Русская школа сходит с ума?
Желание обновления – желание похвальное. Всегда. Везде. В любой сфере человеческой деятельности. Это суждение уже давно стало постулатом, оспорить который никому даже не приходит в голову.
В последние несколько лет российская школа начала проявлять активность в этом вопросе.
Не стану говорить здесь о пресловутом ЕГЭ, про который сказано и написано уже великое множество слов, сложившихся в пламенные и не очень суждения.
Теперь ещё стали создаваться «образовательные холдинги». Звучит инновационно, не правда ли?
Изначальный посыл для их формирования был даже логичен: ликвидировать гигантскую армию чиновников, возникшую «при образовании». Что же происходит на самом деле?
Вот конкретный пример.
Школу, в которой я работаю вот уже 30 лет, то есть со дня её основания, объединили с соседней, ещё более старой школой и приплюсовали к ним 3 детских сада.
Сочетание более чем странное. Ведь воспитание в детском саду и школьное научение - две совершенно разные специальности. Скажи мне, учителю с 39-летним стажем, возьмись обучать ребёнка в детском саду, и я скажу: «Нет!» Ведь это совершенно всё другое. Две разных специальности. Я даже представить себе не могу, каак к этому подступиться.
И что же? Думаете, руководства стало меньше? Отнюдь. Директора и школ, и садов остались на своих местах. Только теперь над всеми ими появился ещё и генеральный директор, постепенно обрастающий кучей каких-то «немыслимых замов». Вот, появился, например, «зам. по закупкам». Это что? При всём том, что в каждом из пяти подразделений остались завхозы.
Далее. «Молодой и дерзкий» генеральный директор (30-летний человек) решил «учинить кровопролитие» прямо по Салтыкову-Щедрину. И учинил.
Смешал две совершенно нормально работавших школы воедино и решил, что в одном здании будут учиться ученики 1 – 6 классов, а в другом 7 – 11-ых. Логика такого разрыва совершенно не понятна. Сам директор объяснить этого не может и даже не пытается. В том здании, где учатся младшие, раскурочены и полностью уничтожены кабинеты физики и химии, уникальный кабинет-музей литературы.
Большая часть учителей работает и в том, и в другом здании. Расстояние между ними небольшое, всего метров триста. Но за 10-минутную перемену учитель должен выпроводить класс, собраться, перебежать в соседнее здание и там приготовиться к уроку, чтобы хоть как-то его провести. А «хоть как-то» потому, что потом опять придётся возвращаться в другую школу.
Большинство учителей, как вы понимаете, - это женщины. А когда на улице зима, длящаяся большую часть учебного года в нашей стране? Вы же понимаете, что эти «перебежки» становятся настоящей проблемой. А если класс дежурит по школе, а у классного руководителя в это время уроки в другом здании? А если с ребёнком (упаси бог!) что-нибудь случилось, и классного руководителя опять нет?
Дети тоже «путешествуют» из одной школы в другую, потому что кабинеты домоводства и технического труда есть только в одном корпусе. Зимой, опять же, разве уследишь за тем, чтобы все оделись, переобулись и застегнулись, чтобы не простыть?
Совершенной нормой стало, что уроки, например, русского языка и литературы в 9-ом классе могут проходить в трёх разных кабинетах, в одном из которых (кабинете географии) даже нет доски.
Думаю, что именно отсутствие опыта в руководстве школами и вообще в преподавании, абсолютное непонимание самого механизма школы, приводит к тому, что администрация по отношению к учителям ведёт себя в высшей степени пренебрежительно и агрессивно. Ведь, как известно, лучший способ защиты – это нападение.
«Инновации» же директора сводятся к благоустройству территории, перестиланию линолеума в коридорах и классах и замене штор на окнах на жалюзи.
Итогом этой кажущейся кипучей деятельности стало традиционное - «у семи нянек дитя без глазу». При огромном количестве замов, всем в школе стало не до детей, включая учителей, потому что те озабочены то бесконечными переездами из кабинета в кабинет, то перебежками из школы в школу, чтобы дать хоть какие-нибудь уроки.
Бороться?..
Ответ администрации всегда иезуитски изобретателен: может, вам взять лицензию и заняться репетиторством, а не работать в школе?
… Пишу сумбурно и сбивчиво, потому что болит душа о школе, куда пришли руководить Павлы Власовы. Был такой герой в романе Горького "Мать». Старшее поколение его, малообразованного, но дерзкого и упрямого, ещё помнит. А ему ведь всё равно, чем руководить. Можно школой, а можно и Большим, например, театром. Так, наверняка, чтобы быть новым и «борющимся», он заставил бы танцевать великих балерин «Лебединое озеро» в кирзовых сапогах.
Господи, помилуй! Что я несу-то от отчаяния!!
В школе эти «модные инновации» менее заметны обществу, чем кирзовые сапоги в Большом, но не менее катастрофичны.
Люди! Помогите!! Помогите спасти будущее нашей нации – наших детей!!!
|
К сожалению, наблюдая реальность со стороны, можно ожидать только ухудшение....
КАК я хочу ошибиться!