Интересно, что сам заголовок с похвальным призывом к грамотности является не совсем грамотным. Его можно понять вот так: "Как важно писАть грамотно". А можно вот так: "Как важно пИсать грамотно". А ведь "это другое", относится совсем к разным сферам деятельности человека.
Лучше было сделать заголовок хотя бы так: "Как важно быть грамотным", это бы в корне убило все возможности для въедливого читателя понять неправильно.
Самое сложное для пишущей братии – это запятые. Обычно, мы, писатели, при расстановке запятых руководствуемся здоровой интуицией и чувством опасности. Главное, чтобы не было проблем в предложениях типа классического "казнить нельзя помиловать". Все остальное – предрассудки. Одной запятой больше, одной меньше, какая разница? Новичку я бы вообще посоветовал обходиться без запятых, ограничивая себе короткими и понятными сходу предложениями. Но. К сожалению. Не всегда. Это удобно.
Заметил я интересную штуку. Сколько текст не проверяй на ошибки, все равно, какое-то их количество остается в итоговой версии. Сначала вычитываешь раз десять. Затем проверяешь "Вордом". Затем ловишь какую-нибудь девчушку посмышленей, заставляешь ее все проверить. Потом опять сам несколько раз перечитываешь. В итоге читатели пишут язвительные комменты по поводу большего количество грамматических и логических ошибок в статье. А как бы они обрадовались, будь у них возможность прочитать самую первую пилотную версию!
В наше время грамматические ошибки не так опасны. Ну, нашлась ошибка, ну, исправили. Или даже плюнули, оставили. А вот раньше, совсем другое дело! Мне нравится один исторический анекдот по этой теме. Точно не знаю, это реальная история или выдумка бывалых журналистов. Представьте себе 1937-ой год. Жить стало хорошо, а некоторым даже весело, особенно тем, кто прочитал "12 стульев" и "Золотого теленка". В редакции одной очень большой газеты идет напряженная работа над статьей "Главнокомандующий товарищ Сталин проводит совещание Высшего Военного Совета". Статья небольшая, а ответственность – огромная. Ведь это не онлайновая газета, а настоящая бумажная. И тираж просто сумасшедший по нашим временам. Примерно 100 миллионов экземпляров. Можете такое представить?
Журналист статью написал. Затем сам прочитал раз 20. Дал прочитать жене. Затем подумал, "береженого Бог бережет", пошел к любовнице. Дал ей прочитать. Все ок. Никаких ошибок. Ни грамматических, ни логических, ни политических. Журналист пошел в редакцию. Заставил предварительно прочитать статью товарищей по цеху, тех, кого удалось поймать. Все отлично! Все сказали, "отличная статья!" После этого проверил статью еще у ответственного за выпуск и у своего начальника отдела. Затем заставил прочитать вахтера Митрича, чтобы понять, как простой народ воспримет статью. Это тоже важно. Получил все разрешительные подписи и печати. Сдал в набор во время, без задержки.
Статья бедолаги журналиста вышла на первой полосе газеты тиражом 100 миллионов экземпляров с ужасной нелепой ошибкой уже в заголовке статьи: "Гавнокомандующий товарищ Сталин . . .". Все эти люди, причастные к статье, включая автора, его начальника и даже простого вахтера, просто сгорели от стыда. С тех пор их никто больше не видел.
Во всем плохом есть что-то хорошее. Нет худа без добра. Этот трагический случай дал старт очень правильной традиции, которая жива до сих пор. Называется эта традиция "свежая голова". Означает эта традиция, что в компании или отделе, которые занимаются созданием контента, обычно каких-то текстов, но не обязательно только текстов, есть специальный предварительно хорошо отдохнувший сотрудник. Этот сотрудник делает окончательную решающую вычитку-проверку.
Теперь переходим в наше время.
Предприниматель Наёмов, исключительно талантливый и энергичный человек, решил создать новый личный банк для обслуживания расчетных счетов своих предприятий. Решение было достаточно рисковое, т.к. тенденция уже была явно нацелена на прополку финансового поля от лишних банков, а тут вдруг создается новый банк! Но риск дело благородное. И вот создан новый банк с хорошим названием "НаемБанк", букву ё предприниматель считал атавизмом и заменил на е. Себя Наёмов назначил Председателем правления.
Дела в "НаемБанке" шли хорошо, за исключением отдела Пиара. Традиционно, сотрудники этого отдела допускали какие-то странные нелепые ошибки в текстах, картинках, видео и прочих рекламных материалах. Как только ни боролись с этой проблемой. Что только ни делали. Увольняли старых сотрудников отдела Пиара, нанимали новых. Строго придерживались принципа "свежей головы", о котором мы рассказали выше. Давали во временную помощь сотрудников других отделов. Ничего не помогало.
- Какие же вы тупые! – возмущался Наёмов на очередном совещании, - или вы это делаете специально, вас конкуренты подкупили? Статья весом всего 1 килобайт. Это даже не статья, а короткая заметка. Даже не заметка, просто сообщение, что у нас для физических лиц новый вид вклада с повышенным процентом. Как тут можно ошибиться? Мы платим большие деньги за рекламу, захожу на портал, где мы нашу новость опубликовали. Думал, посмотрю, что там простые люди думают о нашем Банке. Вижу там какие-то странные оскорбительные мемы в наш адрес. Затем читаю наш рекламный текст и мне все становится понятным. Ударная концовка, ничего не скажешь! "Проценты по вкладу выплачиваются в конце срака".
- Ошибка вышла, - промямлил начальник отдела Пиара, - это Светочка слегка ошиблась, случайно, конечно. Перепутала буквы о и а. Их многие путают. А "свежая голова" чуток не допроверила. С каждым могло случиться.
- Почему-то такие приколы случаются только с вами и с вашим отделом. Все, мне надоело, еще одна подобная ошибка, я вас всех не просто уволю. Я вас расстреляю. Даже, нет, я вас повешу. Весь отдел. В назидание новым сотрудникам.
- Больше такого не повторится, клянусь своей честью, - поклялся начальник отдела Пиара.
И дела продолжили свое движение в обычном порядке. Ничто не предвещало. Банк открыл новый удобный вид кредита для физических лиц с пониженной процентной ставкой и возможностью досрочного погашения без штрафных санкций.
Текст сообщения придумал лучший, самый грамотный сотрудник Пиар отдела Сергей. Проверил текст начальник отдела. Все ок. Отличный текст, грамотный, без единой ошибки. Автор текста, на всякий случай, послал рекламную заметку своей жене. Та прочитала и подтвердила, что все отлично. Немного посомневавшись, Серега попросил перепроверить текст свою любовницу. "Отличная заметка", рецензировала любовница.
Немного подумав, Серега обратился к безопасникам. Те прочитали и заявили, что сами хотят взять такой выгодный и удобный кредит.
"Свежая голова" спала у себя дома уже третьи сутки подряд. "Это шедевр", - убедительно заявила "Свежая голова" и снова ушла в спячку.
Серега и начальник отдела задумались, как еще можно подстраховаться?
Хотели дать почитать Светочке, но во время передумали. Вспомнили, что у нее глаз дурной.
Впрочем, это не спасло несчастных от ужасной катастрофы и страшного позора. Ничто не ново под Луной. Все новое, это хорошо забытое старое. Нелепая ошибка была допущена в заголовке, даже более того, в самом первом слове заголовка: "НаеБанк предлагает новый кредит".
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не надо бояться ошибок ни в жизни, ни в шахматах, ни в написании текстов. Надо просто стремиться к тому, чтобы таких ошибок не было или хотя бы было совсем немного. Однако, увы и увы, иногда случается так, что несмотря на все страховки и перестраховки, нелепые ошибки проникают в нашу жизнь.