Произведение «Проклятие, любовь и смерть князей Юсуповых»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Читатели: 71 +1
Дата:

Проклятие, любовь и смерть князей Юсуповых

Ещё при царе  Федоре Алексеевиче Романове Абдул-мурза принимал у себя патриарха Иоакима. Визит пришелся на православный пост. Не зная этого, Абдул-мурза накормил священнослужителя гусем. Патриарх принял гуся за рыбу и похвалил угощение. А хозяин решил похвастаться поваром, который может гуся под рыбу приготовить. Патриарх поспешил покинуть его дом и пожаловался  царю Федору Алексеевичу. Государь проникся негодованием патриарха и лишил Абдул-мурзу всех льгот.
Опасаясь бедности и царской немилости, Абдул-мурза после мучительных раздумий принял решение обратиться в православие. И вскоре был крещен под именем Дмитрий.  По легенде, в первую же ночь после крещения услышал Дмитрий-Абдул-мурза во сне голос, сказавший, что отныне за измену исламской вере не будет в его роду, каждом его колене больше одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут дольше 26 лет.
Так и случилось. У каждого главы рода Юсуповых был только один-единственный сын, который доживал до зрелого возраста. В следствие чего на протяжении XVIII-XIX веков род Юсуповых постоянно колебался на грани угасания. Дошло до того, что с кончиной в 1891 году Николая Борисовича Юсупова-младшего, род Юсуповых по мужской линии и вовсе прервался. В браке с графиней Татьяной Рибольер у него родились две дочери и сын. Но мальчик умер, прожив чуть более двух месяцев. В 22 года скончалась и одна из дочерей. В итоге наследницей огромного состояния стала княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.
Дабы не пресекалась знаменитая фамилия, император Александр III разрешил ее супругу графу Феликсу Сумарокову-Эльстону именоваться еще и князем Юсуповым. Этот титул должен был переходить к старшему из сыновей. Их у Юсуповых родилось двое: Николай и Феликс. Родители уже стали забывать о страшном проклятии, когда за полгода до 26-летия Николай, будучи влюблен в замужнюю женщину, погиб на дуэли от пули ее мужа. Единственным наследником громадного состояния и обладателем княжеского титула становится Феликс Юсупов-младший, которому суждено стать последним князем рода Юсуповых. Его же назовут режиссером убийства Григория Распутина.
У  Николая  Борисовича  Юсупова  остался в  живых  сын  Борис, который имел придворную  должность гофмейстера, и обожал  свою  жену Зинаиду.  Супруга родила  сына  и  дочь,  но девочка  неожиданно умерла. Слухи  о проклятии  вскоре стали  известны  несчастной  матери,  и она  однажды  сказала  мужу  о том, что  не  намерена плодить мертвецов и предложила  князю удовлетворять ногайскую похоть с  дворовыми  девками. Таким образом, Зинаида  отказалась спать с  супругом, но  не смогла отказаться  от любви.
Об увлечениях светской  красавицы  ходят немало легенд.  Так  известно, что замужняя  дама увлеклась юным  народовольцем, она посещала  юношу в  Шлиссербургской  крепости.  Ей  удалось выкупить больного любовника из  тюрьмы.  Хозяйка  дворца  поселила молодого человека в своём  имении, а  после его смерти  бальзамировала тело и замуровала  в  стену своей спальни.  Так каждую  ночь влюблённые  проводили  вместе.
Мало кто в  Москве верил этим сплетням. Но после  революции большевики  решили тщательно  обыскать юсуповский  дворец, надеясь найти спрятанные  сокровища, но вместо  этого они обнаружили в опочивальне  княгини потайную комнату, а  в  ней - укрытый саваном  труп  мужчины.
Зинаида Юсупова  прославилась не  только своей красотой и  умом. Она  занималась и  общественной деятельностью. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви, причём не только в Петербурге, но и по всей России. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых. Являясь членом комитета по устройству в Москве Музея изящных искусств, она пожертвовала средства и предметы искусства на создание греко-римского зала, носившего впоследствие её имя. Знавший Зинаиду Николаевну с юношеских лет, великий князь Александр Михайлович писал: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду».
Несмотря  на близкие  отношения  с  царской  семьёй, Зинаида была жестоким критиком императрицы Александры Федоровны из-за её увлечения Распутиным, что привело к полному разрыву. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» её сын Феликс Юсупов писал: «… царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“».
После начала революционных волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Крыму. Перед захватом региона большевиками, 13 апреля 1919 года они покинули Россию (вместе с семьей вел.кн. Александра Михайловича) на британском линкоре «Мальборо» и эмигрировали в Италию. Старшие Юсуповы жили в Риме, сын с невесткой и внучкой перебрались в Лондон. В отличие от многих русских эмигрантов, Юсуповы смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. Зинаида Николаевна продолжила заниматься благотворительностью, при её содействии были созданы: бюро поиска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П. П. Шостаковский, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. Она  приняла как неизбежное создавшееся положение и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба.»
После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном, невесткой и внучкой.



Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама