«Гранат» | |
Предисловие: В геральдике гранат украшает, в частности, гербы Гранады и Колумбии (ранее - Новая Гранада).
Гранатовое дерево в мифологии
Твоя любовь похожа на гранат
Взрыв чувств под жёсткой оболочкой
И грани красками горят
И напряженье в каждой точке
Касаюсь взглядом - кровь кипит
Тесней прижаться невозможно
И капля сока на губах блестит
Теряю голову… тону неосторожно
Твой сладкий поцелуй… и в этом мире
Всё становится возможным…
(Наталия Романовская-Степанова)
Одна из старинных легенд повествует о том, как гранат стал символом бескорыстной и преданной любви.
Это было очень давно. Жили на свете юноша и девушка. Назовём их Амадо и Адора. (1) Очень они любили друг друга, родители одобрили их выбор. Сразу после обручения молодые отправились к святому месту.
Но не понравилось это злому духу, жившему неподалёку. Он вызвал ураган, который подхватил влюблённую пару и унёс далеко от родных мест. Оказались новобрачные в пустынном месте, где ни звериных троп, ни птичьих песен, ни трав, ни ручьёв многоголосых. Долго шли они, пытаясь найти дорогу к родному дому, но тщетно.(2)
Обессиленные они решили отдохнуть. Адора уснула сразу. Амадо только прикрыл глаза, как то ли во сне, то ли на яву - предстал перед ним незнакомец и говорит:
"Вдвоём вам не спастись, убей её, свою невесту, и я выведу тебя из заколдованного места".
Амадо стало страшно за Адору. Не долго думая, он решил:
"Если выжить суждено только одному, то пусть живёт она".
И пронзил свою грудь кинжалом. Адора в этот момент проснулась и увидела любимого в крови. Из последних сил Амадо прошептал:
"Будь счастлива, выходи замуж и роди много детей".
Адора горько заплакала.
"Я никогда больше тебя не увижу, мой любимый"...
Но Амадо не умер, а превратился в гранатовое дерево, плоды которого так и просились, чтобы их сорвали.
Как только Адора, продолжач рыдать, сорвала гранатовый плод, чары рассеялись, и она нашла путь домой. Через некоторое время, вышла замуж и родила много детей, как просил её любимый. И жила Адора долго, так долго, что дождалась праправнуков, но всегда помнила о своей первой несчастной любви.
Собираясь в последний путь, она оставила наказ: растить гранатовые деревья. Разошлись по свету её потомки, а с ними и гранатовые деревья.
"Гранатовое дерево и яблоня спорили, у кого плоды лучше. Спорили они всё жарче, пока терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: "Перестанем, друзья: зачем нам ссориться!"
Так, когда лучшие граждане в раздоре, то даже люди ничтожные набираются важности".
(Эзоп)
Во время археологических раскопок древнего города-крепости Армази, в 2 км. к северо-западу от Мцхеты и в 22 км. к северу от Тбилиси, была обнаружена гробница юной и прекрасной девушки Серафиты.
Город Армази, столица Иберского царства, особенно процветал в первые века нашей эры и был разрушен арабским вторжением 730 года.
Облик Серафиты чудом сохранился до наших дней в своей живой прелести. В гроб её проник корень гранатового дерева, проскользнувший в кольцо браслета.
И встретились:
бессмертья твоего
прекрасная и мёртвая громада
и маленькое дерево граната,
возникшее во мгле из ничего.
Ум дерева не ведает иной
премудрости:
лишь детское хотенье
и впредь расти, осуществлять цветенье
и алчно брать у щедрости земной.
(Белла Ахмадулина "Серафит: гранатовое дерево у гробницы Серафиты")
В стихотворении Белла Ахмадулина пишет о том, что гранат своими корнями проникает в мир мёртвых:
Влекло его твоё небытие
пройти сквозь твердь плиты непроходимой,
чтобы припасть к твоей руке родимой,
удостоверясь в тонкости ее.
