Произведение «СССР/РФ. Послабуха. 1980-2000 гг» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 144 +1
Дата:

СССР/РФ. Послабуха. 1980-2000 гг

Кстати, о послабухе. Она наступила с приходом к руководству Горбачёва. Он объявил о создании кооперативов. Идея хорошая, испробованная в некоторых соцстранах, где рядом мирно сосуществовал социалистический способ производства на госпредприятиях, мелкие частные производители и лавочники.
Многие не знают, но в СССР задолго до кооперативов существовали артели, которые занимались производственной деятельностью. Артель — это добровольное объединение людей для совместного труда, подразумевающее равную ответственность, равное участие в управлении трудовым процессом и справедливое распределение доходов. Так, например, одна артель могла выпускать чугунные сковородки, параллельно шить одежду, заниматься строительством и ремонтом и др.
Артели и кооперативы (и вообще, средний и мелкий бизнес) были разрешены в 1921 году решением Х Съезда Партии, когда стало понятно, что новая власть не в состоянии на тот момент обеспечить граждан товарами первой необходимости. Речь шла о Новой Экономической Политике и мы знаем, что буквально за год-другой частные предприятия эффективно заработали. Считаю, что это было возможным благодаря тому, что в стране еще остались от дореволюционного режима люди, знавшие как надо  и умевшие достойно работать в частном бизнесе. Однако, НЭП через несколько лет прихлопнули, так как он не согласовывался с проводимой Партией политикой, но производственные артели оставили.
В 1953 году в СССР было около 114 000 артелей. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
Однако Н. Хрущеву не нравилась эта отрыжка капиталистического прошлого и в 1956 году артели ликвидировали, изъяв у них всё имущество и земли. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов и артели инвалидов.
В 1988 году с подачи  М.Горбачёва, был запущен закон «О кооперации в СССР».  Кооперативы получили право производить и продавать (перепродавать). До этого, если вы помните, скупка любых товаров и дальнейшая их перепродажа по более высоким ценам для наживы, называлась спекуляцией и жёстко каралась штрафом или тюремным заключением.
Государство хотело силами кооперативов создать костыль для поддержки промышленности.
Мой брательник оставил должность гл. инженера организации, зарегистрировал с двумя товарищами торгово-закупочный кооператив. Бухгалтером пригласил на пол-ставки сотрудницу Тульского сбербанка, а продавцом – женщину из Тулы. Ранее, брательник обратил внимание, что в деревнях тульской области растёт много сливовых деревьев,  которые ежегодно дают хороший урожай в таких количествах, что деревенские её часто не собирают, она так и валяется на земле синим слоем. Если бы и собрали, то девать её было бы некуда (самогонка из сливы не вкусная) – у всех своей сливы полно. Это какой-то местный сорт.
Они арендовали в автотранспортном предприятии автомобиль, объезжали тульские деревни и скупали сливу по 40 коп/кг. Продавали её по 70-80 коп/кг. Трудность в том, что для продажи, слива годится только сорванная с дерева, а не упавшая на землю, которая быстро сгниёт. Поэтому, ребята заранее объезжали деревни и заключали с деревенскими договора закупки. Например, ребята договаривались, что они приедут в деревню 15 августа, а хозяева участка к этому времени соберут с дерева несколько ящиков сливы, которую ребята взвесят и выплатят хозяевам деньги. Ящики деревенским оставляли заранее. Часть сливы ребята собирали сами.
Отвозили сливу в Тулу и города севернее Тулы. Поскольку у других продавцов слива стоила 90-120 коп, то торговля шла бойко, ребята мотались с утра до ночи. Зарплата брательника доходила до 450 руб/мес.
Но скоро кооперативы стали прижимать, причём не на государственном уровне, а люди на госпредприятиях. Например, аренда грузовика в сутки стоила N руб, то кооперативам – в три раза дороже и т.д. Народ у нас хороший, но не любит, когда у него немного, а у другого больше. Кооператорам завидовали и их не любили. Хотя среди них были и сволочи и честные работяги, которые поверили, что в стране происходят перемены.  В те времена я читал в газетах, что в некоторых районах местные жители резали вымя у коров, принадлежащих кооператорам, поджигали их постройки и т.д. Уровень жизни в стране не рос, а продолжал падать. Заработок брательника резко сокращался, смысла работать больше не было, и они закрыли свой кооператив. Перед закрытием им устроили злобную проверку, но нашли лишь переплату налога на прибыль в 7 рублей.
М.С. Горбачёв и возглавляемая им КПСС народ начали раздражать. На смену Горбачёву начал выдвигаться Б.Н. Ельцин. Он стал считаться  борцом с КПСС, хотя, на самом деле, оказался типичным партийным аппаратчиком, но народ его, на тот момент, любил. Я сам с женой ходил на многотысячные митинги в поддержку Ельцина и мы во всё горло кричали; «Ельцин, Россия! Ельцин, Россия!»  Что получилось, вы все знаете.
В общем, кооперативы накрылись медным тазом, но вскоре пришла пора ТОО, АОЗТ и прочая. Народу раздали ваучеры, утверждая при этом, что если всё достояние республики разделить на число жителей, то это и будет ценой одного ваучера. Сумасшедшая сумма! Я читал объявления в газетах: «Меняю свой ваучер на автомобиль Жигули», «Меняю два ваучера на квартиру» и т.д. Позже выяснилось, что ваучеры можно продать по цене одной бутылки водки. Я успел.
