35
Знакомство с буддийской космологией пробудило множество вопросов, которые до этого не возникали, так как казалось все было понятно, а понятно по простой причине – не было соответствующей информации, после получения которой возникли нестыковки в самых элементарных местах. Но нужно рассмотреть все по порядку.
Следование законам дхармы (соблюдение законов бытия) может позволить достичь Пробуждения (бодхи). Вот здесь и начинается самое интересное и разбросанное по разным закоулкам. Попытаемся систематизировать материал. По степени достижения состояния бодхи есть классификация подвизающихся в этом направлении: архаты, ботхисаттвы и будды.
Архат – человек достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», однако еще не достигший полной Нирваны. Согласно буддийской космологии архаты живут в высшем мире сферы форм и уже не перерождаются в низших мирах и свое Пробуждение они должны получить из Шуддхаваса-дхьяны, то есть в процессе созерцания в этом высшем мире сферы форм.
Ботхисаттва отличается от архата тем, что плюс ко всему еще и освободился полностью от иллюзий и если архат еще подвержен заблуждениям, то ботхисаттва нет. Согласно буддийской космологии ботхисаттвы рождаются в мире Тушита – это срединный мир сферы чувственного.
Будда это тот, кто родился в мире людей и достиг полного состояния бодхи – Пробуждения.
А теперь самое интересное. Все жители всех миров описанных в буддийской космологии рано или поздно перерождаются и опускаются в нижние миры и в той или иной мере подвержены страданиям, поэтому упоминание что архаты и ботхисаттвы вышли из «колеса перерождений» не совсем соответствует истине, ведь их срок жизни ограничен и они должны переродиться еще как минимум пару раз. Другой вопрос куда отправился будда Шикьямуни после завершения своего последнего земного цикла жизни, впрочем, как и все другие состоявшиеся будды. А это очень интересный вопрос.
Есть идея Брахмана как «души всего мироздания», стоящего выше всего, вернее всё всеоблемлющего, что человек достигший буддовости после смерти разрывает колесо перерождений и сливается с Брахманом, однако, как известно сам будда Шакьямуни по поводу Брахмана высказывался довольно скептически.
Из различных буддийских концепций сложно однозначно понять, что такое Пробуждение и Нирвана, так как суть доктрины будды Шакьямуни была в преодоление страданий, порожденных желанием и неведением, которые основаны на том, что в мире господствует сила Майя и демон Мара. Однако демон Мара является владыкой миров сферы чувственного и его власть не должна распространяться на миры сферы форм, а тем более сфер отсутствия форм, в то время как в буддийской концепции говорится, что страданиям, в различной мере, а также циклу перерождений и отсутствию понимания всей полноты Истины подвержены все жители всех миров, как сфер чувственного, так и сфер форм и отсутствия форм. И еще один вопрос – если демон Мара скрывает от жителей миров сферы чувственного Истину, то получается он сам должен знать эту Истину, но это невозможно, так как жители высших миров не знают Истины в полной мере.
В общем, то что написано в Википедии относительно буддийской космологии не выдерживает никакой логической критики и остается лишь надеяться, что настоящие буддисты пользуются чем-то более логическим, однако судя по всему в этом вопросе нет и не может быть ясности, так как по этим вопросам будда Шакьямуни высказывался очень и очень витиевато. Как видим – мы имеем очень красивую и очень сложную историю, чтобы разобраться в которой необходимо приложить огромное количество труда и времени, после чего она расползается по швам как и любая другая история и все опять же таки упирается лишь в вопрос слепой веры, без логики и доказательств. То что боги есть - нет никаких сомнений, но по какой-то причине они нас специально держат в полном неведении даже относительно того, что известно им самим.
| Реклама Праздники 18 Декабря 2024День подразделений собственной безопасности органов внутренних дел РФДень работников органов ЗАГС 19 Декабря 2024День риэлтора 22 Декабря 2024День энергетика Все праздники |