Почему так трудно сформулировать русскую идеологию.
Идеология – это непротиворечивая (логично выстроенная) система научных понятий, построенная на определённой духовно-нравственной основе. Это система научного миропонимания, на основе которой строится жизнь государства и общества. Идеология – это способ воплощения духовно-нравственных ценностей в повседневную жизнь человека и общества.
И, казалось бы, уже никому не надо доказывать, что идеология необходима государству для его успешного существования, что без ясно сформулированной идеологии невозможно строительство сильного государства и благополучного общества. Государство без идеологии – это как щепка (или какой-нибудь иной мусор) в море – куда подует ветер или понесёт течение, туда и поплывёт. Вот и с Россией так случалось не раз, когда управляющая страной элита увлекалась то одними, то другими идеями развития, швыряя страну из огня да в полымя.
Но до сих пор у нас встречаются наивные простаки, упёртые в своей уверенности, что «никакая идеология нам не нужна», что, вот, «Запад живёт себе без идеологии и процветает». И невдомёк невеждам, что когда либералы всех хотят убедить, что «на Западе идеологии нет», они просто лгут, как всегда, поскольку либеральная идеология была разработана ещё в эпоху Просвещения XVIII века, и с тех пор стала общепринятой по всему миру.
И, к сожалению, все до сих пор предпринимаемые попытки создать русскую идеологию оказываются безуспешными. Это происходит потому, что мы, россияне, являемся точно такими же духовными детьми эпохи Возрождения, как и европейцы. Мы все мыслим в рамках идеологии либерализма, принимая её ценности и нормы, и не можем выйти за эти рамки, пытаясь по-иному объяснить свою историю.
Когда граф С. С. Уваров, чтобы защитить российских молодых людей от «либеральных идей» и «пагубного воздействия европейского просвещения», предложил свою «Теорию официальной народности», выраженную в девизе «Православие, Самодержавие, Народность», он создал её как ответ на европейскую либеральную идеологию, с её девизом Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». То есть, граф пытался бороться с пагубным воздействием либерализма, не выходя из либерального понятийного поля, пользуясь теми же самыми понятиями и терминами.
Точно так же и исторический спор западников и славянофилов не выходил за либеральные рамки. И те, и другие спорящие пытались доказать свою правоту, оперируя понятиями европейской либеральной науки. Вся история человечества была описана либеральными историками, вся философия русская была по сути повторением философии европейской. Спорщики вели дискуссии, оставаясь на либеральном понятийном поле.
Это вполне объясняется тем, что когда россияне в XIX веке задумались о русской идеологии, вся русская наука развивалась уже лет сто как составная часть науки европейской, насквозь либеральной. Поэтому и все попытки создать свою идеологию не могли не быть в рамках либерализма. Отсюда и проистекает «непонятность русской души», которую либеральным «умом не понять» – действительно, оставаясь в рамках либеральных понятий невозможно в принципе определять русский дух. А выйти за либеральные рамки российская философия пытается, худо-бедно, только сейчас.
Русскую идеологию трудно сформулировать потому, что она не может быть выражена в либеральных понятиях.
Истоки русского духа, что должен лежать в основе русской идеологии, спрятаны в глубокой древности. Русская идеология должна выражать то глубинное народное мировоззрение, что делало Россию непобедимой в веках, несмотря на все трудности, с которыми она сталкивалась. Чтобы создать русскую идеологию надо углубиться в до либеральную историю человечества, проходя через средневековье к раннему христианству и далее в дохристианский период – в то языческое время, когда только зарождались духовно-нравственные понятия и идеи. Только там можно обнаружить истоки русского духа, которые и составляют саму суть русской идеологии.
Оставаясь в либеральном понятийном пространстве невозможно сформулировать русскую не либеральную идеологию. Поэтому выход из либерального пространства – насущная задача нашего времени. Только выйдя из либерализма можно будет, наконец, понять Россию.
|
А разве не во времена Иисуса Христа?
Христианская идеология это и есть либерализм, а коммунистическая идеология чем отличается от христианской? Те же заповеди и те же авторы.
Не понимаю, чего это всё взъелись на эту либеральную идею? Чем она плоха?
Только тем, что вертеть ей можно в любую сторону.
Как, впрочем, и любой другой идеей.
Национальной идеологией может быть лишь сионизм и нацизм.
Сионизм для русской идеологии не подходит потому, что у россиян есть своё государство. А нацизм не подходит потому, что в России более ста двадцати наций проживает.