Произведение «Автомобили марки ГАЗ. Знакомые и не очень» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 45
Читатели: 416 +1
Дата:
Произведение «Автомобили марки ГАЗ. Знакомые и не очень» самая комментируемая(22) работа за сутки
21.09.2022
Предисловие:

ФОТОРЕПОРТАЖ

Автомобили марки ГАЗ. Знакомые и не очень

Планов поехать на эту выставку у нас не было. Но приехала из Москвы сестра с сыном, а гостей надо как-то развлекать.  Идти в какой-нибудь музей или выставочный зал в июльскую жару совершенно не хотелось. Поискав в интернете информацию, где, что и за какую цену можно посмотреть, Мила подняла на меня глаза: «А вот тут написано, что у вас проводится выставка ретро-автомобилей. Может быть, туда сходим?»
Если честно, мы и сами не знали, что в нашем городе действует такая выставка. Единственное, что мне известно, это то, что при Горьковском автозаводе есть музей, где имеются все автомобили, которые выпускались на нём, начиная с 1932 года, т.е. с самого открытия. Но очень уж неудобно расположен этот музей! С метро идти до него далеко, а те, кто никогда не бывал в автозаводском районе, могут и запутаться, куда направиться, выйдя из подземки.
«Наверное, там выставлены машины из того самого музея», - решила я и, посмотрев на Егора, подумала: «Ну, ему-то точно будет интересно».

Около входа на выставку стояла «Победа». Заглянув через стекло в салон, я удивилась: машина достаточно большая, при этом руль тоненький-тоненький. Как бы сейчас сказали, «непрезентабельный». Но зато передние сиденья у этой машины сделаны «диванчиком» - раздельных кресел у водителя и пассажира не было. То есть целых два диванчика внутри машины! При достаточно широком салоне весьма удобная штука. По крайней мере, можно даже не задумываться над тем, где остановиться на ночь. Разложили оба сиденья – и три взрослых человека легко на этой раздвижной конструкции уместятся. Красота! 
«Вы на коробку передач посмотрите», - смеётся подошедший муж.
Мы смотрим и…

- А… как это вообще действует? – удивляется Мила, у которой коробка передач была только на старой машине. Сейчас она купила себе «автомат», так что для неё переключение скоростей осталось в прошлом.
Я человек более консервативный. Принципиально не стала бы ездить на «автомате», потому что для меня – это «кот в мешке». Устройство это мне не знакомо, да и механика, на мой взгляд, куда проще! А ещё мне кажется, что в вождении должна быть какая-то романтика. А какая же, прошу прощения, может быть романтика, если ты едешь и только держишь руль. Ну, на тормоз периодически нажимаешь, и всё.
И всё? Не, я так не играю. И желанием превращаться в робота не горю. Ах, нет же, скорее всего, роботом будет сама машина, которая безошибочно определит скорость, с которой надо двигаться, запустит вентилятор для охлаждения двигателя, порадует свежим воздухом в салоне, включив кондиционер, и сделает ещё кучу нужных дел. Сама сделает. И зачем тогда в салоне этой машины нужна я? За рулём красоваться?
Нет, покрасоваться я не прочь. Но при этом чтобы ещё руки были заняты. Ну, не люблю я не при делах за рулём находиться!
Да, так я про «Победу». Эх, и интересная там ручка переключения коробки передач! Длинная, выгнутая, как ею пользоваться – слёту и не сообразишь!

- Ужас! - выдыхаем мы с Милой:  такого чуда нам ещё видеть не приходилось.

***


ГАЗ-АА. Год выхода  с конвейера – 1932

Вот так выглядела первая машина, выпущенная на Горьковском автозаводе. В историю автомобилестроения она вошла как знаменитая «полуторка» - т.е. машина грузоподъёмностью полторы тонны.
Поскольку выпуском своих машин Советский Союз не занимался, пришлось что-то брать за образец. «Чем-то» оказался «Форд» 1927 года выпуска. Его  производство в 1932 году уже подходило к концу, поэтому предприимчивые американцы решили продать лицензию. Лонжеронная рама (для тех, кто не знает, поясню: такая автомобильная рама внешне очень похожа на лестницу. Состоит она, как лестница, из двух длинных лонжеронов, которые скрепляются поперечными балками), подача топлива «самотёком», большие фары – чудо, а не машинка!
Но главная гордость – это целых сорок лошадиных сил под капотом! Стоп, стоп, стоп! Что, сейчас это выглядит смешно? Всего-то сорок «лошадок»? Всего-то… Это нам так кажется, что их мало. А на тот момент, когда автомобилестроение началось с нуля – это был предел мечтаний. К маслу и бензину этот предел мечтаний был и подавно неприхотлив, большого количества октановых частиц в бензине не требовал. А вы говорите: «Всего-то…»
Ну, и ещё добавлю два слова из семейной истории. Мама моего отца - бабушка Дуня (в паспорте, конечно же, Евдокия Григорьевна) была неграмотной. До конца жизни вместо подписи ставила крестик и совершенно при этом не стеснялась. Во времена её молодости многие люди были неграмотными, так что же? Ну, не знает человек алфавита - разве без него нельзя прожить? Но прожить, не зная того, как устроена машина - она считала верхом безалаберности. Всю войну проработала на "полуторке", да и после войны ещё лет пятнадцать на ней трудилась. По её же собственным словам, мотор машины могла разобрать и снова собрать с закрытыми глазами. Хоть днём, хоть ночью, если бы поступил на то приказ. 
"А то как же? - искренне удивлялась она, - азбуку-то можно и не знать. Чай у каждого народа своя азбука! Это что же теперь, все азбуки мира что ли учить? А вот машину обязан (именно - обязан!) знать каждый уважающий себя человек!"
Судя по этим словам, бабушка Дуня относилась и к машине, и к себе с большим уважением. Ну, а азбуки других народов мира пришлось уже учить мне.
Правда, я и машину и люблю, и уважаю. "Родилась с рулём в руках!" - сама про себя так шучу. Наверное, есть в кого )))


ГАЗ-4. Год выхода с конвейера – 1933

Как вам такой пикапчик? Нравится? Ну, это, конечно, не «полуторка». Вместимость 0, 5 тонны говорит сама за себя. Грузы на такой машине не возили. Да и чего было возить, если она только 500 килограммов могла осилить? По бортам кузова располагались лавки для 6 человек. А теперь посчитайте: два человека в кабине да шесть в кузове, итого восемь.  И при этом они должны «вписаться» в 500 кг! Делим 500 на восемь и получаем 62,5 килограмма. То есть взрослый одетый человек должен был весить 62, 5 кг! Чем тогда народ кормили – не знаю. Но явно не гамбургерами.

ГАЗ-410. Год выхода с конвейера – 1936

Ещё одна «полуторка»? Почти. А почему «почти»? Да потому что перевозить эта машина могла 1200 кг. Немногим меньше, чем первый советский грузовик, но зато это был первый самосвал! Тут надо сказать, что получил этот автомобиль прозвище «Опрокидка». Дело в том, что конструкторы не стали долго думать над тем, как создать механизм, который помогал бы сваливать груз из кузова: механизма попросту… не было! Кузов опрокидывался назад САМ (отсюда и название "самосвал") под тяжестью груза. Что называется, «дёшево и сердито». Зато какая экономия на зап.частях!


ГАЗ М-415. Год выхода с конвейера – 1939

А это что за белая красота? Красота – это точно, но, опять же, красота неприхотливая. Цельнометаллическая платформа с двумя трёхместными откидными лавками по бортам и  кабина, которая не подлежала разборке. Вот и всё! Машина предельно просто сделана и так же предельно проста в управлении. Жаль только, что успели сделать таких «пикапов» немного: около 5300 штук. Перед войной их производство свернули. Но это понятно: не до гражданской техники было. И уж тем более, не до красоты.


ГАЗ-61-416.  Год выхода с конвейера – 1941

Эти автомобили начали выпускаться почти с самого начала войны.  К плюсам этой машины можно было отнести то, что она была полноприводной. Кабина была упрощена до максимума: двери в ней отсутствовали, а вместо дверей стали использовать брезентовые заслонки. Кстати, верх кабины тоже был сделан из брезента, а лобовое стекло могло откидываться. Про такой автомобиль можно было сказать: «Мал, да удал!» И действительно: при всём том, что сама машина была невелика, она могла буксировать 57-миллиметровое орудие весом до 1650 кг. Причём ей было всё равно – гладкая под колёсами дорога или пересеченная местность.
Но и это ещё было не всё! На продольной осевой скамье умещались пятеро бойцов-артиллеристов, а под скамьей размещался пенал с укладкой боеприпасов к орудию. Первый ГАЗ-61-416 сошёл с конвейера 25 июня 1941 года! Выпускали полноприводные машины до зимы 1942 года, но сделали их немного – всего 36 штук. Почти все автомобили были уничтожены врагом в ходе войны.


БА-20. Год выхода с конвейера – 1936

А вот эта серьёзная машина стала выпускаться ещё до войны,  в 1936 году. Лёгкий бронированный автомобиль был «посажен» на шасси уже известного ГАЗ М-1. Толщина брони сварного корпуса была 7, 3 мм. В башне, которая могла поворачиваться на 360 мм, имелся пулемет ДТ. Экипаж был как в танке – 3 человека. В 1938 году автомобиль было решено усовершенствовать: толщина брони стала составлять 9 мм, а шасси усилили дополнительными сварными конструкциями. Сначала броневики принимали участие в боях на Хасане и Халхин-Голе, а так же в Финской компании. Пока шла война, таких необычных машин выпустили чуть более 2000. Немного, конечно, но всё же…


БА-64. Год выхода с конвейера – 1943

Как? Ещё один «броневичок»? Представьте себе – да! Считается первой бронированной машиной с полным приводом. Кто-то может возразить: «А как же ГАЗ 64-416? Ведь на нём тоже был установлен полный привод!». Да, конечно, все четыре колеса той машины были ведущими, но ведь она была не бронированной. А тут и полный привод, и броня, и оружие – противотанковый пулемет! Чем не танк?
Но нет, не танк всё же. Тяжёлый сварной корпус из бронелистов, расположенных под большим углом к вероятному обстрелу, обладал помимо других преимуществ, противопульной защитой. Такая конфигурация корпуса и компактное шасси обеспечивали хорошую защиту экипажу. Пулемет, конечно, был далек от зениток, но, тем не менее, постоять за себя эта машина могла очень хорошо. Сталин лично одобрил выпуск этих бронированных машин. Всего было выпущено более 8 000 БА-64.


ГМЗ-М-72. Год выхода с конвейера – 1943

В июле 1943 года Харьковский мотоциклетный завод был эвакуирован в Горький. Горьковский мотоциклетный завод – ГМЗ – расположился рядом с заводом-гигантом, который выпускал автомобили. Работая на приближение победы, эти два завода выпустили ни много ни мало – 35 000 армейских мотоциклов. И самое интересное – выпуск военных двухколесных машин с коляской продолжался вплоть до 1960 года, несмотря на то, что война уже давно была позади. Отличная проходимость и достаточно мощный мотор, который применялся у тяжёлых мотоциклов, послужили тому, что М-72 оставался настоящим «боевым железным конем» и в мирное время. Что ж, бывает и так…


ГАЗ М-1. Год выхода с конвейера – 1936

Узнавшая о том, что мы ездили на выставку ретро-автомобилей,  моя тётушка  поинтересовалась: «Чай, «воронок» - то тоже, небось, видали?»
- Видали, - вздохнула Мила.
Вот


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:20 17.02.2023 (1)
Какие интересные были машины! Побывала на Вашей экскурсии, полюбовалась нашими машинами. Спасибо. Все зримо.
     10:30 17.02.2023
Спасибо, Людмила.
Я, например, некоторые машины вообще впервые увидела. Как-то раз была в музее Горьковского автозавода, но даже там такого видеть не довелось. 
А тут... такая выставка! 
     11:16 03.11.2022 (1)
1
Мастерский обзор! И познавательный!
     11:34 03.11.2022
Рада, что понравилось. 
Тем более, что мужчина просто так на эту тему говорить не будет. 
     00:59 03.11.2022 (1)
1
Очень интересная выставка. А иллюстрации к ней, просто великолепны. 
     11:01 03.11.2022
Благодарю Вас, Виктор.
Фотографии, в общем-то, и стали отправной точкой. 
Сначала они были сделаны. Потом уже написала текст. )))
     16:24 02.11.2022 (1)
МАГДАЛИНА, долго я не пыталась открыть этот Ваш РЕПОРТАЖ. Думала,
что будет не интересно. Но, оказалось напротив: всё ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! 
     17:57 02.11.2022 (1)
Спасибо, Валентина. Спасибо за Ваши добрые слова, и я очень рада, что Вам моя задумка пришлась по душе.
Я, правда, не журналист, и репортажи писать не очень умею. 
Пишу, как если бы писала рассказ - и вставляю фотографии, но не из интернета, а только свои собственные. 
Здесь получилось много текста, а вот первый фоторепортаж был, как мне кажется удачнее. Это "Нестоличные прогулки. Йошкар-Ола"
Вот там действительно получился фоторпортаж: минимум текста и в основном - фото. 
Как мне пришла в голову эта идея? 
Дело в том, что я очень люблю фотографировать, снимаю много. Одно время даже в конкурсах участвовала, представляете?
А тут думаю: столько мы пишем, стараемся порадовать друг друга кто стихами, кто прозой, и почему бы к своим произведениям не добавлять фото? Было бы неплохо, наверное?
Попробовала один раз сделать - и получилось.
Вот как-то так и пошло дело... 

Спасибо Вам! Вы всегда очень внимательны. 
     00:13 03.11.2022 (1)
МАГДАЛИНА, какая же Вы УМНИЦА! Я от всей души желаю Вам творческих успехов!
     00:37 03.11.2022
Спасибо!
     11:14 28.10.2022 (1)
Прочитала с таким интересом! Просто неожиданно для себя!
     17:36 28.10.2022
Спасибо большое. 
Я тоже никогда не думала, что буду писать про машины (несмотря на то, что очень их люблю).
Так получилось, что попали на выставку совершенно случайно... 
     01:38 23.10.2022 (1)
Очень интересно !
С удовольствием читала, Магдалина !
     18:30 23.10.2022
1
Спасибо, Вера. 
Я очень рада, что Вам понравился этот фоторепортаж. Постараюсь ещё сделать что-то в похожем стиле. 
     18:29 20.09.2022 (1)
2
Спасибо, Магдалина. за прекрасное путешествие по истории советского автопрома в лице ГАЗ. Читатся с большим интересом. Отдельное спасибо за прекрасные фото машин.

