Фёдор сидел грустный и обиженный.
– Простите ребята, если что не так, но напрасно вы на меня бочку катите. Не колдовал я, а просил у Бога, чтобы не было снега и мороза. - пробормотал Федька.
– Ладно, на первый раз прощаем.– сказал с улыбкой Василий.
Вскоре взошло солнце, снег стал быстро таять. Андрей разводил костер, Славка пошел на ключ за водой, Василий готовил завтрак, а Федька опять всех смешил.
– Василий, пойду-ка на разведку, – сказал я и взял с собой совок и ведро, прихватив мешок, на всякий случай.
Снегу в горах будто и не бывало, там всегда теплее. Пройдя метров сто от стоянки, вышел на поляну – она краснела от брусники, и вскоре моё ведро наполнилось ягодами, совок помог. Немного отошёл в сторону и сразу обратил внимание, что от тяжести снега и ветра... шишки валялись на земле. Ходил, собирал их в мешок, тут услышал стук по жести, догадался, что это меня зовут на завтрак. Передо мной стоял почти полный мешок шишек – завязал его и взвалил на плечо, а в другую руку взял ведро с брусникой.
Явился в свой «табор» вовремя – все сидели у костра и собирались завтракать. Как всегда, стоял хохот – это Федька был в своем репертуаре. Увидев меня, все поднялись. Когда я поставил полное ведро брусники и мешок кедровых шишек, от удивления сначала притихли, а потом послышались слова восторга.
– Валера! Ты кого ограбил? – спросил Федька.
– Снег и ветер помогли, облегчили труд – не надо делать колот*– шишки лежат на земле, только собирай. Так что, давайте завтракать и... за работу.
Поляна с едой была уже накрыта, поджаренные вчера утки разогреты на костре.
– Ребята, быстренько завтракаем, мешки в руки и все за шишками. – поддержал Василий.
Обжигаясь, пили чай, все спешили. Надо было набрать ни много, ни мало – мешков тридцать, чтобы получилось каждому по мешку ошелушенных орешков.
Дело быстро спорилось, все были довольны, что не надо тратить силы на кОлот. Набрали мешков двадцать до темна. Решили на другой день дособирать, но утром случилось ЧП. Когда проснулись, увидели, что наша куча шишек значительно уменьшилась.
– Это соседи-шишкари нам подгадили, шумели где-то рядом. – предположил Федька. Мы хотели идти на разборки, но те сами пришли с претензиями. И у них около половины шишек пропало.
– Идите сюда, парни! Поймал я воров! – раздался крик из-за кустов.
Мы подбежали к Фёдору и те ребята, что пришли разбираться, тоже. Невдалеке от нашего крикуна стояли, как солдаты, штук пятнадцать бурундуков с пятью черными полосками на спинках, а рядом валялись шишки, уже ошелушенные. У пушистых и симпатичных зверьков раздувались щеки, набитые орешками. Ребята извинились и ушли.
– Не убивайте их, ребята! Я найду их логово! – взмолился Федька.
Конечно, все были рады, что Федька защищал маленьких зверюшек, и нюх его не подвел. Как ищейка, Федька следил за бурундуками и сдержал слово – он выследил норы воришек и уговорил ребят провести раскопки. Друзья стояли и на лицах у каждого сияла улыбка. Из первой норы набрали полтора ведра отборных орешков. Сколько надо было иметь терпения, чтобы докопаться до их хранилища, ведь они делали заготовку на зиму. У Федьки его было не занимать – он докопался до основного склада и выгреб пять ведер отборных орешков. Славка с Андреем набрали три мешка очищенных орешков, пока мы с Василием молотили шишки и просеивали. У нас таких чистых всё равно не получалось, с мусором были.
– Ты зря радуешься, Фёдор, до добра это не доведёт.– предупредил его я.
Мы намолотили почти три мешка очищенных орешков, а Федька всё бегал проверять, не таскают ли зверьки снова нашу добычу.
– Ребята! Идите скорее сюда! – опять послышался Федькин крик.
Мы пошли к нему... Почти на каждом кусте багульника висели по три-четыре, а на одном, аж пять бурундуков. Федька стоял и плакал.
– Это я во всем виноват. Они из-за меня повесились – оставил их без еды в суровую зиму.
– Не реви, Федя. Шишек так много, что они снова успеют наполнить свои закрома. Зато будут знать, что воровать нельзя – сказал ему Василий.
– Ну чего вы, ребята, как дети... Читать надо о лесных животных. – сказал я – Бурундуки подвешиваются, но не от голода, а от того, что у них забиваются едой защёчные мешки. А иногда, убегая от хищников, неосторожно перескакивают и могут попасть в рогульку – в ветку, которая раздваивается. Бурундуки вешаются (висят вниз головой) не от голода, а от жадности. Все выживут, похудеют, как Винни Пух, и всё будет хорошо. – добавил я, и Федька перестал причитать.
– То, что бурундуки вешаются, если разграбить их запасы – это байка. Похожа на ту, как зайца на махорку ловят. Насыпают на пень махорку. Заяц подбегает, нюхает, чихает, бьется головой о пенёк и теряет сознание. Охотник подходит и кладет его в мешок.
– Ну ты, Валера, как Федька стал. – сказал Славка.
– Я вас не развлекаю, как он, а поучаю, чтобы знали про лесных зверей и не пугались, как наш Федюня, до слёз. Когда этих грызунов находят повисшими на сучках, вероятнее всего, зверек просто лез на дерево и застрял. У животных инстинкт самосохранения очень силен, обязательно перегрызет ветку и сам себя спасёт.
Продолжение
Колот* – это деревянный молот больших размеров для стряхивания кедровых шишек с дерева.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |