Сибирский вечер в военно-морской базе на острове Ольхон озера Байкал близился к своему логическому завершению. Учебные снаряды заняли свое место в артиллерийских погребах боевых кораблей, мат оперативного дежурного по Восточной Сибири был использован в полной мере. Непричастные моряки были наказаны, нарушители - поощрены. Старый, в свое время рожденный на революционной Балтике в середине двадцатого века, эсминец с угольными котлами припадочно бился у стенки погнутого службой экологически чистого пирса острова.
Лейтенант с кнехтом в голове пришел в каюту к своему Командиру корабля и попросил:
- Товарищ командир, я хочу изучить Корабельный Устав. Помогите!
- А ты знаешь матерный язык? - спросил Командир, оторвавшись от раздумий, куда девать завтра Замполита на период учебного похода в залив Ангарский Сор.
- Немножко, но пока со словарем.
- А морские традиции?
- Изучил, но еще не все.
- А озерные?
- Вы не волнуйтесь, я окончил артиллерийский факультет. Защитил диплом по теме «Распределение стробов сигнала петли гистерезиса в диаметре калибра канале ствола малокалиберной корабельной артиллерии». Традиции еще познаю, а теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, хочу глубже познать сакраментальный смысл Устава.
- Это типа, хочешь нанять меня как репетитора?
- Товарищ Командир! Заметьте, это не я предложил!
- Драл я тебя мало, - ответил охреневший от очередного закидона, подчиненного светоч корабельной службы, повернувшись к Лейтенанту. - Ты не готов учить Корабельный Устав - глубочайшую книгу всех времен и народов, - почесав себя в носу, Командир, продолжил. - Но раз ты настаиваешь, я сначала устрою тебе тест на логику, - офицер взглядом старого сатира посмотрел глазами среднерусского разлива на флотское дарование и подумал: «Флотские лейтенанты - это то, к чему приводит безотцовщина». - Справишься, тогда буду с тобой заниматься.
Лейтенант, считавший, что сухое вино - это порошок, уже знал, что командирская логика не поддается логической логике, но согласился.
- Тогда стой там, слушай сюда, - стал вещать как вашей оракул, Командир - Два матроса-кочегара после вахты в корабельной котельной пришли к тебе. Один с чистым лицом, другой - с грязным. Как ты считаешь, кто из них пойдет умываться?
У Лейтенанта глаза, цепляясь за кнехт в голове, полезли на лоб.
- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
- Неправильно. Подумай логически: матрос, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А кочегар, у которого лицо чистое, посмотрит на того, у кого оно грязное, решит, что сам тоже грязный, и пойдёт умываться.
- Логично, тащ командир. Задайте мне еще один вопрос!
- Добро, салага. Два матроса-кочегара после вахты в корабельной котельной пришли к тебе. Один с чистым лицом, другой - с грязным. Как ты считаешь, кто из них пойдет умываться?
- Матрос, у кого лицо чистое! - Лейтенант, подумав: «У командира логика как у татар - где надо наращивать, они обрезают».
- Неправильно. Оба пойдут умываться. Думай логически: матрос, у которого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А матрос, у которого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймет, что у него грязное лицо, и тоже пойдет умываться.
- Я об этом не подумал!
- Плохо, хотя, многодумье приводит к выговорам, суду чести и увольнению с флота.
- Виноват, допустил логическую ошибку!
- Запомни, виноватых всегда бьют.
- Понял. Товарищ командир, давайте еще один тест!
- Ладно. Только внимательно слушай: два матроса-кочегара после вахты в корабельной котельной пришли к тебе. Один с чистым лицом, другой - с грязным. Как ты считаешь, кто из них пойдет умываться?
- Ну, наверное, оба пойдут умываться.
- Неправильно. Ни один из них не пойдёт умываться. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Лейтенанта потихонечку от командирской логики начало трясти стробом сигнала петли гистерезиса малокалиберной корабельной артиллерии. Он пришёл в отчаяние.
- Ну, поверьте, я смогу учить Устав! Смогу! Спросите что-нибудь другое!
- Хорошо. Два матроса-кочегара после вахты в корабельной котельной пришли к тебе. Один с чистым лицом, другой - с грязным. Как ты считаешь, кто из них пойдет умываться?
- О, мама моя женщина! - закипел Лейтенант. - Ни один из них не пойдёт умываться!
- Неправильно. Теперь ты убедился, что знания флотской логики недостаточно, чтобы учить Устав?
Командир, был логичен, как его жена, которая во всем с ним соглашалась при условии, что все будет как она сказала.
- Да, мой командир! - ответил Лейтенант, поняв, в чем отличается его логика от командирской. Лейтенантская - правильная, а командирская – интереснее.
- Скажи мне тогда, как может быть такое, чтобы два матроса-кочегара после вахты в корабельной котельной, где угольная пыль постоянно не просыхает от пота моряков пришли к тебе один чистый, а другой грязный? Неужели ты не понял что этот вопрос бессмысленен?
Мораль притчи: Если тратить жизнь и службу на поиск логики в сумасшедших вопросах, то жизнь и служба тоже будут лишены всякой логики!