Если честно, мы и сами не знали, что в нашем городе действует такая выставка. Единственное, что мне известно, это то, что при Горьковском автозаводе есть музей, где имеются все автомобили, которые выпускались на нём, начиная с 1932 года, т.е. с самого открытия. Но очень уж неудобно расположен этот музей! С метро идти до него далеко, а те, кто никогда не бывал в автозаводском районе, могут и запутаться, куда направиться, выйдя из подземки.
«Наверное, там выставлены машины из того самого музея», - решила я и, посмотрев на Егора, подумала: «Ну, ему-то точно будет интересно».
Около входа на выставку стояла «Победа». Заглянув через стекло в салон, я удивилась: машина достаточно большая, при этом руль тоненький-тоненький. Как бы сейчас сказали, «непрезентабельный». Но зато передние сиденья у этой машины сделаны «диванчиком» - раздельных кресел у водителя и пассажира не было. То есть целых два диванчика внутри машины! При достаточно широком салоне весьма удобная штука. По крайней мере, можно даже не задумываться над тем, где остановиться на ночь. Разложили оба сиденья – и три взрослых человека легко на этой раздвижной конструкции уместятся. Красота!
«Вы на коробку передач посмотрите», - смеётся подошедший муж.
Мы смотрим и…
- А… как это вообще действует? – удивляется Мила, у которой коробка передач была только на старой машине. Сейчас она купила себе «автомат», так что для неё переключение скоростей осталось в прошлом.
Я человек более консервативный. Принципиально не стала бы ездить на «автомате», потому что для меня – это «кот в мешке». Устройство это мне не знакомо, да и механика, на мой взгляд, куда проще! А ещё мне кажется, что в вождении должна быть какая-то романтика. А какая же, прошу прощения, может быть романтика, если ты едешь и только держишь руль. Ну, на тормоз периодически нажимаешь, и всё.
И всё? Не, я так не играю. И желанием превращаться в робота не горю. Ах, нет же, скорее всего, роботом будет сама машина, которая безошибочно определит скорость, с которой надо двигаться, запустит вентилятор для охлаждения двигателя, порадует свежим воздухом в салоне, включив кондиционер, и сделает ещё кучу нужных дел. Сама сделает. И зачем тогда в салоне этой машины нужна я? За рулём красоваться?
Нет, покрасоваться я не прочь. Но при этом чтобы ещё руки были заняты. Ну, не люблю я не при делах за рулём находиться!
Да, так я про «Победу». Эх, и интересная там ручка переключения коробки передач! Длинная, выгнутая, как ею пользоваться – слёту и не сообразишь!
- Ужас! - выдыхаем мы с Милой: такого чуда нам ещё видеть не приходилось.
***
ГАЗ-АА. Год выхода с конвейера – 1932
Вот так выглядела первая машина, выпущенная на Горьковском автозаводе. В историю автомобилестроения она вошла как знаменитая «полуторка» - т.е. машина грузоподъёмностью полторы тонны.
Поскольку выпуском своих машин Советский Союз не занимался, пришлось что-то брать за образец. «Чем-то» оказался «Форд» 1927 года выпуска. Его производство в 1932 году уже подходило к концу, поэтому предприимчивые американцы решили продать лицензию. Лонжеронная рама (для тех, кто не знает, поясню: такая автомобильная рама внешне очень похожа на лестницу. Состоит она, как лестница, из двух длинных лонжеронов, которые скрепляются поперечными балками), подача топлива «самотёком», большие фары – чудо, а не машинка!
Но главная гордость – это целых сорок лошадиных сил под капотом! Стоп, стоп, стоп! Что, сейчас это выглядит смешно? Всего-то сорок «лошадок»? Всего-то… Это нам так кажется, что их мало. А на тот момент, когда автомобилестроение началось с нуля – это был предел мечтаний. К маслу и бензину этот предел мечтаний был и подавно неприхотлив, большого количества октановых частиц в бензине не требовал. А вы говорите: «Всего-то…»
Ну, и ещё добавлю два слова из семейной истории. Мама моего отца - бабушка Дуня (в паспорте, конечно же, Евдокия Григорьевна) была неграмотной. До конца жизни вместо подписи ставила крестик и совершенно при этом не стеснялась. Во времена её молодости многие люди были неграмотными, так что же? Ну, не знает человек алфавита - разве без него нельзя прожить? Но прожить, не зная того, как устроена машина - она считала верхом безалаберности. Всю войну проработала на "полуторке", да и после войны ещё лет пятнадцать на ней трудилась. По её же собственным словам, мотор машины могла разобрать и снова собрать с закрытыми глазами. Хоть днём, хоть ночью, если бы поступил на то приказ.
"А то как же? - искренне удивлялась она, - азбуку-то можно и не знать. Чай у каждого народа своя азбука! Это что же теперь, все азбуки мира что ли учить? А вот машину обязан (именно - обязан!) знать каждый уважающий себя человек!"
Судя по этим словам, бабушка Дуня относилась и к машине, и к себе с большим уважением. Ну, а азбуки других народов мира пришлось уже учить мне.
Правда, я и машину и люблю, и уважаю. "Родилась с рулём в руках!" - сама про себя так шучу. Наверное, есть в кого )))
ГАЗ-4. Год выхода с конвейера – 1933
Как вам такой пикапчик? Нравится? Ну, это, конечно, не «полуторка». Вместимость 0, 5 тонны говорит сама за себя. Грузы на такой машине не возили. Да и чего было возить, если она только 500 килограммов могла осилить? По бортам кузова располагались лавки для 6 человек. А теперь посчитайте: два человека в кабине да шесть в кузове, итого восемь. И при этом они должны «вписаться» в 500 кг! Делим 500 на восемь и получаем 62,5 килограмма. То есть взрослый одетый человек должен был весить 62, 5 кг! Чем тогда народ кормили – не знаю. Но явно не гамбургерами.
ГАЗ-410. Год выхода с конвейера – 1936
Ещё одна «полуторка»? Почти. А почему «почти»? Да потому что перевозить эта машина могла 1200 кг. Немногим меньше, чем первый советский грузовик, но зато это был первый самосвал! Тут надо сказать, что получил этот автомобиль прозвище «Опрокидка». Дело в том, что конструкторы не стали долго думать над тем, как создать механизм, который помогал бы сваливать груз из кузова: механизма попросту… не было! Кузов опрокидывался назад САМ (отсюда и название "самосвал") под тяжестью груза. Что называется, «дёшево и сердито». Зато какая экономия на зап.частях!
ГАЗ М-415. Год выхода с конвейера – 1939
А это что за белая красота? Красота – это точно, но, опять же, красота неприхотливая. Цельнометаллическая платформа с двумя трёхместными откидными лавками по бортам и кабина, которая не подлежала разборке. Вот и всё! Машина предельно просто сделана и так же предельно проста в управлении. Жаль только, что успели сделать таких «пикапов» немного: около 5300 штук. Перед войной их производство свернули. Но это понятно: не до гражданской техники было. И уж тем более, не до красоты.
Эти автомобили начали выпускаться почти с самого начала войны. К плюсам этой машины можно было отнести то, что она была полноприводной. Кабина была упрощена до максимума: двери в ней отсутствовали, а вместо дверей стали использовать брезентовые заслонки. Кстати, верх кабины тоже был сделан из брезента, а лобовое стекло могло откидываться. Про такой автомобиль можно было сказать: «Мал, да удал!» И действительно: при всём том, что сама машина была невелика, она могла буксировать 57-миллиметровое орудие весом до 1650 кг. Причём ей было всё равно – гладкая под колёсами дорога или пересеченная местность.
Но и это ещё было не всё! На продольной осевой скамье умещались пятеро бойцов-артиллеристов, а под скамьей размещался пенал с укладкой боеприпасов к орудию. Первый ГАЗ-61-416 сошёл с конвейера 25 июня 1941 года! Выпускали полноприводные машины до зимы 1942 года, но сделали их немного – всего 36 штук. Почти все автомобили были уничтожены врагом в ходе войны.
БА-20. Год выхода с конвейера – 1936
А вот эта серьёзная машина стала выпускаться ещё до войны, в 1936 году. Лёгкий бронированный автомобиль был «посажен» на шасси уже известного ГАЗ М-1. Толщина брони сварного корпуса была 7, 3 мм. В башне, которая могла поворачиваться на 360 мм, имелся пулемет ДТ. Экипаж был как в танке – 3 человека. В 1938 году автомобиль было решено усовершенствовать: толщина брони стала составлять 9 мм, а шасси усилили дополнительными сварными конструкциями. Сначала броневики принимали участие в боях на Хасане и Халхин-Голе, а так же в Финской компании. Пока шла война, таких необычных машин выпустили чуть более 2000. Немного, конечно, но всё же…
БА-64. Год выхода с конвейера – 1943
Как? Ещё один «броневичок»? Представьте себе – да! Считается первой бронированной машиной с полным приводом. Кто-то может возразить: «А как же ГАЗ 64-416? Ведь на нём тоже был установлен полный привод!». Да, конечно, все четыре колеса той машины были ведущими, но ведь она была не бронированной. А тут и полный привод, и броня, и оружие – противотанковый пулемет! Чем не танк?
Но нет, не танк всё же. Тяжёлый сварной корпус из бронелистов, расположенных под большим углом к вероятному обстрелу, обладал помимо других преимуществ, противопульной защитой. Такая конфигурация корпуса и компактное шасси обеспечивали хорошую защиту экипажу. Пулемет, конечно, был далек от зениток, но, тем не менее, постоять за себя эта машина могла очень хорошо. Сталин лично одобрил выпуск этих бронированных машин. Всего было выпущено более 8 000 БА-64.
ГМЗ-М-72. Год выхода с конвейера – 1943
В июле 1943 года Харьковский мотоциклетный завод был эвакуирован в Горький. Горьковский мотоциклетный завод – ГМЗ – расположился рядом с заводом-гигантом, который выпускал автомобили. Работая на приближение победы, эти два завода выпустили ни много ни мало – 35 000 армейских мотоциклов. И самое интересное – выпуск военных двухколесных машин с коляской продолжался вплоть до 1960 года, несмотря на то, что война уже давно была позади. Отличная проходимость и достаточно мощный мотор, который применялся у тяжёлых мотоциклов, послужили тому, что М-72 оставался настоящим «боевым железным конем» и в мирное время. Что ж, бывает и так…
ГАЗ М-1. Год выхода с конвейера – 1936
Узнавшая о том, что мы ездили на выставку ретро-автомобилей, моя тётушка поинтересовалась: «Чай, «воронок» - то тоже, небось, видали?»
- Видали, - вздохнула Мила.
Вот