Сюрреализм. Таинственное, парадоксальное , мистическое пространство. Как и в сюжетах Магритта. Однако справедливо ли назвать его сюрреалистом? Чтобы найти ответ, хорошо бы, не слишком погружаясь, определить, что это вообще за сюрреализм такой.
Движение это опиралось на теорию Фрейда о бессознательном. Как же я рискую сейчас сама превратиться в скучную серую тетку! А ведь намеренно отказалась от вводных вроде «родился, вырос, не состоял, не привлекался», чтобы не нагружать фактами, которые без труда можно загуглить, кому интересно.
Итак, Фрейд и бессознательное. Согласно его учению, бессознательное, как некий резервуар, хранит в себе те эмоции, желания и фантазии, которые, в силу разных социальных причин, человек вытесняет, прячет. Сюрреалисты же этот резервуар как раз решили вскрыть и использовать, как главный инструмент творчества.
Вот что говорил отец сюрреализма поэт и писатель Андре Бретон:«Сюрреализм - это физический автоматизм, через который человек устно, письменно или в любой другой форме способен выразить истинный ход мыслей. Выражение мыслей без контроля через разум, по другую сторону эстетического или этического осмысления». Проще говоря, полный отрыв от стандартов и стереотипов. Гротеск. Если посмотреть на работы 1920-х годов парижского бюро сюрреалистов, то можно, конечно, крутануть пальцем у виска или же, что справедливо, понять исторический контекст. Весь этот скульптурно-коллажный хаос создавали люди не с двумя левыми руками, это были мастера, владеющие академической техникой. В этом, как мне кажется, и смелость. Или дерзость. Дух революционизма. Чем неправильнее и бессознательнее,тем лучше.
В картинах Рене Магритта гротеск, как я это вижу, все-таки форма. Своим фирменным стилем, плакатно-рекламной техникой он в каждой работе создает конфликт. При всей похожести на сюрреалиста, Магритт больше им казался, чем был. Кстати, с парижским клубом, куда Рене Магритт входил во многом благодаря своей работе «Потерянный жокей» (1925), в итоге произошел разрыв, и общество сюрреалистов художника отвергло. Магритт будто бы и сам чувствовал, что идейно не принадлежит этому кругу и не все ценности разделяет. А главное, он точно знал, что хочет сказать. В его творчестве нет власти бессознательного. Содержание, посвящение, суть того, что он творил - поэзия. Именно в поэзии весь неуловимый таинственный смысл его загадок.
«В работе «Империя света» я изобразил два разных действия: ночной городской пейзаж и небо, каким мы видим его днем. Городской пейзаж заставляет нас думать о ночи, а небо - о дне. Я нахожу в этой одновременности удивительную волшебную силу. Я называю это силой поэзии.» Р. Магритт
Образы и предметы, которые Магритт передает нам языком примитивности и повседневности, как будто из учебников в начальной школе, во взаимодействии изменяются. Все подчиняется странной поэтической логике, и мы видим привычные предметы в абсолютно новом свете.
В названиях же, как говорил сам мастер, не существует никаких объяснений, как и сами картины не являются иллюстрациями к названиям. Связь между изображением и его именем - поэтическая, то есть такая, определенные признаки которой наше привычное сознание игнорирует или не может определить.
Не был Магритт и романтиком. Он презирал посредственность и боролся с привычкой мыслить обывательски. Как именно боролся?
Вероломство образов. По ту сторону. Философская лампа.
О чем эти работы ( и не только)?
(Продолжение на очереди)
Продолжение цикла «Поэзия Магритта».
Начало тут:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=144175