С великим милосердием дерев
разнял он узкий холодок браслета
и горевал, что ты была бессмертна
лишь вечно, лишь потом, лишь умерев...
(Белла Ахмадулина)
Издревле гранат, этот удивительный плод, всегда связывался с понятиями вечной жизни, любви и изобилия.
Символика граната обусловлена его своеобразными свойствами: цветом, формой, внутренней структурой.
Кто пробовал сосчитать зёрнышки граната в плоду?
Древняя легенда гласит, что в гранате можно насчитать ровно 365 зёрнышек - по числу дней в году. Но это, конечно, не так - семян в зрелом плоде может быть тысяча и даже больше! (5)
Многочисленные окружённые сочной мякотью зёрнышки означали плодовитость, а целое гранатовое яблоко - символы финикийской богини Астарта (ассиро-вавилонская Иштар).
гранатов.
Хеттский бог сельского хозяйства благословлял своих последователей с помощью винограда, пшеницы и граната.
Берберские женщины гадали с помощью граната о количестве детей. Они чертили круг на полу и забрасывали в него зерна. Те, что остались за пределами окружности и означают, сколько родится малышей.
В джанне, цветущем саду мусульманского рая, где растут плоды, и пальмы, и гранаты, гранатовое дерево служит усладой для бессмертных праведников.
Считалось, что на гранатовых деревьях живут особые нимфы - ройяды.
Иранский мифический герой Исфандиар сделался неуязвимым, проглотив зёрнышко граната.
Деревья граната высаживались на могилах героев. Вполне возможно, чтобы обеспечить им обильную преемственность, то есть благородное потомство.
Засахаренными зёрнами граната угощали на китайских свадьбах. Когда приходит время бракосочетания, гранатовые зёрнышки разбрасывают по полу в спальне, что бы сделать счастливым и плодотворным союз.
В Древнегреческой культуре гранат считался символом плодородия, жизни и брака. Согласно языческим верованиям древних греков, гранат появился из крови Диониса, бога виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Существовала также греческая легенда о том, что первое дерево граната посадила богиня Афродита, и золотой гранат на острове Кипр стал символом этой богини.(6)
Для мифологического персонажа Древней Греции Персефоны, супруги бога Аида и дочери богини земледелия Деметры, именно гранатовые зёрна стали средством для того, чтобы оставаться живой и невредимой в царстве мёртвых, а затем снова выходить на свет весной.
Гранат сыграл роковую роль в судьбе Персефоны. Похищенную богом подземного мира против своей воли девушку мать Деметра могла бы вернуть в мир жизни, если бы Персефона не съела необдуманно нескольких зёрнышек граната:
"… дева,
Бродя в простоте по прекрасному саду, достала
Плод карфагенский, гранат, с наклоненного сорванный древа,
И добыв из коры желтоватой, румяной 7 зёрен,
Раздавила во рту…".
(Аполлодор Афинский Мифологическая библиотека)
В подземном царстве мёртвых нельзя было принимать пищи, тем более пищи красного цвета - пищи умерших, но юная дева так проголодалась, плутая по подземному саду Аида...
Вердикт богов был неумолим: дева, вкусившая пищи в подземной стране, должна в ней остаться, став супругой бога подземного мира. Однако, чтобы утешить Деметру и смирить её гнев, Персефоне раз в году позволялось ненадолго возвращаться к своей матери.
Как природа весной пробуждается, так и Персефона, выйдя из преисподней, возрождается для жизни. Зимой же она возвращается обратно, чтобы через год вернуться вновь.
Так удивительный плод граната снова предстаёт в качестве символа бессмертия.
Культ богини преисподней Персефоны существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху (Ахейская Греция XVI по XI век до н.э.) (7) Имя этой богини не греческого происхождения. Она была местной богиней, культ которой слился с греческой Корой. Как богиня подземного мира Персефона изображалась рядом с Аидом, с факелом в одной руке и плодом граната, подаренного ей Аидом, в другой.
А как богиня плодородия она представлялась молодой девушкой с колосьями или же собирающей цветы на лугу. Пока Персефона была вместе с супругом в подземном царстве, поля оголялись, зима властвовала над землёй.
Но как только дочь возвращалась к матери, радостная Деметра оживляла всю природу. Так древние греки объясняли смену времён года.
"Сегодня у меня явилась мысль: если юность - весна, зрелость - лето, пожилые годы - осень и старость - зима, то что же - детство? Это - весна, лето, осень и зима в один день"
(Марина Цветаева)
В Риме гранатовое яблоко в руке Юноны символизировало брак. Дерево граната, цветущего душистыми, огненно-красными цветами, олицетворяло любовь и супружество с плодовитостью. Невесты несли венки из цветущих ветвей гранатового дерева.
Римляне, как и греки, почитали гранат, как плод, который способен зажечь любовь. Один из мифических героев, бог подземного царства Плутон (8), благодаря гранату смог покорить понравившуюся ему девушку. Он похитил Презерпину. Чтобы красавица никогда его не покинула, хитрец дал ей попробовать несколько зёрнышек граната. От избытка чувств Прозерпина пообещала Плутону быть всегда рядом с ним. А гранат стали считать символом нерасторжимого брака и супружеской верности.
Мифы греков и римлян о похищении девушки в подземное царство нашли своё отражение в искусстве.
- "Похищение Прозерпины" алтарь римской гробницы 2 век.
- "Похищение Прозерпины" (1516) Альбрехт Дюрер.
- "Похищение Прозерпины" (XVI век)
Николо дель Аббате.
- "Похищение Прозерпины" (1570) Алессандро Аллори (8)
- "Похищение Прозерпины", или "Плутон и Прозерпина" - мраморная скульптурная группа, созданная художником итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу кардинала Шипионе Боргезе в 1621-1622 годах. Произведение Бернини находится в "Комнате императоров" на Вилле в садах Боргезе в Риме.
- "Похищение Персефоны" (1631) Рембрант ван Рейн.
- "Похищение Персефоны" (ок.1650) Симоне Пиньони.
- "Похищение Презерпины" (1767) Жозеф Мари Вьен, музей изящных искусств Гренобля.
- "Похищение Персефоны" (ок.1913) Руперт Банни.
Художники Средневековья и Ренессанса, XIX и XX вв. создали настоящие шедевры. Каждый из них демонстрировал собственное видение, поэтому и картины, несмотря на общую схожесть, получились довольно разнообразные. Художники использовали разные мотивы, изображали Персефону как милой девушкой, так и суровой, местами даже жёсткой, повелительницей мира умерших.(10) Но главный сюжет картины - похищение Персефоны.
Английский художник Фредерик Лейтон написал "Возвращение Персефоны" (1891) о счастливом воссоединении матери Деметры с дочерью. Картина находится в музее искусств Лидс, Зап.Йоркшир, Англия.
"Мы все умрём. Цель - не жить вечно, цель - создать вещь, которая будет жить"
(Чак Паланик)
Гранат в христианстве является символом церкви: его зерна, заключенные в твердую и прочную оболочку, обозначают единство церкви, красный сок граната олицетворяет кровь Иисуса Христа, а мякоть - его тело.
Красный сок граната стал символом крови мучеников.
"Если у зрелого плода разорвать наружную кожицу, то внутри можно найти (жидкость), вполне напоминающую кровь".
(Павсаний)
Поскольку кожица у граната жёсткая, а сок внутри неё сладок, этот плод тем самым символизировал и внешне строгого, но внутренне доброго духовного пастыря.
"Этот мощный символ, - пишет Барбара Уокер, - был ассимилирован в образ Христа...Там, где льётся столь драгоценный и благоуханный сок, следует прочувствовать внутренние страдания Спасителя, чтобы до конца понять беспредельные душевные муки Бога, чья
|