43
Рассуждения, приведенные в прошлых главах, привели к следующим предположениям относительного пути духовного самосовершенствования. В буддизме это специальные практики медитации, в православном христианстве это прежде всего техники творения умной Иисусовой молитвы. Освоение умной молитвы позволяет погрузиться в определенное состояние сознания, когда происходит, скажем так информационная и/или эмоциональная связь с Духовной Персоной, в результате чего разум человека проясняется и ему открываются вещи, которые он либо не осознавал, либо не предавал им значения. Эти откровения свыше, которые становятся доступными человеку – способны преобразовать его внутреннюю сущность. Из молитвы к Пресвятой Троице в прошлых главах нам удалось выделить три элемента нашей внутренней сущности, которые нуждаются в корректировке – наша греховная составляющая, наши беззакония и наши немощи. В молитвенном обращении мы призываем духовные силы, чтобы они помогли нам взять под контроль (очистили нас) наши греховные наклонности, которые к этому моменту мы должны осознать в себе и вознегодовать на их доминирование внутри нас. В молитвенном обращении мы также просим помощи, чтобы духовные силы дали нам сил для борьбы с нашей греховной сущностью. Все прегрешения (беззакония), которые мы совершаем становятся неотъемлемой нашей частью, которые усиливают нашу греховную сущность и подавляют нашу способность к альтруистическому духовному развитию, поэтому нам необходимо очиститься от последствий наших беззаконий и поэтому в молитвенном обращении мы просим духовные силы, чтобы нам были прощены беззакония наши.
Долгие годы мне не давал покоя один вопрос – как правильно молиться и читая ту или иную литературу я особое внимание уделял именно этому вопросу и только после прочтения книг старца Софрония (Сахарова) я получил исчерпывающую информацию по данному вопросу для себя, естественно только в теоретической части. Как я понял особое внимание уделяется именно умному творению Иисусовой молитвы. Помимо прочего во время этой молитвы необходимо определенным образом контролировать свое дыхание и концентрировать свое внимание на верхней части своего сердца. Из собственного опыта я понял, что для этой практики необходим покой, соответствующее место, время в течении, которого никто тебя не побеспокоит и соответствующий образ жизни, который будет сохранять правильное состояние сознания, которого удастся достичь при совершении этой молитвы и при следующем совершении этой молитвы погрузиться в это состояние глубже и так шаг за шагом. В связи с тем, что удержать это состояние сложно, то каждый раз приходится начинать сначала, поэтому важно не только условия для совершения молитвы, но и условия повседневной жизни дома и на работе, которые должны способствовать плодотворному совершению и накоплению духовной энергии от молитвы к молитве. Можно во время молитвы достичь очень высокого уровня духовности, но если в бытовой жизни приходится вести образ жизни, который подразумевает причинение страданий и неудобств другим людям, то устойчивых успехов добиться не удастся. Если человек решил вести альтруистический образ жизни, то он не может быть на службе у эгоистических сил, так как невозможно, кто бы что ни говорил, одновременно служить Господу в рамках христианской концепции и мамоне.
Исходя из техники творения Иисусовой молитвы, в которой слова «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий» произносятся на вдохе, а слова «помилуй мя грешного» на выдохе, аналогичным образом можно совершать и молитву к Пресвятой Троице. Здесь как при совершении первой, так и второй молитвы необходимо слова молитвы подстроить под ритм своего дыхания, чтобы многократное повторение молитвы было комфортно совершать на протяжении длительного времени. Например, мне комфортно при совершении этой молитвы 5 секунд вдох, 10 секунд выдох, но каждому необходимо подобрать свой ритм дыхания. Особенность дыхания при совершении Иисусовой молитвы, по крайней мере у меня, – это продолжительность выдоха в два раза дольше вдоха.
Относительно молитвы к Пресвятой Троице, опять же таки подобный ритм удобен именно для меня: Пресвятая Троице (вдох 5 сек) – помилуй нас (выдох 5 сек) – Господи (вдох 5 сек) – очисти грехи наша (выдох 5 сек) – Владыко (вдох 5 сек) – прости беззакония наши (выдох 5 сек) – Святый посети (вдох 5 сек) – и исцели немощи наша (выдох 5 сек) – имени Твоего ради (вдох 5 сек) – и произвольный выдох 5-10 секунд. Как видим ритм дыхания при совершении этой молитвы совершенно другой, но опять же таки здесь главное, чтобы ритм дыхания был комфортный. Различный ритм дыхания по - своему оказывает влияние на наше физическое и эмоциональное состояние, поэтому очень важно, чтобы совершение молитвенного правила не вредило ни нашему здоровью, ни эмоциональному состоянию, так как необходимо помнить, что при неправильном совершении умной молитвы могут быть не только проблемы со здоровьем, но и, скажем так слуховые и визуальные галлюцинации, что является недопустимым и чрезвычайно опасным в любом их проявлении. Начинать практиковать молитвенные правила необходимо крайне осторожно, особенно если нет опыта ежедневного совершения молитвенного правила. Например, первое время уделять им не более пяти минут в день на протяжении месяца и если нет негативных факторов, то на следующий месяц продлить молитвенное правило до десяти минут в день, третий месяц до пятнадцати. Чтобы совершать более длительные молитвенные правила необходимо как минимум ознакомиться со всеми трудами старца Софрония (Сахарова) особенно книгу о старце Силуане, мне очень нравится аудио книга о старце Силуане, так как она озвучена просто потрясающе и просто чтение этой книги, по крайней мере для меня, не дает того эффекта, который даёт аудио книга.
|