Если спросить, какая роль Игоря Ильинского самая знаменательная, многие назовут роль Бывалова в фильме «Волга-Волга» и роль товарища Огурцова в «Карнавальной ночи». Но «Волга-Волга» появилась на телеэкранах в 1938 году, а «Карнавальная ночь» и того позже – в 1956. Выходит, до съёмок в кинофильме «Волга-Волга» об Ильинском не знали? Или знали, но знали очень мало?
Актер Игорь Ильинский родился в 1901 году. Сам себя он, посмеиваясь, называл «ровесником двадцатого века». Сниматься же Игорь Владимирович начал где-то в середине 20-х годов. Первые фильмы, в которых он появился, были ещё немыми: «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах». И, надо сказать, что не все артисты легко пережили переход от немного кино к озвученным кадрам. Некоторые полагали, что их голос недостаточно красив для того, чтобы он звучал с киноэкрана. Другим не нравилось то, что для озвучивания фильмов применялись особые монтажные принципы, что в корне меняло отношение к фильму.
Игорь Ильинский легко вписался в новые требования, которые стали предъявляться к озвученным кинофильмам. Свой голос при этом актер расценивал как самый обыкновенный, и когда появился первый звуковой фильм «Механический предатель», где его герой заговорил, Ильинский отнесся к этому с присущим ему чувством юмора, обратив внимание на то, что «голос на кинопленке звучит куда лучше, чем в обычной жизни».
Играть в фильмах Игорь Владимирович очень любил, жизни своей без съёмочной площадки или театральной сцены не мыслил. Но не все его роли он считал удачными. Так, например, образ Огурцова в «Карнавальной ночи» он считал не очень подходящим для себя, несмотря на то, что зрители сразу полюбили этот фильм.
У Ильинского было немало увлечений. Он очень любил спорт. Ему уже перевалило за сорок, когда он научился кататься на коньках. Обожал теннис. Будучи на даче, всегда играл в большой теннис с Николаем Озеровым, хотя признавался, что выиграть у заслуженного мастера спорта, 24-кратного чемпиона СССР по теннису – дело не из лёгких!
Был Игорь Владимирович неравнодушен к такому виду спорта как футбол. Страстно болел за московское «Динамо», знал по именам всех игроков, мог сходу сказать, где и когда победила его любимая команда.
Как ни странно, но друзей у Игоря Ильинского было очень мало. Более всех остальных он очень был привязан к актеру Анатолию Кторову. Дружба с ним началась ещё в студенческую пору. Несмотря на то, что оба обзавелись семьями, они пронесли дружбу через многие годы. Они были абсолютно разными по характерам, и творческие амплуа у них тоже сильно отличались, но одинаковое понимание творческого пути актёра в них обоих присутствовало всегда. Кроме того, Ильинский был дружен с Самуилом Яковлевичем Маршаком, которого считал своим наставником, несмотря на то, что Маршак был далёк от киноиндустрии. Сам Ильинский не владел иностранными языками, и, может быть, поэтому он с особым трепетом и уважением относился именно к переводам Самуила Яковлевича с английского языка. Одним из самых дорогих его сердцу подарком он считал книгу с переводами Бёрнса, которую однажды подарил ему Маршак. Когда поэта не стало, Игорь Владимирович решил в память о нём съездить в Шотландию и посетить дом Роберта Бёрнса, перевод стихов которых он читал так часто… Когда Игорь Ильинский с женой были приглашены на вечер памяти Роберта Бёрнса, который устроило советско-шотладское общество, многие, услышав голос Ильинского, сказали, что они открыли для себя этого поэта. И это несмотря на то, что переводов стихотворений Бёрнса было к тому времени сделано немало, и читали его со сцены очень часто.
Вообще Игорь Ильинский был замечательным декламатором, его постоянно приглашали на радио, и он читал стихи и рассказы прямо перед микрофоном, ни о какой записи речи даже не велось! Так, например, он очень часто читал со сцены и в радиостудии рассказы Михаила Зощенко. В 50-е годы писатель жил в большой нужде, и мало кто знал о том, что, получив гонорары за свои выступления, Игорь Ильинский отдавал их Михаилу Михайловичу просто в благодарность за то, что ему довелось прочесть для публики эти великолепные, полные сарказма и иронии, рассказы.
Однако не стоит думать, что все тексты давались актеру настолько легко, что он мог сразу осилить их. Например, театральная роль Акима во «Власти тьмы» казалась ему особенно сложной. Вообще спектакль должен был быть готов за один год, но получилось так, что его ставили больше двух лет. Ильинский не был доволен собой, считая, что он недостаточно входит в образ героя пьесы Льва Толстого. Когда наступило время отпуска, артист купил магнитофон, привёз его к себе на дачу и каждый день сначала записывал текст, а потом прослушивал себя, пытаясь понять, что именно у него не получалось. И только после нескольких недель упорного труда, когда Ильинский понял, что этот текст уже стал его собственным, он пришёл в театр на репетицию. Так «родился» Аким.
Ильинский был человеком, который никогда не боялся говорить правду. Он не боялся высокопоставленных чинуш, никогда не позволял себе «подпевать» тем, кто пел хвалебные песни бездарности. В конце жизни Игорь Владимирович уже плохо видел. Как-то раз в Малом театре был «прогон» пьесы о Великой Отечественной войне. На сцене развернулось грандиозное действие, и Ильинский больше слушал, чем смотрел. Зрение уже не позволяло ему оценить игру актеров, но слух не подводил. После того, как прозвучали финальные аккорды, и в адрес пьесы было сказано немало помпезных слов, встал Ильинский. «Спектакль этот, безусловно, надо сохранить, – сказал тогда Игорь Владимирович. ‒ Непременно сохранить в репертуаре театра на многие, многие годы. Вот как сохраняют руины Сталинграда, так же нужно сохранить и этот спектакль. Как руины Малого театра». А автором пьесы был Герой Социалистического Труда. Кто бы посмел критически отозваться о пьесе, поставленной по материалам достаточно привилегированного человека? Да никто! А Ильинский смог.
Пьеса в репертуар театра так и не вошла.
Он мог быть смешным и грустным, нежным и воинственным. Человеком, изображающим простака, а мог сыграть и философа.
А ещё Игорь Ильинский считал, что каждому человеку следует знать, что такое совесть. И понимать, что есть часть тела, которая никогда не бывает закрытой. Это – лицо. И как бы или что бы ни случилось, но лицо терять нельзя ни при каких обстоятельствах. Может быть, актёр не очень вписывался в толпу людей, которые его окружали. Но зато он очень хорошо понимал, что такое честь и порядочность. Наверное, именно поэтому Игорь Ильинский до конца жизни оставался человеком с открытым лицом. Потому что, как он считал, ему незачем было прятаться. Да и не от кого.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Для меня он в первую очередь был фельдмаршалом Кутузовым из Гусарской баллады, Огурцовым и з "Карнавальной ночи", Зайцевым из "Безумного дня", но прежде всего разноликим персонажем из фильма "Эти разные, разные лица" по чехосвским рассказам. Чехова я люблю, и, на мой взгляд, никто так не приблизился к пониманию героев как Игорь Ильинский.
А еще люблю перчитывать время от времени его книгу "Сам о себе". Это одна из книг моей бабушки. Ей нравилось творчество Ильинского и она собирала литературу о нем.
Спасибо, Магдалина, дорогая.