Поскольку брательнику надо было кормить семью, то он предложил мне в 1992 году организовать своё ТОО: разрабатывать проекты мини-пекарен, комплектовать их оборудованием и, по желанию заказчика, монтировать эти пекарни. Он – директор, я – главбух. В проектном институте хлебопекарной промышленности нам разработали (за деньги) небольшой проект типовой мини-пекарни. Привязать его к условиям конкретных заказчиков было не трудно, если учесть, что я какое-то время работал в проектной конторе в архитектурно-строительном отделе, а брательник всю жизнь работал с производственным оборудованием и электрикой. Идея была не плохой, правда востребованность, как потом оказалось, была крайне не велика. Время мини-пекарен на тот момент ещё не пришло. В Москве мы не нашли ни одного заказчика на мини-пекарню. Денег у нас не было и мы работали «под заказ» с авансовым платежом: заключали с заказчиком договор, получала с него аванс, покупали на этот аванс оборудование, привязывали проект к конкретным условиям, грузили оборудование в контейнеры и отправляли заказчику, получали расчёт. Все заказчики были иногородними, некоторые аж за Уралом.
Сейчас некоторые говорят, что для того, чтобы открыть свой кооператив, ТОО или ООО нужно было давать взятки. Брательник сам открывал кооператив, я открывал наше с ним ТОО, а через несколько лет я же перерегистрировал его в ООО и уверяю Вас — за регистрацию (открытие) организации никаких взяток мы не платили, да с нас их никто и не требовал. Юридическим адресом мы взяли свою квартиру.
В задачу Регистрационной палаты входило лишь выдать нам чистые бланки и после того, как мы их заполним, утвердить их и выдать свидетельство о регистрации, с которым мы должны были пробежаться по всем фондам и там зарегистрироваться (пенсионный, медстрах, налоговая, статистика).
Правда, на регистрацию в Регистрационную Палату приходило много народа и приходилось ждать в очередях, но это – не смертельно. А ежели Вы в очереди стоять не хотели, а деньги у Вас имелись, то в этой очереди всегда были люди, которые за Вас эту очередь могли отстоять, да и вообще принять на себя ваши заботы по регистрации: некоторые регистрировали по 5-7 контор.  Сейчас, по-моему, очередей на регистрацию нет. На регистрацию ИП и тогда очереди не было.
Другое дело, если Вам понадобится офис или склад или производственное помещение. В этом случае Вы идете к руководителю организации, которая оные помещения сдаёт в аренду и он Вам предлагает часть денег за аренду платить официально перечислением, а остальную часть – неучтенной наличкой. По-другому у Вас могло не получиться.
Многие директора заводов в годы перестройки поступали гениально, с точки зрения наполнения своего домашнего бюджета. Они сворачивали производства, сокращали численность работников, распродавали оборудование, освободившиеся площади сдавали в аренду. Почти все финансовые операции производились неучтённой наличкой. Таких директоров было полно – партийные номенклатурщики  (всегда считалось, что они проверенные верные ленинцы) едва ли не первыми показали, что интересы трудящихся, Страны и родной Партии им безразличны.
В Стране преобладала оптовая торговля. Ушлые ребята из-за границы привозили партии товара грузовиками или вагонами, сгружали на склад и торговали оптом. Другие, тоже ушлые, закупали у них этот товар мелким оптом и гнали дальше. Почти у каждого ушлого в кармане лежала куча печатей несуществующих организаций, через которые они этот товар перепродавали. Налоги,  из этих «новых бизнесменов», почти никто не платил. Почему «почти» - потому что некоторые всё-таки платили малую толику. Некоторые. Малую. Найти эти конторы с липовыми печатями было практически невозможно, так как они не существовали и нигде не значились.  Я до сих пор не понимаю, как наше государство выжило  в те годы без налоговых поступлений от основной массы предпринимателей, наверное, только за счет наших известных гигантов нефтегазопереработки, металлургии, машиностроения и др. С годами порядка становилось больше и налоговые поступления начали потихоньку поступать.
Налоговую отчетность все организации сдавали в виде ежеквартального бухгалтерского баланса. Причём, комплект отчётности был одинаков для «Газпрома» и какого-нибудь вшивого ТОО с численностью два человека (бухгалтера и главбуха) с копеечным оборотом. Бухгалтеров требовалось всё больше и больше. Их, понятное дело не было, поэтому все подряд записывались на курсы бухгалтеров, которые росли как грибы, и через пару месяцев смело нанимались во всякие ТОО. Должность бухгалтера при социализме была одна из самых занюханных, обычно с зарплатой от 60 до 120 рублей в месяц. При «капитализме» она расцвела. Сложность была в том, что налоговые правила были довольно сложны и бухгалтер мог ненамеренно ошибиться (например, отнести на себестоимость целиком стоимость приобретенного оборудования, а его надо относить по частям ежемесячно, из-за чего неправильно будет рассчитан НДС и налог на прибыль), и получить большой штраф.  Через несколько лет государство ввело упрощенную систему налогообложения для малых предприятий, что очень облегчило работу предпринимателей. Я, например, платил 6% с дохода. Очень удобно и не надо быть бухгалтером.  Например, получил я от заказчика 10 000 рублей на расчётный счёт — значит, налога надо заплатить 600 рублей.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама