А можно, Россия, расстаться с тобой?
Даже если мысль о русской исключительности – это только миф, который мы сами же и культивируем, пусть он останется в качестве национальной идеи. Принято считать, что хвалить себя самих – скверно, неприлично и нескромно. Наверное, это так и есть. И в школе по-прежнему нужно говорить об этом детям, чтобы не выросли из них Нарциссы и себялюбцы, эгоисты и люди, глухие к страданиям других. Но для тех, кто уже пожил, кто успел посмотреть на мир вокруг, пусть уж эта «русская исключительность» останется как мотив для того, чтобы … подтверждать это. Всею душою своей или каким-то единым всплеском великодушия и доброты. Ежедневно или хотя бы раз в жизни…
Я знал одного замечательного русского актёра, у которого всё складывалось великолепно и в кино, и в театре. И вдруг он пропал. Что называется, - в зените славы. Друзья встревожились и стали его разыскивать. Нашли. В хосписе для раковых больных. Он работал там санитаром. На вопрос «Почему?» ответил:
- Ну, не могу я кривляться и изображать человеческое страдание и горе на сцене или перед объективом кинокамеры, когда знаю, что рядом есть истинно страждущие…
Несколько лет назад блестящая столичная учительница литературы, которую ждали аспирантура, звания и бесконечные приглашения на теле- и радио-каналы, бросила всё и вместе с маленьким сыном уехала в крохотную деревушку в Сибири, потому что узнала, что там вот уже три года вообще не преподают русский язык и литературу в местной школе…
А бывший геолог, благородно отработавший всю жизнь на избранном поприще, выйдя на пенсию, продал свою законно приобретённую в Москве квартиру, а все деньги перевёл на счёт детского дома, где по сию пору живёт и работает преподавателем труда. А когда его бывшему ученику срочно понадобилась почка, то, не раздумывая ни секунду, отдал ему свою…
А замечательный дантист, про которых говорят - «от Бога», уехал из большого города на север страны, потому что там вообще никогда не было стоматологической клиники, и люди, для того чтобы запломбировать зуб, ехали за 200 километров в районный центр. Когда я спросил его «Зачем?», потупился, помолчал и ответил: «Я, когда про это узнал, спать перестал…»
Доярка из села под Вяткой, после страшного пожара, уничтожившего полдеревни, взяла к себе в дом 9 ребятишек, у которых в том пожаре погибли родители, а потом, когда приехали представители органов опеки, чтобы определить их в детский дом, плакала и просила: «Не забирайте! Как же они без нашей деревни и деревня без них? Ведь они все теперь мои деточки. И деревня – деточка моя!..»
Когда в Екатеринбурге зимой маршрутное такси сорвалось со скользкой дороги и упало в реку, водитель сразу сбежал, а 16-летний паренёк-пассажир помог выбраться всем из салона, а потом сам отправился домой. Его две недели искали, чтобы наградить, а он смотрел на всю эту суматоху по телевизору и только пожимал плечами. Спасибо соседке, которая позвонила на телеканал и рассказала, что разыскиваемый герой – её сосед. Когда приехали телевидение и представители органов власти, растерянный отец сказал на камеру: «Мой сын ничего не сделал…» Точно того обвиняли в преступлении.
Не всё гладко у нас с вами в стране. Иногда почти с ненавистью думаешь: «Господи, ну когда же всё это кончится!.. Ведь весь двадцатый век ни одно поколение, жившее в России, не избежало каких-то катаклизмов и воин!..»
Но расстаться, уехать из России… Нееет. Не правильно это. Не могу я не быть соотечественником тех людей, о которых сказал выше. Потому что они – сердце моё и моя гордость. Они – моё Отечество и мой Дом.
Когда великий поляк Януш Корчак погибал в газовой камере со своими учениками, он, перед смертью, обнял ползших к нему детей, чтобы не испугались в последние минуты своей жизни, чтобы в смерть вступили вместе с ним. И я бы хотел обнять моих Людей, с которыми имею честь жить на этой Земле и в этой Стране…
|