Уставший Страус, пролетая над волнами бескрайнего моря из Марокко к своим собратьям в Австралию сел на одну из парных чугунных тумб кормового швартовочного кнехта советского эсминца «Проворный», который отталкиваясь от кильватерного следа, плыл по Персидскому заливу от сомалийских пиратов в прекрасное далеко. Захотел закурить, но похлопав крыльями по пустым карманам под крыльями, вспомнил, что папиросы оставил в африканской саванне.
Рядом с ним на другую тумбу присел вышедший покурить Лейтенант, командир кормовой артиллерийской башни и в сердцах ругнулся:
- Нет в жизни счастья! Жизнь гавно!
- Что случилось служивый? - с любопытством спросил Страус, повернув голову к молодому флотскому офицеру.
- Да командир в отпуск не отпускает. Говорит, что я рапорт на отпуск неправильно написал, - ответил Лейтенант, не удивляясь Страусу на советском корабле.
- Отпуск в море? - удивленно моргнув большими густыми ресницами на верхнем веке глаз, переспросила мудрость пустыни. - Это на корм к крабам, что ли?
- Да нет, просто после похода хочется съездить на теплое море, повалятся на песочном пляже среди потных молодых женщин и попить теплого пивка, отдающего керосином, - стал объяснять Лейтенант.
- Ты бы еще рапорт на посещение консерватории написал, хотя рапорт на отпуск - это не некролог, переживешь! - мудро утешила птица Лейтенанта, который напомнил ему первую жену перед разводом. - Писать рапорты надо уметь, потому что его ваяние - это ремесло, которое гораздо ближе к мелкому ручному производству, чем к науке или искусству. Не забудь - это умение и опыт, выраженные с помощью выразительных средств языка путем создания словесного произведения.
Рассуждения глухо говорливого Страуса наводило на мысль что он летел из марокканского Тарфея, где жил Сент-Экзюпери и нахватался у писателя мудрых мыслей.
- Какое же это ремесло? - удивился Лейтенант, с интересом рассматривая белые крылья на черном туловище птицы.
- Попытаюсь доказать тебе, что это ремесло, - почесав пальцем крыла со шпорой своеобразный «коготь» на плоском клюве, Страус поудобней уселся на кнехт и перекинул ногу на ногу. - Думаю, что лучшие писатели рапортов похожи скорее на романтиков, чем на циников.
Присевший рядом на леера Буревестник, которому надоело ждать бурю в заливе, стал внимательно прислушиваться к чумному монологу умной птицы.
- У некоторых офицеров иногда возникает соблазн блеснуть в рапорте словом, не понимая, что же он хочет выразить. Например, использование приятного на слух выражения, пришедшего из матерного языка. Спроси себя: «Понимаю ли я, почему мой рапорт командир не подписал? Может я многословен? Или тупой, как кнехт?»
Буревестник подумал: «Во дает Страус, врет как дышит!»
- В настоящем рапорте словам должно быть тесно, а мысли просторно! - продолжил Страус. - Сокращай, переписывай, уменьшай. Мне Сэнт-Экзюпери не зря говорил: «В каждом произведении есть словесный оборот, который должен выразить суть обращения!» Дружище, дай закурить! Уши уже в трубочку сворачиваются.
Закурив термоядерную «Приму», Страус продолжил «флотские университеты».
- Не повторяйся, если повтор слова не оправдан с морской или иной точки зрения. Откажись от него. Не танцуйте вокруг одного и того же слова в каждой строчке. Не забывай, что у каждого слова есть добрые заместители-синонимы! Любое неоднократное употребление какого-то слова, намекает о бедности твоего словаря. Не вызывай скуку. Пиши разнообразней.
На корме корабля стали собираться свободные от вахты офицеры, радуясь встречи с экзотической птицей, говорившей по-русски.
Закуривая, они внимательно прислушивались к словам Страуса. Эсминец шел в вечерней заре среди тихого и безоблачного моря. Впереди виднелись сомалийские пираты, но видя советский военно-морской флаг на мачте корабля, приближаться опасались, хорошо зная, что у советских моряков пульнуть по ним трассерами не заржавеет.
- Не привыкай к одному жанру. Некоторые офицеры, при написании рапорта предпочитают сонет или басню и пользуются только ими. Это ошибка. Не существует жанра, подходящего для высказывания всех чувств в рапорте. Важно знать, какой жанр ты будешь использовать для конкретного выражения свой просьбы. Пробуй разные жанры, поэкспериментируй с притчей, сказкой или пародией. Не забывай о композиции рапорта. – Страус вещал, как оракул.
Офицеры от удивления забывали затягиваться сигаретами и чесаться в паху.
- Короче пиши друг, тренируйся, глядишь, тебе повезет, и ты до очередного дисциплинарного взыскания успеешь позагорать на море и попить теплого пивка.
На флоте все просто: Если не хочешь получать идиотские советы - не делись дурацкими проблемами.
|
Я бы сказал, актуально не только на флоте.