное, всё-таки нет. Нужно уважать, ценить и любить друг друга. Вот и будет семейное счастье, и долголетие.
Н. Тимохин:
Борис Васильевич, Вы увлекаетесь чеканкой, металлопластикой, резьбой по дереву. А в 2009 году Вы приняты в Московский союз художников в секцию декоративно-прикладного искусства. Что это? Ваше хобби или крик души? И правда ли, что талантливый человек должен быть талантлив во всем?
Борис Васильевич Щербаков:
Однажды мне Ефремов сказал: «Если выгоню тебя из театра, ты не пропадешь, будешь чеканить монеты». Чеканка – это моя отравная точка к прикладному искусству. Когда родился сын, пришлось с этим делом завязать, слишком громкий процесс. Потом переключился на резьбу по дереву. Это действительно моё увлечение. Оно требует внимания, концентрации, сосредоточения. Например, над своей работой «Знамение» я работал около 15 лет. Наиболее сложная была для меня «Тайная вечеря» - в этой работе нужно было работать над 13 фигурами. Но всё это приносит удовольствие, а не прибыль. А как только задумаюсь о деньгах, наверное, пропадёт всё. И удовольствие, и тяга к увлечению. Так же восстанавливаю старую мебель, люблю антикварные вещи, сильно поврежденные иконы. Старые предметы притягивают. Ведь так появляются и реставраторы, и коллекционеры. Не обязательно, что талантливый человек, должен быть талантлив во всём. Нужно просто найти себя и развивать. Учиться, учиться, учиться.
Н. Тимохин:
Ваша супруга Татьяна Васильевна Бронзова, не только замечательный человек, но ещё и талантливый писатель. У неё вышло уже несколько книг, в том числе «Венера в русских мехах», «Матильда: Любовь и танец», «Две Ольги Чеховы. Две судьбы» и другие. Расскажите об этом подробнее. О чем эти книги, что подтолкнуло автора на их написание? И что еще она планирует написать?
Борис Васильевич Щербаков:
Когда Татьяна, которая тоже служила в театре на должности «заведующая труппой», занялась писательской деятельностью, то написала сценарии к «Сыщикам» и к фильму «История судьбы, или новогодний розыгрыш». Написала 5 книг. «Венера в русских мехах» - это дебют. В книге она обращается во времена диссидентов, КГБ, эпохе застоя. Герои этой истории доказывают свою любовь, преданность, которую не смогли сломать ни советский режим, ни годы, ни расстояния. Не буду рассказывать обо всех книгах. Прочитать гораздо интересней!
Н. Тимохин:
Как Вы проводите свободное время? Что любите читать? Какие фильмы Вы смотрите?
Борис Васильевич Щербаков:
Свободное время провожу за своим любимым занятием (см. вопрос 9), шумные компании не люблю. Куда приятней посидеть с друзьями, поговорить о личных проблемах, чтоб было тихо, уютно, тепло.
Любимые книги: конечно же, классика! Любимые фильмы: советские!
***
Май 2022
|