Огромный негреющий диск...
Друзья!
Декабрь и январь строго проверяют нас на прочность,на морозостойкость и на устойчивость к ... разным вирусным атакам!Поскольку иммунитет ослаблен,солнечного света мало (витамина D),гуляем на улице редко и т.д.
И всё же есть в нашей суровой сибирской зиме особая прелесть и красота! Надо быть поэтом, чтобы её достойно воспеть! Пытаюсь это сделать снова и снова!
И что получилось или не получилось - судить вам, читатель!
Вл.Назаров
*****************
1. «Мороз и солнце, день чудесный»
Кому не знакома эта пушкинская строка! И кто не любит прелестные, сверкающие инеем морозные деньки. Встанешь утром пораньше, наденешь лыжи и уйдешь ь сумрачную глубину притихшего заснеженного леса.
Тихо. Не шелохнётся ни одна веточка. Небо порозовело, скоро из-за острых зубцов елей покажется багровый краешек дневного светила. Солнце в январе — огромный негреющий диск — едва подымется над горизонтом и снова спешит отдать тепло и свет жителям южной половины нашей планеты Там лето, идут тёплые проливные дожди, зеленеет трава, цветут магнолии.
. . .Мои мысли прервал заливистый звонкий стук над головой. Удобно устроившись на стволе вековой сосны, большой пёстрый дятел добывал себе пищу. Упираясь жестким хвостом в кору дерева, крепко вцепившись в нее коготками лапок, он резко и часто ударял острым и прочным клювом о мёрзлую древесину.
—Молодец! — говорю ему и сам думаю, что никто не вносит такую особую красоту и прелесть в русскую зиму, как снегири. Не часто можно увидеть этих пунцовых птиц, задумчиво устроившихся на серебряных от куржака берёзовых ветках. Но если увидите — не оторвете глаз. Румяными налитыми яблоками висят птицы в хрустальной тишине и изредка издают задумчивый печальный свист. Сказка — да и только! . .
2. НОЧИ ОРИОНА
Зимой, в морозные, ясные ночи, над завороженными, тёмными и таинственными лесами ближе к полуночи высоко подымается красивейшее созвездие зимнего неба — Орион.
Люблю эти тихие, полные сурового очарования ночи. Отзвенело, давно отцвело красное лето, прошла осень-пора смятения в природе. И вот пожаловала зима: январь — время крепких морозов, густых снегопадов и длинных ночей. Ночи в морозную пору посеребрены инеем, зеленоватый лунный свег заливает снежные поляны, холодно искрятся и мерцают мириады колючих снежинок и кристалликов льда. Чёрные тени и чёрные стволы деревьев стерегут покой ночи. Убранные серебряными ризами спят молодые ёлки. Космическое, лунное молчание, да блеск звезд над головой на чёрном бархате неба.
Орион — созвездие зимы, летом оно не показывается. Но зато как радостно его увидеть после долгого перерыва.
Созвездие видно отовсюду: вздыбленный, громадный, восходящий откуда-то из-земли «лук». Он встает над лесами, полями, городами и медленно наклоняется к югу.
Долго длится зимняя ночь, но и ей приходит конец. Пробивается робкая полоска зари,небо светлеет и вот,наконец, солнце.К полудню оно ярко освещает покрытую снежными пуховиками землю. Снег нестерпимо сверкает, блещет, горит колючим магниевым огнём, глаза слезятся,и скорее спешишь в тень, чтобы защититься от наступающей рези.
Жизнь в лесу осталась.Напетляли в кустарнике зайцы, протянулся одинокий след лисицы. На снегу птичьи крестики,мышиные стёжки. Обрадуется, дрогнет сердце, когда услышишь тихое попискивание синицы, спрятавшейся в ветвях. Нелегка птичья доля в суровую пору зимы. И хорошо, если школьники повесили в лесу кормушки, теёплые домики.
...Уходит морозный день, надвигается еще более морозная ночь. И снова на востоке выплывает величественное созвездие и завораживает, и зовёт, и тревожит своей холодной, неземной красотой.
3.Суровое утро года.
"Долго странствовал я, пока наконец не понял, что каждый новый день в природе — это день, какой никогда ещё не бывал на земле...». М. ПРИШВИН.
В КАЖДОМ из двенадцати месяцев года есть своя изюминка, своя прелесть. Не так давно забрёл я в чащу.
Трещал мороз. Слева по руслу речушки пролёг санный след. Берег круто взбегал к дремучим елям, полузасыпанным снегом. Сказочно, угрюмо-дремотно здесь, на дне лесного океана. И вдруг на холодный снежный взлобок робко легла розовая полоса, высветив малейшую шероховатость. Низкое, красное солнце, словно приветствуя меня, заглянуло в просвет между лиловыми, сумрачными башнями соседних елей. И таким необыкновенным, сказочным показалось мне это январское утро.
Лютень да стужень прозвали январь в народе. Гроза всему живому — голод да холод. Однажды в стылой неподвижности январского дня мне почудилось, что пошел дождь. Это оказались клесты-еловики. Шумной стаей налетели они на заснеженные верхушки деревьев. «Тим-тив-тив, цок-цок! — беспрерывно раздавалось вокруг меня. Стая так же мгновенно исчезла, как и появилась, в поисках пищи она умчалась куда-то в темень леса. К концу того же дня я нашел двух погибших от голода синиц.
На фото: «Березкины слезы». Шел я по зимнему лесу, вижу, березка дугой согнулась, сугробу кланяется. И ветки — пушистые -пушистые, жалобно вниз свесились. Солнце осветило их, по краям кайма серебристая, не удержался, сфотографировал.
4.СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
КАЛЕНДАРЬ природы— это в своей основе солнечный календарь.
Вот луч солнца упал на снежную равнину и посеребрил её. Зима. Холодный, негреющий шар солнца низко висит над горизонтом, едва не задевая зубцы полузасыпанных снегом елей. Солнечного света мало, день короток, быстро приходит долгая зимняя ночь. Земля, вращаясь в холодном космосе, больше повёрнута в это время к Солнцу южным полушарием: там лето, там расцвела жизнь. Запомним, 21— 22 декабря у нас в северном полушарии точка зимнего солнцестояния.
НО ВОТ повеяло теплом, зазвенела капель, проснулись ручьи, послышался хрустальный голосок синицы. Пришёл март с его ослепительным сверканием снега, мягкими глубокими тенями, более продолжительным днём. В точке весеннего равноденствия ночь и день делят сутки пополам. Это событие случается 20—21 марта. Теперь перевес будет на стороне тепла и света.
Наступила настоящая весна, и уже начинают появляться в наших краях первые пернатые гости. Земля так повернута в пространстве по отношению к Солнцу, что оно приблизительно равномерно, освещает оба полушария.
ПРОЙДУТ три месяца, и мы встретим (21—22 июня) точку летнего солнцестояния. В этот период солнечный шар максимально подымется по высоте над горизонтом, и ночь будет самой короткой в году. В природе наступит буйство красок, зацветут ландыши, раковые шейки, горицвет, оденутся листвой тополя, березы, осины, бурно пойдет в рост на лугах клевер. В южном же полушарии будет всё наоборот: ночь самая длинная, минимум тепла и света. Солнечные лучи больше будут скользить по касательной к земле, а ближе к южному полюсу вообще будет царить долгая полярная ночь.
ОТЗВЕНИТ птичьими голосами лето, отцветут травы, и в прозрачном воздухе тихо закружится желтый осенний лист. Все растения и деревья будут готовиться к суровой, долгой зимовке, некоторые звери — запасать пищу, птицы с гомоном покинут наши края. Снова день и ночь поделят (23 сентября) сутки поровну. В календаре же в этот период обозначена точка осеннего равноденствия. ВЕСЕННИЕ и осенние равноденствия, летние и зимние солнцестояния — четыре «кита», на которых зиждется природный календарь с его сменами времён года и наступлением то тёплой, то холодной поры с замиранием и возрождением жизни. Причём, если в полярных и экваториальных областях планеты всегда царят, образно выражаясь, или «преимущественно зима», или «преимущественно лето», то в средних широтах времена года выражены определеннее, резче, полнены глубокой лирической поэзии. ...Так из года в века в век Земля совершает свое хождение вокруг Солнца и меняет по-разному облик — от белого на зелёный и от зелёного на белый.
5.За околицей банька...
...Морозным субботним вечером любит русский человек смыть с себя пот и грязь в жарко натопленной деревянной баньке, что низко притулилась под огромной снеговой шапкой где-нибудь в конце огорода.
Здесь, на отшибе, мягкими волнистыми грядами раскинулись вокруг снега, утопленные в них, чернеют верхушки заборов, потемневшие срубы других таких же строений. Сторожко охраняют тишину берёзы, и сороки-воровки, нахохлившись на сучьях, бдительно наблюдают днями за всем происходящим во дворах, мечтая о поживке.
Идти к баньке нужно узенькой тропкой, зажатой в сугробах. Чистая студёная вода из колодца, густой берёзовый веник — всё это приготовлено заранее. Когда в сумеречное зимнее небо прекращает куриться синеватый столбик дыма и сквозь дверную щель просачивается слегка дразнящий парок, оседая густым куржаком на смолистой плахе косяка, — банька готова.
Обождав, когда схлынет первый угарный жар, входишь в крохотный предбанник, и сердце бьётся радостно, что вот же не может быть в этот миг ничего прекраснее и нужнее этого древнего русского изобретения, возвращающего бодрость духу и силу телу, очищающего и ублажающего одновременно.
Стоит ли описывать душистый запах разомлевшего берёзового листа, прилипающего к спине и груди, тугую горячую волну воздуха, исходящую от раскалённой печи, такую, что звон стоит в голове и хочется тут же спрыгнуть с дощатого полка, на котором хлещешь себя что есть мочи припасенным ещё с лета густым веником. И только когда вдруг покачнутся осклизлые стены и застелет глаза солёный банный пот, уносящий вон болезни и усталость, нужно побыстрее выбежать в предбанник и окунуться в пьянящую прохладу. А если ты крепок и играет в жилах кровь с молоком, ныряй прямо в сугроб — и тут же обратно на полок.
Распаренный, малиновый, в душе само умиротворение, идёшь после баньки домой, где тебя уже ждет кружка холодного, только что вынутого из погребка кваску, отлично утоляющего жажду.
...Хороша ты, русская банька! От простуды, от хандры, от всякой слабости и вялости издавна служишь человеку лекарством. И куда там городским душам или ваннам равняться с тобой, срубленной из смолистой сосны, законопаченной мхом, призванной служить долго, надежно. на радость и гостю, и хозяину.
Вл.Назаров
1975-2005 годы.
|