Произведение «РЕЦЕНЗИЯ на РАЗДВОЕНИЕ автор ЛЕО»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 23
Читатели: 315 +1
Дата:
Произведение «РЕЦЕНЗИЯ на РАЗДВОЕНИЕ автор ЛЕО» самая оцениваемая(11) работа за сутки
08.08.2023
Произведение «РЕЦЕНЗИЯ на РАЗДВОЕНИЕ автор ЛЕО» самая читаемая(21) работа за сутки
08.08.2023
Произведение «РЕЦЕНЗИЯ на РАЗДВОЕНИЕ автор ЛЕО» самая комментируемая(75) работа за сутки
08.08.2023
Предисловие:
Приветствую тебя, мой дорогой читатель!
Сегодня я познакомлю вас с Гением прозы!
Для многих данный автор является уникумом!
Манера его письма весьма оригинальна.
На сайте Фабула таких писателей всего двое!
С одним из них знакомлю вас сейчас!
Ссылка на произведение: РАЗДВОЕНИЕ

РЕЦЕНЗИЯ на РАЗДВОЕНИЕ автор ЛЕО

Наш Гений прозы - Леонтий Варфоломеев или просто ЛЕО.
Шести звездный генерал прозы сайта Фабула!
Лео любезно согласился на Рецензию.
Спасибо ему за это.
Приступим.
Разберем последнее из написанных нашим автором произведений.
Это новелла "РАЗДВОЕНИЕ".
Вот что автор пишет о себе:

Автор может сказать о себе, что его, пожалуй, можно отнести к сторонникам «чистого искусства», «искусства для искусства» и тому подобных устаревших теорий.
Приветствуются любые мнения о прочтённых текстах.

Я давно читаю оригинально написанные новеллы автора и скажу честно: всякий раз поражаюсь необычностью мышления автора.
Его тексты заставляют читателя задуматься над гениальностью мыслей. У меня были сильные учителя!
Но таких учителей еще не было!
Меня учили писать Рецензии те, кто стоял у Истоков сайта, критики Высшей категории.
К сожалению, они уже почили...и смотрят на нас в небес добрыми глазами и улыбаются.
НЕ СПРАШИВАЙТЕ МЕНЯ, КТО ОНИ!
Всё равно не скажу.
Приступим к чтению новеллы.

Мебиусов лист времени напоминает раздвоение панциря моря, когда спелая индиговость, покрытая хиромантией складок и бугров, режется пополам слепяще-безмятежным катером, срастаясь вновь за кормой уже высветленными и перепутанными концами – а над горизонтом  мясистое облако скручено, как микеланджеловские рабы; именно таким манером я выделываю зернистый эстамп в невозможном царстве бумажного зодчества, и материя двух качеств, благая и злая, рождается из мысли – так творится кровь из костного мозга, так из хлебного рожка

Это написал человек не нашего мира!
Автор ПРИШЕЛЕЦ из Вселенной РАЗУМА.
Не каждый читатель поймет этот текст.
А некоторые  читатели запишут автора в пациенты Палаты №6.
Читаем:

выдувается яростно-белый огонь пломбирного полушария, и, коль скоро мой ум напоен жарким мраком, самая фешенебельная улица города со шкатулками неоклассических домов запылала свежим зеркальным пламенем осенней плазмы; впрочем, это, быть может, совсем и не улица, но нескончаемый, скрупулезно свитый из трубчатых сухожилий барельеф со сценами из Камасутры, моменты восприятия прозрачно слоятся, я ведь так и не постиг великий аркан отслюнения одной плоскости полиэтиленового мешка от другой, и под желтый скрипичный визг улица ли, река ли, фреска ли – все шествует путем хаотической предопределенности; и вдруг – преткновение, неясное: мужчина атлетического сложения, с тюремными татуировками на темы колоколов, с неожиданно тонко вылепленным утиным носом стоит на коленях и смотрит на женщину,

Гениально!

Так писать может только Гений!

Вы спросите, а чему я так восхищаюсь?
Отвечу!
Слог автора оригинален и неповторим, как фреска на  храме.
Читаем:

простертую на тротуаре, она бледна и темноволоса, на лице рубиновая родинка, в каком-то из отраженных миров мы, возможно, увидели бы огромную, как бриллиант, муху, однако, если пройти бесконечность до конца, зайти с изнанки в область причин и там вернуться назад, к точке преткновения, мы узрим источный символ события, пребывающий в неподвижности за  стеклянной стеной, и здесь вовсе не татуированный амбал, но – в холодных латах длинноволосый претендент на куполообразное мягкое молоко госпожи, пусть в нашем мире оно давно растворено во всплесках дождя на лужах, похожих на глиняные пузыри гейзеров – негатив звездного неба – в голосах женщин, в воздухе, пахнущем октябрьскими яблоками и летучей паутиной

Потрясающая проза!

Никаких возражений!

Оценка - 10 баллов!





Послесловие:

Реклама
Обсуждение
Гость03:00 08.08.2023(1)
Комментарий удален
07:34 08.08.2023(1)
Светлана Самарина
Привет Аделла Юрьевна!
Вот чем Вы недовольны?

Пардон, Вы в новом образе?
Гость11:28 08.08.2023(1)
Комментарий удален
17:01 08.08.2023(2)
Светлана Самарина

Вот строки А. С. Пушкина:
"И долго буду тем любезен я народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал;
что в наш жестокий век восславил я свободу
и милость к падшим призывал."  ------ Это гениальные строки

Вы забыли указать источник А.А и автора.

Копнем глубже, чтобы доказать Вашу неосведомленность, любезный.
Пушкин А.С. спер этот стих у Г.Державина.

«Памятник» — Стихотворение Гавриила Романовича Державина. Первоначально стихотворение, написанное в 1795 году, было озаглавлено «К музе». Оно представляет собой результат оригинального идейного осмысления «вечной темы» памяти о человеке, которая волновала многих лириков, начиная с периода зарождения и становления древнеегипетской поэтической культуры (в связи с этим можно вспомнить образец дидактической литературы Древнего Египта «Памятник нерукотворный») и развития античной лирики (ода Горация «Exegi monumentum») до позднего периода творчества Александра Сергеевича Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный») и до лирики Анны Ахматовой.
Идейные истоки
Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus)
В то же время одно из самых примечательных стихотворений Державина может быть представлено как вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую переводил Михаил Васильевич Ломоносов ещё до того, как к теме сохранения памяти о поэте-творце, весьма значимой в контексте мировой литературы, обратился Г. Р. Державин. Также автор как бы вступает в полемику с самим собой, переосмысляя и развивая в «Памятнике» отдельные умозаключения, проявившиеся в тексте его же стихотворения «Мой истукан», которое было написано под воздействием поэтического наследия античности в 1794 году. По мнению литературоведа Н. Н. Прокофьевой, лирический герой стихотворного послания представляет себя как поэта, чьи незыблемые поэтические заслуги обеспечивают ему несокрушимость и бессмертие; в первую очередь максимально автобиографичный лирический герой делает акцент на собственных поэтических достижениях. Символический памятник, воздвигнутый поэтом в ходе творческого жизненного пути, твёрд, силён и не подвластен разрушительным стихиям и беспощадному всесокрушающему влиянию времени.


Гость14:34 10.08.2023(1)
Вы удалили комментарий вашего собеседника и непонятно, к чему тут остался ваш комментарий. У вас был диалог на определённую тему. А теперь только ваш монолог - к чему он - не понять.
15:09 10.08.2023
Светлана Самарина
Там были оскорбления, уважаемый гость. Я их удалила.
17:09 08.08.2023(2)
Светлана Самарина
Читаем внимательно!

ВВЕДЕНИЕ

Тема поэта и поэзии является одной из ключевых тем в русской и мировой литературе. Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии.

Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых

... хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо...
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава —
сон.



1.1. «ПАМЯТНИК» ГОРАЦИЯ

Квинт  Гораций  Флакк  (Quintus  Horatius  Flaccus)  -  выдающийся поэта "классического"  периода  римской  литературы,  родился в 65 г. в Венусии (в Апулии, на юге Италии). Получив блестящее образование в школах Рима, будущий поэт  уехал  совершенствоваться  в  науках  в  Афины,  где  занимался  преимущественно  стоической  и  эпикурейской философией. В 42 г. до н. э. он принял  участие  в битве при Филиппах, где на стороне Брута и Кассия защищал республиканскую  свободу рабовладельцев против цезаризма. Республиканцы были разбиты.  После  амнистии Гораций вернулся в Италию. Во время отсутствия его имение  было  конфисковано  в пользу ветеранов Октавиана. Не имея средств к существованию, он вынужден был занять должность писца при квесторе. В скором времени,  однако,  он  сближается  с  Меценатом,  который  становится  его покровителем (см. "Сатиры", I, 6).

    Творчество  Горация  отразило глубокие противоречия римского общества в период  его  болезненного  перехода  от республики к цезаризму. В обстановке полного  поражения  республиканцев  и  продолжающейся  гражданской  войны

Гораций  не  мог  удержаться на боевых республиканских позициях. Он делается "Августовым  певцом"  (по  выражению  Пушкина)  и  прославляет Октавиана как создателя долгожданного "римского мира".

У  нас  в  России  Горацием  воодушевлялся  Кантемир; им интересовались Державин,  Батюшков,  Дельвиг, А. Майков и др. Пушкин перевел русским стихом 7-ю  оду  второй книги. Самая известная из од Горация, посвящена Мельпомене, одной из девяти муз, покровительнице сценического искусства трагедии. Это эпилог к трём книгам од, составлявшим отдельный сборник. Четвёртая книга од была написана и издана Горацием гораздо позднее. В русской поэзии вызвала наибольшее количество подражаний и переводов. М.В.Ломоносов впервые перевёл её на русский язык. Слова "Exegi monumentum" А.С.Пушкин взял эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Стихи на тему Горациева "Памятника" есть у Державина, Фета, Брюсова и других русских поэтов.

"Памятник" Державина является переложением одноименного стихотворения древнеримского поэта Горация. Гораций жил очень давно, еще до нашей эры. Но в свой "Памятник" он сумел вложить мысль, во все последующие времена животрепещущую для художника-творца. Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого. До Державина это замечательное произведение переложил Ломоносов, после Державина – Пушкин. Тема бессмертия поэтических творений никогда не уходила из русской литературы. В начале прошлого века "Памятник" Горация вновь перевел В.Я. Брюсов. В середине века к теме "Памятника" не раз обращался большой русский поэт Н.А. Заболоцкий, еще позже – Арсений Тарковский, Иосиф Бродский, Александр Кушнер и много других поэтов. Каждый это делал по-своему, потому что тема вечна и неисчерпаема, как вечна и неисчерпаема сама поэзия.



1.2.  «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…»

Проблема интертекстуальных связей стихотворения Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (далее: Памятник) еще далека от окончательного решения. Недостаточно изучен и горацианский контекст. Как мы надеемся показать, Памятник Пушкина - не только подражание оде III, 30, но и стилизация в горацианском духе, отсылающая к целому ряду од и посланий римского поэта, что необходимо учитывать при интерпретации. Многое из того, что принято считать изобретением (в риторическом смысле) Пушкина, на поверку оказывается традиционным элементом, новым только для данного текста, поскольку он воспринимается в прямой связи с текстами-предшественниками: одами Державина и Горация. Рассмотрим эти элементы.

Начнем с эпитета "нерукотворный". Известно суждение П. А. Вяземского, который упрекнул Пушкина в его использовании: "А чем же писал он стихи свои, как не рукою? Статуя ваятеля, картина живописца так же рукотворны, как и написанная песнь поэта" (Вяземский; VIII, 333). Это свидетельство косвенно доказывает, что для современника Пушкина ассоциация со "Спасом Нерукотворным" не была обязательна. В той же плоскости, хотя и с противоположными выводами, рассуждает о семантике эпитета "нерукотворный" Ю. М. Лотман: "Само подчеркивание, что памятник нерукотворный, выделяет значимость рукотворности как естественного свойства знаков памяти" (Лотман; 536-537). Напомним в этой связи одно место из Горация (в оде IV, 8), где поэзия называется более долговечной, чем письмена, вырезанные в мраморе (incisa notis marmora publicis). Другими словами, поэзия - не то, что создается руками. В послании I, 19 Ad Librum Suum, отчасти пародирующем оду III, 30, Гораций откровенно иронизирует над способностью книги быть знаком памяти. Пушкин процитировал это послание в наброске отзыва на трагедию Олина (XI, 65).

Использовав эпитет "нерукотворный", Пушкин избавился от необходимости давать характеристику прочности памятника и заменил ее лаконичной характеристикой тропы, ведущей к нему: "не зарастет" (возможна перекличка с мотивом "возрастания" (crescam) славы во второй строфе оды Горация). За счет этого развернута характеристика высоты, и здесь Пушкин опирается на оду I, 1 ("К Меценату"), которую переводил в 1833 г. и вольно пересказал в стихотворении "Из Пиндемонти" за полтора месяца до Памятника. Заключительные строки оды I, 1 звучат следующим образом: "Quodsi me lyricis vatibus inseris, / Sublimi feriam sidera vertice". Связь с ними проясняет и толкование эпитета "непокорный" у Пушкина, избавляя его от коннотаций "гражданского неповиновения", в полном согласии с мыслью "Из Пиндмонти": "Иные, лучшие мне дороги права...".

Во второй строфе Памятника мотив "заветной лиры" - тоже горацианский. Аналогичным образом у Горация в оде IV, 9, где варьируется та же тема превосходства поэзии, струны лиры сохраняют живыми чувства Сапфо:

Nec, si quid olim lusit Anacreon,
Delevit aetas: spirat adhuc amor,
Vivuntque commissi calores
Aeoliae fidibus puellae.

В третьей строфе новаторство Пушкина проявилось в перенесении акцента с гидронимики на народы, среди которых распространится слава поэта. Комментаторами указывалось многократно, что и у Державина, и у Пушкина наблюдается сходство этой строфы с 4-й и особенно 5-й строфами оды II, 20 ("Лебедь"), где, добавим от себя, потенциально присутствует мотив соперничества славы поэта со славой монарха, поскольку в аналогичных выражениях Гораций говорит только об Августе (ср. с одой IV, 14).

В четвертой строфе Памятника, где излагаются "заслуги" поэта, кажется, что Пушкин еще дальше ушел от Горация (гордившегося тем, что он первым перевел песни Эолии на италийский лад), чем Державин. Между тем в известном послании к Августу (Послания II, 1, 126-133) Гораций дает этическую трактовку своего творчества:

Os tenerum pueri balbumque poeta figurat;
Torquet ab obscoenis iam nunc sermonibus aurem;
Mox etiam pectus praeceptis format amicis,
Asperitatis et invidiae corrector et irae;
Recte facta refert; orientia tempora notis
Instruit exemplis; inopem solatur et aegrum.
Castis cum pueris ignara puella mariti
Disceret unde preces, vatem ni Musa dedisset?

Формулу этого фрагмента можно определить словами Державина "истину царям с улыбкой говорить", но по содержанию к нему ближе формула Пушкина: "...чувства добрые я лирой пробуждал". Что же касается прославления монарших "добродетелей", то это прямо противоречит содержанию послания, ибо здесь Гораций недвусмысленно уклоняется от него: "Nil moror officium, quod me gravat, ac neque ficto..."

Именно независимость, на которую обратил внимание и Светоний (Светоний; 238-239), привлекала Пушкина в образе Горация, та независимость, которая скрывалась за отдельными льстивыми выражениями. Отсюда мотив "свободы" в четвертой строфе Памятника, которую следует толковать в духе стихотворения "Из Пиндемонти". В пятой строфе этот мотив превращается в тему и, соединившись с державинским мотивом "презрения к презирающим", полностью вытесняет мотив награды.

Уже указывалось на то, что и мотив "не оспоривай глупца" - горацианский, в частности, упоминалось сходство пушкинского Памятника с концовкой оды II, 16 в переводе И. И. Дмитриева:

А мне фортуна и природа
Послали в дар клочок земли;
Таланта искру к песнопенью
На лад любимых мной творцов
И равнодушие к сужденью
Толпы зоилов и глупцов.

В том же стихотворении мотив смирения и независимости выражен, как и в Памятнике", в виде антитезы: "Так будем же в смиренной доле / Сносить равно и мрак и свет!". Та же идея - в послании Горация I, 19: "Non ego ventosae plebis suffragia venor...". См. также начало оды III, 1 ("Odi profanum volgus et arceo...").

Давая свою версию Памятника, Пушкин обновляет многие горацианские образы, философски углубляя тему стихотворения. Позволим себе гипотезу: здесь в толковании Горация Пушкину помогла римская философская проза. Укажем, в частности, на перекличку Памятника Пушкина с началом "Тускуланских бесед" Цицерона.

Цицерон развивает ту же диалектику отношений с "народом", что мы находим в стихах Пушкина. С одной стороны, бессмертие достигается только через общественное служение

Вернемся к нашей исходной мысли. Памятник Пушкина - не только подражание Памятнику Горация, но и стилизация в горацианском духе. В связи с этим представляет интерес характеристика, данная С. А. Кибальником пушкинскому "Из Пиндемонти": "...До некоторой степени стихотворение "Из Пиндемонти" соотносится не только с одой Горация к Меценату, но и с общим содержанием всего творчества римского поэта. <...> Произошло как бы высвобождение подлинных стремлений Горация, которые обыкновенно в его поэзии приглушены дипломатическими моментами" (Цит. по: Благой 1960: 65).



1.3. ПРИЛОЖЕНИЕ

Квинт Гораций Флакк

* * *

Exegi monumentum aere perennius
regalique situ pyramidum altius,
quod non imber edax, non aquilo impotens
possit diruere aut innumerabilis
annorum series et fuga temporum.
non omnis moriar multaque pars mei
vitabit Libitinam: usque ego postera
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex:
dicar, qua violens obstrepit Aufidus
et qua pauper aquae Daunus agrestium
regnavit populorum, ex humili potens
princeps Aeolium carmen ad Italos
deduxisse modos. sume superbiam
quaesitam meritis et mihi Delphica
lauro cinge volens, Melpomene, comam.

К Мельпомене
(пер. С.В. Шервинского)

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный ведёт деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царём
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

М.В. Ломоносов

* * *

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру: но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом,
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе;
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, Муза,
И увенчай главу дельфийским лавром!

Г.Р. Державин. Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
Металлов твёрже он и выше пирамид:
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! Весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от белых вод до чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк помнить будет то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетели Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой, неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

В.Я. Брюсов. Памятник

Sume superbiam... Horatius1

1 Преисполнись гордости... — Гораций (лат.).

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
Я есмь и вечно должен быть.

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.

В сады Украйны, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —
Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И, у далёких грёз в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

И в новых звуках зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.

Что слава наших дней? — случайная забава!
Что клевета друзей? — презрение хулам!
Венчай моё чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

А.А. Фет. К Мельпомене

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Eгo ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Heт, я не весь умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Bcё будет зеленеть, доколе в Капитолий
C безмолвной девою верховный входит жрец.
И скажут, что рождён, где Авфид говорливый
Стремительно бежит, где средь безводных стран
C престола Давн судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества я славой был избран,
За то, что первый я на голос Эолийский
Свёл песнь Италии. О Мельпомена! Свей
Заслуги гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.

В.Ф. Ходасевич. Памятник

Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.
В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрёстке двух дорог,
Где время, ветер и песок...





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

Но все стихотворения поэтов, несмотря на общую тематику и проблематику, различны:




М.В.Ломоносов


Г.Р.Державин


А.С.Пушкин

Черты биографии


“Мне безззнатный род препятством не был”.


“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.


“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

Границы творческого бессмертия


Поэт будет жить, пока живо его Отечество.


“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.


“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

Каковы отношения у поэта с музой


Муза – высокая покровительница.


Муза – верная подруга поэта.


Муза – соратник на великом поприще поэзии.



В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.



ЛИТЕРАТУРА

1.Гораций. Собрание сочинений .- С.-Пб.: Биографич. ин-т «Студиа биографика», 1993. – 447c
2. Русские поэты. Антология в 4-х тт.- М.: Дет. лит. , 1965.
3. Ахматова А.А. Сочинения в 2-х тт.- М.: Цитадель, 1976.
4. Благой Д.Д. История русской литературы ХУШ века.: изд. 4, пересмотренное.- М.: Гос. учебн.- педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960.- 582 с.
5. Литература. Русская классика. 9 класс: Учебник-практикум для общеобразовательн. учрежд. / Под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2000.- 310 с.
6. Ходасевич В.Ф. Державин.- М.: Мысль, 1988.- 285 с.


Гость14:34 10.08.2023(1)
Вы красиво  отвечаете собеседнику. Но что сказал ваш собеседник? Вы же удалили его слова.
Остался ваш монолог - зачем он и к чему? Ведь собеседника вы удалили.
15:12 10.08.2023
Светлана Самарина
Это моё право. Я здесь хозяйка. И не позволю какому-то троллю меня оскорблять на моей же страничке.
Гость09:37 09.08.2023(1)
Комментарий удален
09:47 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
За неоднократные нарушения Правил сайта 6.1 и 6.2. Лишаю Вас права писать мне комментарии.
Идите в сад! Дышите глубже.
14:10 09.08.2023(1)
1
Светик!!!! Вы что так горячитесь??
Ох, какой буйный Светик
14:15 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Таки достал этот клон АА. Послала его в зад, пардон, в сад.
15:03 09.08.2023(1)
1
Светик, вы разбушевались
20:02 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Уже успокоилась. Улыбаюсь.
20:52 09.08.2023(1)
1
Правильно, держите марку. Гости, они разные бывают, старые и молодые, лишь бы они были добрыми - приходили с медом.
21:07 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Обычно Джуга приходит с бочкой дегтя.
21:14 09.08.2023(1)
1
Такой он? Ах, какой он нехороший, прямо бяка.
21:22 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Читайте личку через 5 минут.
21:55 09.08.2023(1)
Понял.
02:22 10.08.2023(1)
Светлана Самарина
09:11 10.08.2023(1)
1
Предлагаю вам открыть "Детективное литературное агенство" - от читателей отбоя не будет 
11:06 10.08.2023(1)
Светлана Самарина
Это Паршин подсобил
11:56 10.08.2023(1)
1
Как все прозрачно в этом мире
Выдержанный человек, наш тов.Паршин - респект ему.
15:10 10.08.2023(1)
Светлана Самарина
Ага, он комиссар!
16:01 10.08.2023(1)
1
Залётный
Но дело свое ведет, как положено. Респект ему.
16:05 10.08.2023(1)
Светлана Самарина
Ему респект и уважуха!
16:13 10.08.2023(1)
Пашет тихо и уже редко на кого наезжает - устал, видимо. 
16:39 10.08.2023
Светлана Самарина
Паршин Конкурсы проводит!
01:27 07.08.2023(1)
2
Алексей Осидак
Приветствую всех! 

Надо сказать, что стиль разбираемого, или, скорее, раздираемого автора - Леонтия Варфоломеева, меня увлёк в достаточной степени. Действительно, чтобы так писать, нужно обладать определённым даром, и не даром, потому что, автор не растраежиривает его, а пускает в нужное русло. 
Да, великий Хэм писал лаконично, предъявляя читателю лишь вершину айсберга своей задумки, но был ещё и русский наш великий Дост (оевский). 
Подающий надежды Леонтий по заковыристости изложения явно перекувырнул своего учителя. Я тоже так хочу, Нужно, пожалуй, побольше почитать господина Варфоломеева. 
Объясняю свой "очпон". В первую очередь он имеет непосредственное отношение к Лео. 
Но так же его заслуживает и автор рецензии за то, что явил миру такое Явление! 
01:33 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Благодарю Вас, Алексей. Я уверена что Леонтию будет приятна Ваша оценка его творчества.
01:34 07.08.2023(1)
1
Алексей Осидак
11:35 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Автор уже сказал Вам спасибо!
12:30 07.08.2023(1)
Алексей Осидак
Уррра! Я просто счастлив! 
12:35 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Можете зайти к автору на страничку и выразить свое "Вау"
12:52 07.08.2023(1)
Алексей Осидак
Возможно, что такое случится. 

Вообще, автор сильно рисковал, соглашаясь на Вашу рецензию, Светлана!. 
Странно, что Вы, по обычайности своей, не размазали по асфальту бедолагу.... 
У Вас сегодня особый настрой? 

Он вообще знал, что играл в очень опасную игру? ))))) 
16:07 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Автор сознательно пошел на риск и выиграл. Это как "русская рулетка".
Гость16:19 07.08.2023(1)
Комментарий удален
Гость16:28 07.08.2023(2)
Комментарий удален
18:47 07.08.2023
1
Светлана М.
Бу! 
Гость16:38 07.08.2023(2)
Комментарий удален
17:34 07.08.2023
1
Светлана М.
Жалоба ещё одна. Причина - грязная тюремная лексика, характерная для дам "с девиациями",  используемая женщинами- извращенками в тюрьме. Жалоба  гуманнее, нежели оскорбление в ответ? Правда, Алексей? Или вы не Алексей? ))) 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Какой бы злопыхалистой ковырялкой она не была, но не может же она просмотреть абсолютно все диалоги на сайте! 
Когда ей тогда писать свои нетленки, настолко нетленные, что её шедевры выставляют на Главную одновременно обе редакции. - Алексей Осидак, "поэт", " интеллигент") 


16:42 07.08.2023(3)
Светлана Самарина
Алексей, это легко!
Лента сообщений легко просматривается.
У ней даже есть функция "Инкогнито". И у меня тоже.
Кода мы заходим к авторам, то отображаемся как "Аноним".
17:48 07.08.2023(1)
Алексей Осидак

Чего она ко мне обращается, если трусливо и позорно спряталась от меня в ЧС? 

17:52 07.08.2023
1
Светлана М.
Я ставлю в известность. Чтобы не было потом позорных нытья и жалоб на жизнь. Дальше предупреждать не буду, Алексей. Для мужчин, которые не умеют контролировать даже свой язык - у меня только ЧС. Я не прячусь, мои комментарии вы читаете. Я предупредила. Истерики на меня не действуют. Ни мужские, ни женские. Вы же публично это делали сутками, не так ли? Тем более за спиной. Безнаказанно оскорблять меня я не позволю.
Гость17:38 07.08.2023(1)
Комментарий удален
17:48 07.08.2023
1
Светлана М.
Это Вы что ли совесть нации? Интеллигент?! Надо же. 
Жалоба на хамство.Которое вы транслировали в моё отсутствие сутки по всему сайту.  Заранее предупредила публично. 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Алексей Осидак, интеллигент:

Вот смотрю я на Светлану Му. 
Если не знать её, то можно ошибочно предположить, что она интеллигентеый, адекватный и порядочный человек... Типа рассуждает даже умно и в руках себя умеет держать   )))) 
Умеет же заметать следы...

***

Какой бы злопыхалистой ковырялкой она не была, но не может же она просмотреть абсолютно все диалоги на сайте!
Когда ей тогда писать свои нетленки, настолко нетленные, что её шедевры выставляют на Главную одновременно обе редакции!

Кстати, что она там писюкакает? Поинтересоваться, когда совсем уж делать нечо будет, что ль? ))))
***
Да пошла она по известному адресу! Это не человек, а ходячий барабан с палочками.
Стукачка! Барабанщица!

Нормальные люди не боятся тет-а-тет выяснять отношения, не бегая к начальству. Фу! Отвратительно!


Я не договариваюсь с сетевыми гопниками, Алексей Осидак. В личке тем более.  Перебьются ваши "интеллигенты".
Гость16:49 07.08.2023(1)
Комментарий удален
Гость16:59 07.08.2023(1)
Комментарий удален
17:01 07.08.2023(1)
Алексей Осидак

Пепел мне на голову, Светлана! 
17:06 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
После драки кулаками не машут, Алексей. Я много раз Вас щипала, пытаясь обратить на себя внимание. А вы все Ваня да Ваня!
Я - Светлана Ивановна!

Дважды Номинирована на звание "Лучший поэт года".
 Да кому это нужно? Тут свои Гении!
https://stihi.ru/avtor/lapo4ka5
17:08 07.08.2023(1)
Алексей Осидак
Эх.... 
17:15 07.08.2023(2)
Светлана Самарина
А сказку про себя прочитать хотите?
17:43 07.08.2023
Светлана М.
Он уже читает. А тебе спасибо) думаю, и Алексей тебя отблагодарит. Потом, если захочет. 
Гость17:20 07.08.2023(1)
Комментарий удален
17:57 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Ага, сказка про лешего и про кикимору. Ссылку скину в личку.
Гость18:01 07.08.2023(1)
Комментарий удален
18:03 07.08.2023(2)
1
Светлана Самарина
Не-а. Вы подруг кикиморы.
18:53 07.08.2023
Светлана М.
 Подружк. 
Гость18:10 07.08.2023(1)
Комментарий удален
18:15 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
Совершенно верно. Бабье поведение это потеря лица, особенно мужского, даже если оно, мужское лицо, когда-то вообще у вас было. 
Увы. 
Не причитайте. Не голосите. Не поможет. 

Ответ на :
Но это же баба - что с неё взять? Сразу оговорюсь, чтобы на меня не обиделись достойные женщины. "Баба" - это крайний случай потери всяческого лица. (Алексей Осидак, согласно его словам - поэт и интеллигент) 

Никаких обид. Что взять с вас... Вы сами об этом написали. Значит, понимаете всë верно. Про достойных женщин) 
Молодец. 
09:20 09.08.2023(1)
Наивно полагал, что я самый худший. Оказывается есть тут у нас и более достойные лицы.
09:29 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Фабула - это кораблик Ноя! Где каждой твари(божьей) по паре.
09:50 09.08.2023(1)
Но и вторая парочка тож хороша: "близорукие" Светлана с Лео. Одна краше другого, а второй зряче другой.
09:56 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Вы на что намекаете, Махди Бадхан ?
10:12 09.08.2023(1)
Всего лишь на то, что ваше сотрудничество с Лео покрыто мраком и задёрнуто паутиной. Примерно как кандидатка Ксения Собчак с доверенным лицом Станиславом Белковским. Если попроще, не верю, что вы искренняя поклонница Лео.
10:15 09.08.2023(1)
1
Светлана М.
Вы не внимательны. Или близоруки. 
10:18 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Светочка, это новый автор. И он еще не раскручен.
Вот пытается нас задеть

Признаться, не хотел выкладывать свой интер-фейс, раз кроме лысины на голове уж ничего. Ладно уж, получайте свою ложку дёгтя.
Пенсионер. Из Дагестана. Даргин. Живу в Сибири. Авторское имя — псевдоним. Пришёл к вам из проза.ру и, надеюсь, надолго. Очень вредный! В чём уже успел убедиться ваш модер, в 1-ый же день заблокировавший 3 мои кометы.

Ужас!
10:29 09.08.2023(1)
1
Светлана М.
Кого нас? И что такое раскручен или не раскручен? 
По-моему автор не понял, о чем здесь речь была. Расшифровывать я не буду. Модер удалил хамские оскорбительные комментарии, которые уместны разве что в грязной пивнушке или в женской тюрьме, и теперь непонятно о чем это всë. Хотя при более внимательном отношении можно было догадаться, что ни к твоей рецензии, ни к автору Лео этот поток бессвязных оскорблений в мой адрес - никакого отношения не имели. 
14:17 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Светочка, зайди на его страничку и почитай. Его уже один раз Модер наказывал. За вредность.
14:33 09.08.2023(1)
Светлана М.
Мне не интересно. Я его не знаю. Если у человека ко мне претензии - он сам напишет и найдёт способ выяснить, что не так. 
14:45 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
ОК. Не будем трогать. Пусть живет!
16:15 09.08.2023(1)
Светлана М.
Я за то чтобы все жили как люди. С людьми. А не вели себя как гопники. 
19:54 09.08.2023(1)
Светлана Самарина
Он даргинец. Живет в Сибири. Придется мне учить дарпгинский язык
20:03 09.08.2023(1)
Светлана М.
Почитала. Неплохая проза. 
Нельзя называть гениями живых людей. Тем более, гений это разносторонний дар. 
А Лео просто  интересно написанная проза. Но много её не прочтёшь. И не понятно о чем. Эквилибристика языка. 
20:07 09.08.2023
Светлана Самарина
Таки не будем трогать Лео.

Гость02:56 08.08.2023(1)
Комментарий удален
07:36 08.08.2023(1)
Светлана Самарина
Гении не принадлежат одному автору!
Гении - общественное достояние.
Вчера надо было приходить, Александр А..

Удивило, что А.С. Пушкин Ваш клон))))
https://fabulae.ru/autors_b.php?id=11579
Гость16:16 08.08.2023(1)
Комментарий удален
16:43 08.08.2023
Светлана Самарина
Ага, Вы изменили  свой комментарий А.А.
Меня папа учил не кормить тролля комменьариями.
Я - папина дочка!
И очень послушная.
Поэтому ничего Вам доказывать не собираюсь.

Хотите рецензию?
Записывайтесь в очередь!
С этого момента все рецензии платные по двойному тарифу.
19:47 07.08.2023(1)
1
Наверно я чего-то не понял в стиле изложения тов.Лео, но он большой оригинал. Спору нет.
Хочу через вас посоветовать ув.Лео - в следующий раз можно слова и без пропусков загонять в текст. 
23:23 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Таки сами можете передать, Никита Антонович.
10:02 08.08.2023(1)
Что значит - сам? Да кто я такой, и где великий Лео? 
Нет, только через вас!
10:13 08.08.2023(1)
Светлана Самарина
Лео уже прочел Ваш коммент и сказал спасибо!
И еще он сказал, чтобы я посылала всех на фик от его имени, потому что он - пациент Склифа.
11:25 08.08.2023
Понимаю. Скоро и мы будем пациентами
Гость22:35 07.08.2023(1)
Комментарий удален
23:21 07.08.2023
Светлана Самарина
Госпожа Магдалина Гросс.
Кто Вам давал право мне тыкать?
Какая Вы некультурная и невоспитанная особа, а еще редактор раздела проза.
Когда я Рецензии писала, Вы были никем, и звали Вас никак.
Простите.
Ваш гадкий комментарий я удаляю.
Учитесь культуре общения.
05:46 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
Хороший автор. Интересные образы и метафорический язык. 
11:34 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Да, Светочка!
Метафора - это тайное оружие автора, при помощи которого он завораживает читателя и вводит его в тайный мир мифических образов.

11:47 07.08.2023(1)
Светлана М.
Не может быть! Что ты говоришь? Надо же. Глубокая мысль, абсолютно неведомая нам, дикарям белапотным. 
 Это стёб или серьёзно? 
11:56 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Это так! Запиши, забудешь!
12:00 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
У меня хорошая память. Особенно на комедийные ситуации. 
Гость12:04 07.08.2023(1)
Комментарий удален
12:18 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
Уверена, разгадка будет смешная, невинная, но суть  этой "шутки," её двусмысленность -  так останется пошлятиной с душком. 
Здоровый юмор - признак ума и душевного равновесия. Нездоровый - признак сексуальной неудовлетворённости. 
Ничего, что я прямолинейно? 
Люблю русские, чистосердечные шутки. Без  ехидства. После них  на душе чисто. 



12:26 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Таки это русские шутки!
Продолжим:
"У здорового молодца, звонко капает с конца" Что это?
12:48 07.08.2023(1)
Светлана М.
Света, шутки уровня полового из шинка,  гусские шутки. В 20х годах 20 века этой гадостью наводняли детские журналы не русские люди. 
По сути многих тогда за дело посадили. За мерзости. 
В 70х прокатило тоже. И тоже кое-кто полетел из редакторов. 
Замечательный фон для рецензии о литературе. Уценëнка? 
Я же написала выше. 
Извини, продолжение отменяется. 
Не хочу захламлять себе голову. Гусскими  шутками столетней давности. 
16:09 07.08.2023(2)
Светлана Самарина
Срамота! Не знать детскую загадку! Светочка, это даже Алик знает.
Он часто рисует красные чайники, плывущие по реке.
Ответ: чайник!


17:59 07.08.2023(1)
Светлана М.
Варианты: самовар, душ, кран... 

18:20 07.08.2023
Светлана Самарина
Слава Богу! Дошло!
16:42 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
Историю учи. Про уголовников в детских журналах столетней давности. Света, ты серьёзно не понимаешь о чем речь? Я не играю в хуторские гусские игры. 
Душок от них такой, что дальше некуда. 
Реально не поняла? 
Жалко... 
17:12 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Дорогая, сама захотела шуток. Вот и получила детскую загадку! Погуглди - найдешь!
17:20 07.08.2023(1)
1
Светлана М.
Я историю издательского дела немного знаю. Света! 
Изучи матчасть. Хотя бы с помощью гугла. 
 Их всех посадили! 
Оправдываться не надо. Я не просила. 
18:01 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Пошла я на фик!
Читать сказки про лешего.
18:04 07.08.2023
1
Светлана М.
Бу! 
16:48 07.08.2023(1)
Андрей Блокбастер
ХОРОШО
17:08 07.08.2023
Светлана Самарина
05:39 07.08.2023(1)
2
Васиссуалий Камушкин
Обоим плюсики. 
11:30 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Спасибо, Рома.
А почему ты не спрашиваешь: "Кто второй Гений сайта?"

11:33 07.08.2023(2)
1
Васиссуалий Камушкин
Их тут масса. Выбирай любого. Не ошибёшься. 
11:55 07.08.2023
Светлана Самарина
НЕ-а! Есть второй! Думай!
Ты его знаешь! 
11:48 07.08.2023
Светлана М.
Кого не жалко! 
04:32 07.08.2023(1)
3
Спасибо автору. Спасибо всем, кто оставил или еще оставит отзыв. 

Лео, гений прозы.
11:34 07.08.2023
1
Светлана Самарина
Это Вам спасибо, дорогой Лео!
00:58 07.08.2023(1)
1
Куликов Сергей
Может и гениально, но я не люблю слишком заумные тексты. Если мне попадается что-то подобное, то больше двух абзацев я прочитать не в силах.
01:01 07.08.2023(1)
Светлана Самарина
Я тоже не люблю больших и заумных текстов, Сергей.
Но Лео я читаю с удовольствием!
Потому, что так писать могут только Гении!
01:29 07.08.2023(1)
1
Куликов Сергей
Пусть пишет...
01:30 07.08.2023
Светлана Самарина
Спасибо, Сергей.
Реклама