С уважением, Андрей. 
     07:53 25.09.2022
1
Добрый день, Андрей. 
Давно, очень давно, сын еще в школе учился, посетили мы музей истории ГАЗа. Приезжала делегация из Австрии, я была у них переводчиком. 
Потом австрийцы уехали, а я как переводчик осталась еще на три месяца. Казалось, что тогда с закрытыми глазами могла по двигателю (!!!) определить, какой машине он принадлежит. 
Экспонатов в музее, как Вы понимаете, было намного больше. Были и современные машины: последняя модель "Волга-  Cyber", "ГАЗель" всех видов, "Соболь". 
Фотоаппарата цифрового у меня на тот момент не было, а то, что было снято на пленку, отстает по качеству. Если бы тогда я уже занималась литературной деятельностью, вот тогда бы написанная мною заметка была бы объемнее и интереснее. А вот фото... Фото, скорее всего я бы не решилась выложить. А, может, быть, и рискнула бы, но в очень ограниченном количестве. 
Прошли годы. Мы оказались на другой выставке. Я не планировала писать о ней, решение как-то спонтанно пришло. 
То, что понравилось - очень рада. Значит, и журналист, и экскурсовод из меня получился неплохой.

С теплом, 
Магдалина
     00:09 20.09.2022 (1)
Очень интересно, наглядно и понавательно.  Спасибо, Лина!
     00:44 20.09.2022 (1)
Тебе спасибо, что зашел и прочёл. 
Насчёт наглядности - это привычка везде с фотоаппаратом ходить. Так что я не только с одним рулём в руках родилась.
С фотоаппаратом тоже! 
Правда во время посещения выставки я не думала о том, что буду писать про то, как мы на ней побывали. 
Это решение пришло ко мне позже )))
     20:24 20.09.2022
Ага!
     17:08 20.09.2022 (1)
2
Ух ты, как интересно! Никогда не думала, что мне будет интересно читать про автомобили, а оказалось, что если увлекательно написано, то очень интересно.
     17:36 20.09.2022
1
Я очень рада, Аленочка, что Вам понравилось. 
Вообще, весь этот поход в июле еще состоялся. Я и не планировала писать, а потом подумала, что у нас мало про машины писали. Почему бы не поделиться впечатлениями и фотографиями? :)))
     17:48 19.09.2022 (1)
1
А вы знаете, что Победа, это Опель?
     18:29 19.09.2022 (1)
1
То, что у трофейного "Opel Kapitaen" кое-что позаимствовали - знаю, т.к. несколько месяцев работала переводчиком в музее ГАЗа. Но говорить о том, что "Победа" была полностью скопирована с "Опеля" - нельзя. 
     23:10 19.09.2022 (1)
1
Важно другое, трафейной была линия, на которой выпускалась Победа.
А у ГАЗ - 61 не было дверей, для того, что бы при обстреле можно было выпрыгнуть из машины.
Рассказывал один военспец, служивший в горячей точке. Ему предоставили Ниву, у которой не было водительской двери.
Он спросил, почему у машины нет двери.
Поймёшь, во время эксплуатации, - был ему ответ.
И действительно, при первом же обстреле пришлось покидать авто, не теряя время на то, что бы открывать дверь и на ходу
     10:46 20.09.2022 (1)
Да, я представляю себе, что это такое, Анатолий. Самое худшее в этих ситуациях то, что водитель выпрыгивает из кабины, и если он не успел повернуть ключ зажигания в обратном направлении (а в экстремальной ситуации именно так и бывает) машина продолжит движение сама по себе. 

У меня знакомый в горячей точке служил, правда ездил не на "Ниве", а на БТР.  (Хотела улыбающийся смайлик поставить, но что-то не могу). 
     10:56 20.09.2022 (1)
...машина продолжит движение сама по себе

Не продолжит, заглохнет и остановится. У неë же коробка не автомат.
     11:04 20.09.2022 (1)
Ну, в принципе - да. Ведь на педаль газа больше не нажимаешь. Не учла этого.

У меня просто в зоне была одна осужденная, которая вот таким образом (села за руль и на ходу выскочила из т/с) хотела отомстить своей обидчице. Увы, машина продолжила движение (поэтому я так и написала) и вторая женщина реально пострадала, ей переломало ноги. 
На всяких "экстремалок" пришлось в свое время насмотреться... 
     13:30 20.09.2022
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама