Лукницкий:
- «К гробу подошла какая–то миловидная молоденькая женщина в белой шляпе.
Встала на колени,
потом <поднялась>,
прильнула к руке Есенина,
перекрестилась и отошла.
Через несколько минут
подошла какая–то хромая старушка с палкой, простонародного вида – в зипуне и платке.
Сделала то же, что и та,
и тоже отошла»…
*
Не всё, конечно, видел Лукницкий -
только старушку, да девушку -
но вот почти и вся панихида.
*
Лукницкий:
- « Скоро явились
скульптор (Золотаревский?)
и мастера,
чтобы снять маску…»
*
Фамилию Лукницкий записал со знаком вопроса.
Значит - сомневался.
*
Заметим - с Золотаревским(?) «явились … и мастера» –
то есть - несколько человек, не меньше двух.
*
И было это - около 18.30
*
… вот тут и начнётся чертовщина
под названием…
*
МАСКА
*
Но сначала - путаница со скульпторами…
*
А потом уже с посмертными масками…
*
Особо рьяные сторонники версии убийства Есенина
считают, что известная ныне посмертная его маска
липовая.
Условно она называется - по имени скульптора - «маска Золотаревского».
*
Некоторые думают так -
делая вид, что из художественных соображений,
Золотаревский на ней изрядно намухлевал и нахимичил.
На самом деле - скрыл следы пыток и убийства.
*
То, что Золотаревский - Исидор Самойлович
( на самом деле - ещё хуже) -
придаёт этим думам
дополнительной интриги и жару от неё.
*
А где–то
у кого–то
находится
истинная посмертная маска.
Называют её - так же условно по имени скульптора - «маска Бройдо».
*
Бройдо был честен
и на его маске -
видно всё –
следы пыток и убийства.
*
В интернете, с трудом, но можно найти маленькую
(только маленькую)
фотографию этой маски -
она покрыта, не то олифой, не то красноватым лаком -
чтобы никто, никогда, ничего изменить на ней уже не смог -
и лицо Есенина там, действительно, выглядит неважно.
*
То, что имя и отчество Бройдо
было не лучше, чем у Золотаревского -
жару в интригу почему-то не поддаёт.
Может, оттого, что поклонники «маски Бройдо» его просто не знают.
*
Масла в огонь подлил всё тот же Лукницкий:
- «Лицо его при вскрытии исправили, как могли,
но всё же на лбу было большое красное пятно,
в верхнем углу правого глаза – желвак,
на переносице – ссадина,
и левый глаз – плоский:
он вытек»…
*
И многие от этой фразы возбуждённо полагают -
убийство Есенина, если не раскрыто,
то уж точно - доказано.
Надо искать вторую маску.
*
Лукницкий всю панихиду вертелся у гроба,
раскладывал и убирал вокруг головы Есенина цветочки -
прекрасно видел, что никакой глаз у него не «плоский и не вытек»,
но зачем-то это записал в дневнике.
*
Предположения займут много времени - отложим их до «Есенин. Гибель. 29 декабря» -
пока только заметим, что дневник Лукницкого публиковала, хоть и именитая, но не в меру игривая его вдова,
ныне покойная и Царствия ей Небесного -
и что там, действительно, из дневника, а что она сама приписала - лучше спросить у неё.
*
Но, забегая наперёд - следователь по прокурорской проверке, посетив вдову, сделал оглушительный вывод:
Лукницкий в дневниках ничего не сообщил об убийстве. Значит - Есенин
повесился.
*
И заместителя Генерального прокурора России это устроило - он эту мыслищу -подписал.
Тем самым окончательно приговорив гр. Есенина С.А. к - само убийству.
*
Неандертальцы и те, со своими палками-копалками, мыслили диалектичнее.
Наверное, поэтому и вымерли.
Наши прокуроры - не вымрут никогда.
*
Павел Лукницкий - дневник:
- «Перед тем, как стали снимать маску,
Толстая отрезала локон у Есенина
и спрятала его.
Ножницы для этого
я достал в нижней квартире –
в Союзе их не оказалось».
*
Хорош Союз писателей-поэтов –
даже ножниц нет…
*
Сейчас этот локон - в музее.
*
Ищем Золотаревского...
*
Золотаревский Исидор Самойлович (1885 – 1961 ) –
скульптор, архитектор, художник –
в 20 – тые годы заведовал
Художественно– реставрационной мастерской музейных слепков
Ленинградского отделения Главнауки.
*
Согласитесь –
должность Золотаревского
просто обязывает снимать маски…
*
Золотаревский (?) и «мастера» разделись, сняли пальто, засучили рукава, одели фартуки и начали…
*
Лукницкий:
- «Гроб подняли с катафалка
перенесли в среднюю комнату
и поставили на стол»…
*
«Катафалком» Лукницкий называет стол в большой комнате.
*
А зачем таскать гроб с одного "стола" на другой?
*
Если вы посмотрите на фото литераторов, стоящих за гробом Есенина,
фото здесь - https://proza.ru/2017/05/25/151
то увидите - низкорослому Ионову гроб почти по плечо.
У Эрлиха из-за гроба вообще торчит одна голова.
Гроб стоит высоко.
Мастерам неудобно.
Они ищут стол пониже.
*
Стандартная высота стола - 80 см.
Каноническая высота рояля с закрытой крышкой - 1 метр.
Нетрудно догадаться - Есенин лежит на рояле.
Символично.
Но это - детали.
