Версия, согласно которой славяне пришли на север и восток Восточной Европы с Балканского полуострова, не находит подтверждения в свете последних научных открытий. Об этом ещё будем подробно и аргументированно говорить в последующих главах.
Скорее всего, предки народа Русь, начали селиться на Днепре, и, возможно, на Волге, в период, когда в Восточной Европе начался кризис охоты, и люди каменного века начали осваивать жизнь на реках - примерно 12 – 13 тысяч лет назад. Поясню это предположение. Сегодня бытует представление, что люди начинали осваивать охоту или земледелие, или ещё какой-то новый вид деятельности потому, что научились это делать, то есть сделали такое познавательное открытие. На самом деле, люди переходили от одного вида добычи пищи к другому только тогда, когда полностью исчерпали прежний ресурс пропитания, и начинали уже массово вымирать от голода, только тогда осваивали новый способ добычи пищи.
Такая массовая гибель, сокращение населения и переход к речному образу жизни произошёл, как раз, 12 – 13 тысяч лет назад в Восточной Европе. Предпосылками кризиса охоты стал рост численности людей, сокращение численности копытных животных из-за изменений климата и хищнического их истребления людьми. Кстати, Луганские археологи в книге – «История родного края»,1 рассказывают о следах массового уничтожения копытных животных людьми каменного века. На берегах реки Евсуг (река Донецкого бассейна, протекающая по Беловодскому району Луганской области) археологи нашли много скоплений лошадиных костей с застрявшими в них каменными наконечниками копий и дротиков. По вскрытым останкам можно догадываться, что охотники загоняли табуны лошадей в овраг, и там их всех убивали. Последующие культурные слои, после этого периода, свидетельствуют о сокращении численности населения, видимо, вызванные массовым уничтожением копытных – лошадей и бизонов.
Но вскоре люди начинают осваивать реки, и в культурных слоях появляются удочки, грузила для невода, сложенные так, что видно, что это был когда-то сложен невод. Начался переход к речной жизни, а часть людей занялась уже бережной охотой, когда люди шли за стадами копытных, защищали их от хищников, забирали у табунов только старых самцов, больных и слабых особей, брали у кобылиц молоко, сводя к минимуму уничтожение самих животных. Это и было начало животноводства. Позже, часть людей занялась земледелием, когда и животноводство исчерпало себя.
Русь, которая жила в среднем течении Днепра, где берега реки покрыты густыми лесами и болотами, земледелие в те далёкие времена, было просто невозможным. В то же время, Днепр, который, после таяния ледника, был гораздо шире и глубже современного, содержал несметные количества рыбы, которой с избытком хватало для жизни большого количества людей. Поэтому предки народа Русь заниматься земледелием не могли. Наиболее вероятно, что и в первом тысячелетии нашей народ Русь, не занимался земледелием, если учесть его образ жизни, и то, как его особенности описывают арабские источники: «И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами»2. «Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян»3.
Но как объяснить находки следов земледелия на землях народа Русь? Рядом с народом Русь, селятся Поляки (Поляне) [об этом будем ещё подробно говорить], которые занимаются земледелием, и поэтому в этом регионе находят орудия земледелия и его продукты. Многие находки и вовсе относятся к 11 или 12 векам, когда леса здесь давно вырублены. В связи с этим, интересно сообщение сайта «Я черниговец» (ichernihivets.com.), где рассказано о раскопках на Выползовском археологическом комплексе: «Любопытно, что большинство жителей поселения были военными и торговцами. Сельским хозяйством жители не занимались. Археологи не обнаружили здесь ни орудий для обработки почвы, ни инструментов для сбора урожая. Не было здесь и следов сорняков, которые обычно растут по пшенице».
Местные жители ели преимущественно мясо и рыбу. На месте раскопок были найдены остатки костей, грузил и рыболовных крючков».
Но если жители поселения были даже только военными и торговцами, то будь у них в традиции питание злаками, вряд ли, эти богатые люди (а это богатые люди) отказались бы от традиционного питания. Они питались рыбой и птицей потому, что это традиционный рацион народа Русь. А казаки, потомки народа Русь, – не занимались земледелием вплоть до 18 века, и такая особенность не может возникнуть без основательной на то причины – сложившегося исконного образа жизни предков.
И, если бы, народ Русь пришёл откуда-то с Балканского полуострова, где жил за счёт земледелия, то он и здесь бы вёл свой традиционный образ жизни. Но, народ Русь сохранил те способы существования, которые сложились в каменном веке, и присущие именно лесистой зоне Восточной Европе – зоне, не приспособленной изначально к земледелию: леса и болота.
Но, в связи с этим, необходимо понять, как можно жить, питаясь только рыбой и речной птицей. Ответ на этот вопрос один: это возможно только в том случае, если есть рыбу живой, с кровью. Так питаются северные люди, поскольку растительной пищи способной обеспечить их витамином «С», в их регионе не достаточно. А если употреблять в пищу только то мясо или рыбу, которые подверглись термообработке, или вяленое, или солонину, то скоро у людей начнётся цинга и они просто вымрут. Это подтверждает опыт морских путешествий периода великих географических открытий.
А вот если есть мясо сырым, с кровью, как это делают эскимосы или чукчи, то мясо полностью обеспечивает человека всеми необходимыми для жизни веществами. И рыба, как раз наиболее подходящий продукт для употребления в сыром виде. Например, если забить корову, то сразу можно съесть только небольшую её часть, а остальное придётся подвергать термообработке, так как мясо начнёт портиться. А вот рыба - небольшая по размеру и её можно съесть целиком, сразу, со свежей кровью, когда в рыбе не распались ещё все жизненно важные для человека вещества. Поэтому, Русь и казаки питались, полагаю, именно сырой рыбой, то есть, ели её живой, преимущественно. Частично употреблялась, конечно, и вяленая рыба.
Отсутствие земледелия, способствовало и воинским успехам народа Русь, так как эта особенность, позволяла всему мужскому населению Руси, участвовать в войне, если возникала такая необходимость. А в период, когда большинство соседних народов уже занималось земледелием, и могло выделить из своего народа только небольшую часть своих мужчин, Русь оказывалась в численном преимуществе. Способность мобилизовать всех мужчин нации обычно даёт численное превосходство национальной армии. Так побеждали кочевники, которые шли на войну всем народом, так побеждали Римляне, которые в хозяйственных работах задействовали рабов, а почти все их мужчины шли на войну.
Благодаря особенностям питания, армия народа Русь, как и армия казаков, не нуждалась в продовольственном снабжении из тылов, во время походов любой дальности, так как их пища, постоянно находилась у них за бортом лодки, на расстоянии вытянутой руки. Их образ жизни был подобен образу жизни кочевников животноводов, которые всем народом двигались на любые расстояния, а их пища шла за ними сама.
Они не испытывали те трудности в снабжении армии продовольствием, которые испытывают народы с иным способом питания. Стоит вспомнить, что Иван Грозный, к примеру, долго не мог завоевать Казань именно по причине недостатков снабжения. И только тогда, когда между Москвой и Казанью он построил специальную крепость, где накопили запасы продовольствия и боевых припасов, только тогда он смог одержать победу над казанцами. Ну, а успешные войны дают хорошую практику победителям – именно это и воспитывало у мужчин народа Русь воинское мастерство. Особенности бытового уклада народа Русь, способствовал их к заработку воинским путём, и они стали просто бичом для соседних народов, и нардов Ближнего Востока.
Речная жизнь выработала особенный характер у людей народа Русь. И об этом поговорим в следующей главе.
1. А.Ф. Горелик, Т.В. Вихрова, К.И. Красильников. «История родного края», Луганск 1995. Стр. 14.
2. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 384
3. Там же.
| Помогли сайту Реклама Праздники |