О врожденных основах поведения мало кто знает. Люди совершенно спокойно живут, не задаваясь вопросами, почему они что-то делают именно так, а не иначе.
Врожденные этапы жизненного пути, мотивации воспринимаются, как нечто естественное, имеющееся всегда, как некая вековечная данность жизни человеческой цивилизации, результат ее социального, интеллектуального, духовного развития.
Обыватели, да и не только они, в массе своей очень удивляются, узнав, что их жизнь базируется на огромном поведенческом наследии предков. Ежедневно оно влияет на трудовые, семейные, родительские, сексуальные и иные отношения, из которых соткано многоликое взаимодействие особей популяции человека разумного.
Часто информация о врожденных основах поведения не понимается, не принимается, воспринимается негативно. Сознание человечества находится в плену социологии, психологии, различных гуманитарных наук, проповедующих антропоцентризм, возводящий подчас удивительной высоты и прочности стены между мирами животных и людей.
Тем не менее, незнание и отторжение имеющегося не являются весомыми причинами, по которым не стоит говорить, писать о том, что есть на самом деле.
Люди имеют естественное право знать, из чего состоит человек, как в нем все работает, что и в каком виде он получает от своих предков, родителей, как путь выживания живших до нас влияет на наши повседневные действия.
Полученная информация желающему считать себя умным человеку может открыть глаза на многое, оказать реальную, действенную помощь в преодолении имеющихся трудностей, сложностей, проблем в своей жизни. Будет удовлетворена любознательность. Механика происходящего станет более понятной, психическое состояние более устойчивым.
Изучение врожденного, передаваемого генетическим путем поведения помогает «разъяснить сущность, подоплёку очень и очень многих "странностей" в поведении человека, в отношении которых классическая психология лишь многозначительно бормочет».(1)
Базовые этологические знания способны посодействовать любому старающемуся объективно мыслить человеку, который в своей жизни сталкивается с непонятными, неприятными, опасными ситуациями в отношениях и хочет разрешить их для себя с максимально возможной выгодой при минимальных потерях.
Подобного рода желания вполне реализуемы. Для того, чтобы это произошло, необходимо знать происхождение тех или иных действий, условия и правила их реализации, развития. В этом случае мы будем намного лучше понимать, что делаем сами и что делают другие. Понимание может оградить от совершения весьма серьезных ошибок, предложить поведение, способное изменить ситуацию в лучшую сторону.
Вдумайтесь, родившийся и растущий человек (ребенок, подросток) получает знания, которые приобретались, проверялись жизнью, отбраковывались смертью невообразимого количества предков. В нашем поведенческом наследии заключен мир их открытий, побед и поражений в тех условиях, в которых нужно было выжить.
Модели поведения пралюдей находятся в современных людях.
Это потрясающе!
Врожденное поведение можно понять и объяснить, но не отменить. Его можно изменить, сделав свою жизнь более интересной, спокойной, приятной.
Модели любых объектов в науках материалистического толка являются упрощением, аппроксимацией. Этологические поведенческие модели – не исключение.
Большинству именно упрощение дает возможность познакомиться, представить, понять исследуемый объект.
Не упростив, мы ничего не поймём!
Упрощение, абстрагирование от тонкостей, частностей - основной метод материалистических наук.
«Только после очистки от второстепенных деталей проступают стержневые тенденции и принципы изучаемого объекта. Пытаясь же охватить всё сразу, мы будем беспомощно барахтаться в мешанине частностей и полутонов, до бесконечности коллекционируя различные курьёзы и случаи из жизни. Это годится для художественного произведения, но не для научного исследования».(2)
После упрощения можно уточнять и усложнять, но этим многие занимаются без особого восторга, под давлением профессиональных требований, необходимости выживания. Глубоко «копать» - удел ученых. Это их хлеб и увлекательный путь к освоению еще мало изученных или совсем не исследованных частей мироздания.
Остальные познают мир с помощью упрощенного сложного, способного притягивать внимание, активизировать процессы самопознания, вызывать часто сугубо практический интерес для улучшения качества своей жизни.
Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
(1) Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
(2) Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
| Помогли сайту Реклама Праздники |