*
Лукницкий:
- «Публика осталась дожидаться в большой (комнате),
но и в этой скопилось много народу,
внимательно наблюдавшего
за «интересным» (!) процессом снятия маски…»
*
«Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,
- Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать».
*
Рояль, пиджак и хилые цветочки.
И ни одного прощального слова.
На фото видна ёлка в углу и плакат от руки - «Жертвуйте книги в библиотеку союза».
Не хотят эти граждане поэты последнюю, даже не волю - просьбу покойного исполнить -
в «Англетерре» заставили почти четыре часа на полу валяться, рубаху французскую порвали.
Потом, как бревно, на чухонских санях для дров, через полгорода в морг повезли - хорошо, простынкой накрыть догадались.
Тут - гроб зачем-то туда-сюда таскают и сейчас ещё и маску будут снимать.
А то и две.
*
Павел Лукницкий:
- «Мастер рьяно принялся за работу,
улыбаясь и весело тыкая в лицо Есенина пальцем,
что–то объяснял своему товарищу…»
*
Ещё и пальцем в лицо тычут.
Но не сам скульптор Золотаревский - а «мастер», который пришёл с ним.
*
Мало кто видел,
как снимают посмертные маски –
поэтому, наверное, «публика» и любопытствовала.
Придётся и нам узнать, как это делается.
*
Сначала Есенину подняли голову и положили под неё на подушку газеты,
чтобы не испачкать гипсом.
Потом газетами накрыли пиджак и плечи.
*
Потом густо намазали лицо и волосы вазелином,
чтобы застывающий гипс не присох к коже и волосам.
Замесили гипсовый раствор.
*
Инструкция
по изготовлению посмертной маски
от профессионала из Интернета:
- «Готовим раствор.
Если он будет слишком вязкий,
то есть вероятность получить слепок плохого качества,
т.к. такой раствор будет плохо проникать в глубокие участки на поверхности лица.
Поэтому раствор готовим так, чтобы его консистенция была похожа на жидкую сметану…»
*
Павел Лукницкий - письмо Льву Горнунгу:
- «… явился скульптор (Золотаревский)
Низенький, коренастый, безволосый мастер в переднике
засучил рукава
и занялся своим делом...»
*
Золотаревский - он, мало пальцем в лицо покойникам тыкает, так ещё маленький, лысый и коренастый…
*
Найти фото Золотаревского у нас не получится.
Но в Третьяковской галерее висит его портрет 1922-го года работы Кустодиева.
На нём Золотаревский, хоть и сидит в кресле,
в пальто с огромным отложным меховым воротником
и неясно «низенький» он, или высок ростом,
но густые чёрные семитские волосы, принуждают думать,
что вряд ли он сумел всего за три года их растерять
и стать совершенно «безволосым»,
то есть - лысым.
А уж тонкой лепки вытянутое лицо говорит о том, что он явно не «коренастый».
*
Лукницкий называет Золотаревским кого-то не того.
*
Но тут нам на помощь пришёл критик Иннокентий Оксёнов -
он опоздал на панихиду:
- «… приехали мы около 7 часов.
Скульптор Бройдо снимал посмертную маску.
Лил гипс.
Тело лежало, накрытое газетами… »
*
Тут уже полная неразбериха –
ещё один скульптор.
Так кто снимал маску? –
Золотаревский?...
Или Бройдо?..
*
… это и родило в некоторых горячих головах
мысль о том,
что посмертных масок Сергея Есенина
было
две…
*
Оксёнов пишет, что около шести он позвонил Иде Наппельбаум
узнал, что муж её, Михаил Фроман, секретарь союза поэтов
на панихиде и помчался на Фонтанку.
*
Приехал - когда Есенину уже лили гипс на лицо.
Было это около 18.45 - эта дотошная мелочность важна.
*
Но пока - ищем Бройдо…
*
Справочник «Санкт– Петербург.1913 »
- «Бройдо Дав. Меер.
В.О. 2 лин. 11.
т. 51127.
Скульпт. лЪпн. маст.»
*
… но это было двенадцать лет назад…
*
… справочник «Весь Ленинград. 1925 »:
- «Бройдо Дав. Марк. Песочная 31. т. 618–28.»
*
В телефонных справочниках, напечатанных мелкими и не всегда отчётливыми буквами
человек мог запросто из Василия Ивановича - Вас. Ив.
превратиться в Вениамина Исааковича - Вен. Ис
И наоборот.
Но запись «Скульпт. лЪпн. маст.» –
снимает все сомнения.
А уж книга:
Д. Бройдо. «Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры»,
хоть и издания 1949 – го года,
окончательно подтверждает,
что её автор
Бройдо Давид Маркович (или Меерович)
снимал маску с Есенина…
*
Логично предположить, что было так:
снимать маску приехали несколько человек,
минимум трое –
скульптор Золотаревский
и «мастера» -
Бройдо и его помошник.
Да и вряд ли больше.
*
Лукницкий услышал фамилию Золотаревского
и более не знал ни чью.
А Оксёнов знал фамилию Бройдо
и не знал остальных.
*
Или -
увидев, что гипс на лицо кладёт Бройдо
Оксёнов решил, что Бройдо тут и есть самый главный.
*
Так родилась эта путаница.
Пока - со скульпторами.
Сейчас посмотрим, что с масками.
Может, действительно, каждый из этих скульпторов сделает с Есенина свой слепок?
*
продолжение следует...
| Помогли сайту Реклама Праздники |