Аля Хатько & Олег Вайнтрауб
К Т О И Щ Е Т . . .
Глава 31. Последний полет.
Шел 1943 год. После грандиозного разгрома немцев под Сталинградом, они готовились к реваншу под Курском. По данным разведки там собирались огромные силы. Гитлер решил во что бы то ни стало выиграть это сражение, чтобы наступил перелом в войне. Красная Армия тоже готовилась к этому сражению, собирая силы и средства на этом фронте. Сотни и даже тысячи танков двигались в сторону Курска. Не бездействовала и авиация. 21-й завод освоил выпуск новых истребителей Ла-5 и Ла-5Ф. Но летного состава на них катастрофически не хватало. Центр по переучиванию на новую технику работал в полную силу. Но новая техника есть новая, не все сразу удается предусмотреть конструкторам. В процессе эксплуатации выявляются новые и новые неисправности, из-за чего машины простаивали, а значит подготовка новых летчиков задерживалась. А фронт торопил.
Инженер 2-й эскадрильи Ярослав Калюжный вместе со своим техническим составом сутками не уходят со стоянки, ремонтируя и вводя в строй самолеты. А тут еще начались проблемы с масляными фильтрами. Нужно сказать, что масло для двигателей поступало, скажем, не самого высокого качества, от чего фильтры забивались и двигатели работали неустойчиво. Попытались самим чистить фильтры, но ничего не получилось. Нужны были новые. Заказывать новые через довольствующие органы - дело хлопотное и долгое, а время не ждет. Тогда инженер решил обратиться прямо на завод, хотя по опыту знал, что там неохотно делиться с ними этими запчастями. Но все же решил попробовать. Доложил обстановку своему командиру эскадрильи, попросил его чтобы тот через командование центра пробил вылет на завод. Капитану Бородулькину удалось убедить старшего инженера центра в необходимости такого полета. Наконец, разрешение было получено. Решили лететь на двухместном У-2. Пилотировать самолет решил сам командир, инженер был у него за пассажира. Каждый из них имел еще и свою собственную цель для этого полета. Павлу хотелось встретиться с женой, а Ярославу хотелось попытаться найти Варвару. Но каждый из них не знал, что речь идет об одной и той же женщине.
Вылетели на рассвете с тем, чтобы попасть к началу рабочего дня. Хотя работа на заводе шла круглосуточно, но некоторые службы, типа складов, все-таки придерживались распорядка дня. Расстояние от центра до завода в 200 км предстояло преодолеть меньше чем за два часа на У-2. Шли на высоте 200 м. Маршрут пролегал, в основном, над лесом. К 8 часам приземлились на заводском аэродроме. Договорились встретиться в час дня в столовой. Ярослав сразу отправился отдел снабжения “выбивать” запчасти, а Павел зашел в конструкторский отдел. В сам отдел его не пустила охрана, но вызвали Варвару. Варя очень обрадовалась внезапному появлению мужа. Предупредить о своем визите он не мог, поэтому их встреча оказалась спонтанной. Они уже давно не виделись. Каждому из них было, что рассказать друг другу. Варя заскочила в отдел и предупредила Главного конструктора, что по личному вопросу будет отсутствовать несколько часов. Обещала потом компенсировать свое отсутствие ударной работой. Они нашли в заводоуправлении укромное место, где можно было общаться без посторонних свидетелей.
Ярославу же пришлось долго бегать по кабинетам, прежде чем он получил разрешения получить со склада указанные запчасти. Освободился только перед самым обедом. У него оставалось еще 15 минут до назначенного времени встречи. Сразу отправился в цех, где видел стенд с фотографией Вари. Спрашивал у женщин, показывая на ее портрет, где ее можно увидеть. Женщины только пожимали плечами. Только одна, которая постарше, сказала, что была такая у них в цеху, но теперь она работает в конструкторском отделе. Взглянул на часы, оставалось еще 10 минут и почти бегом помчался в крыло здания, где находился конструкторский отдел. Встретила его охрана. Он объяснил, что ищет Лопатину Варвару. Охранник сказал, что такой он не знает и заглянул в отдел. Там ему ответили, что Варвара отпросилась и ушла по личному делу. Разочарованный Ярослав поплелся в заводскую столовую, сел за столик и стал ждать Павла. Тот опоздал почти на 10 минут. Извинившись, сказал, что задержался с женой. Ярослав удивился, ведь Павел никогда даже не заикался, что он женат. Выстояв с подносами очередь, молча поели. Каждый думал о своем. Опять Варя ускользнула от Ярослава. Такая была возможность! Как он надеялся на эту встречу! И опять не повезло!
После обеда Павел отправился в диспетчерскую за разрешением на обратный вылет, а Ярослав пошел готовить самолет на вылет.
Разрешение на вылет долго не давали, наземные ВНОС посты сообщали, что в районе замечены немецкие истребители. Но Павел уговорил диспетчера Ярошенко, сказал, что лететь им недалеко и полетят “нызенько-нызенько” у самой земли. Скрепя сердце, диспетчер дал “добро” на вылет. Вылетели и пошли на бреющем полете, действительно, чуть ли не касаясь верхушек деревьев. Полет проходил спокойно. Но когда до центра оставалось менее 15 минут полета высоко в небе появился немецкий мессер. Он успел заметить у земли крылатую тихоходную “птичку” русских и решил позабавиться. Боезапас у него еще оставался, и он пошел на снижение. Первым заметил его Ярослав, внимание Павла был сосредоточено на полете на предельно малой высоте.
- Командир, над нами мессер” - прокричал почти ему на ухо, стараясь перекричать звук мотора.
-Уже вижу.
И Павел начал резкие маневры, насколько позволяла аэродинамика этого беззащитного тихохода. Он бросал самолет из стороны в сторону, снижался чуть ли не до высоты крон деревьев, огибая высокие ели. Немец пронесся над ними, выпустив перед их самым носом длинную трассирующую очередь из пулемета. Затем снова взмыл вверх и пошел на новый заход. На этот раз его пули прошили сразу два крыла, оставив в них дыры. В третий раз пули прошлись по фюзеляжу и мотору. На глазах у Ярослава одна пуля ударила в голову Павлу, но, скорее всего, прошлась по касательной, распоров шлемофон летчика. И куда-то другая пуля угодила в мотор, который загорелся. Вначале пламя вырывалось откуда-то из одного цилиндра, а потом оно становилось все ярче и все больше разгоралось.
- Ярослав, я ничего не вижу, кровь заливает глаза. Надо садится.
- Командир, садиться сейчас нельзя, под нами сплошной лес.
- Держись, командир, еще минут пять и будем на своем аэродроме.
- Подсказывай, я ничего не вижу.
- Не опускай нос, ручку на себя. Вот так, так и держи, сколько сможешь
Немецкий истребитель сделал еще один заход, решив на этот раз покончить с этой русской “этажеркой”.
Летчик хорошо прицелился и нажал на гашетку. Но выстрела не произошло. Боезапас закончился. В сердцах он даже плюнул и поняв, что здесь ему делать больше нечего, убрался восвояси.
А несчастный У-2 продолжал ковылять в небе к своему аэродрому. Вот уже вдали показалось открытое летное поле, а пожар продолжался. Теперь горел уже весь двигатель. Сейчас пожар перекинется на фюзеляж и тогда вспыхнет весь самолет. Ярослав видел, что Павел опустил голову.
- Паша, держись, не отключайся! Уже виден наш аэродром. Еще немного продержись!
Командир поднял голову и потянул резко ручку на себя.
- Не задирай нос! Потеряем скорость и рухнем!
Огонь добрался до фюзеляжа в районе кабин. Горело уже с двух сторон. Если так пойдет дальше, перегорят тросы управления рулем высоты и руля поворота, тогда точно уже рухнем, - подумал Ярослав
А под ними еще лес. Прошло несколько мучительно долгих тяжелых минут прежде чем перед ними закончился лес и открылось летное поле. И тут мотор стал “чихать”.
- Паша, убирай потихоньку газ и плавно ручку на себя.Вот так. Хорошо.
Израненный самолет стал плавно снижаться и уже коснулся щасси земли.
- Газ убери полностью! - продолжал командовать Ярослав, но командир его уже не слышал. Он был без сознания.
Самолет, пробежав еще метров 70 остановился и теперь вспыхнул уже весь. Горели перкалевые крылья, горел фюзеляж. Пока самолет бежал, Ярослав уже выбрался на крыло и стал вытаскивать командира. Очень мешал парашют, а избавиться от него в кабине был сложно, пришлось летчика тащить вместе с парашютом. А теперь еще огонь лизал его ноги, уже на нем горел комбинезон.
И тут огонь добрался до бензобака и вспыхнул еще более ярким пламенем. Но к самолету уже бежали десятки людей. Наконец Ярославу удалось вытащить из кабины летчика и, превозмогая боль от ожогов, оттащить его подальше от самолёта на траву. В это время к самолету подбежало несколько человек и мчалась пожарная машина. Люди стали тушить на летчиках горящие комбинезоны.
Там в задней кабине на полу фильтры. Не дайте им сгореть, - попросил Ярослав и отключился.
(продолжение следует)
| Помогли сайту Реклама Праздники |